«Я поставил свечку Богу»
Среди имен русских художников — мастеров религиозной живописи по праву одним из первых должно быть упомянуто имя Виктора Михайловича Васнецова.
Во времена расцвета художественного таланта Васнецова древняя русская икона, «умозрение в красках», была практически неизвестна. Старые работы еще не умели очищать от наслоений более поздних времен, и потому взгляду современников живописца предстояли просто «черные доски». «Отжившее средневековье» — так называл искусство старой традиции XIX век, век позитивизма. «Черным доскам» молились простые люди, народ, а вот образованная публика требовала, чтобы «всё было как в жизни». Русские живописцы в своих произведениях на религиозную тематику ориентировались на мастеров Ренессанса, «итальянское письмо», создавая в итоге работы, мало чем отличающиеся от светских. Глядя на работы художников того времени, можно заметить, что при несомненном таланте исполнителя, богатстве технических приемов, безупречности письма получившееся произведение все-таки не переходит ту грань, за которой кончается оригинальность автора в трактовке (порой весьма далекой от Священного Предания) того или иного евангельского сюжета, и единственно значимым в картине становится всеобщее, всечеловечески важное; религиозное. Васнецову эту грань удалось перейти. Дух, который «дышит, где хочет», живет в работах сына сельского священника.
Наиболее значимым вкладом Виктора Васнецова в русскую религиозную живопись является роспись Владимирского собора в Киеве. На Васнецова там была возложена основная часть работы — купол, центральный неф, образа главного иконостаса. Всего же площадь написанного художником в этом храме за 12 лет (1885–1896) составляет около 2000 квадратных метров.
Запрестольный образ Богоматери с Младенцем — самая известная из росписей Васнецова во Владимирском соборе. Изображение Богоматери с Христом-Младенцем на руках, выступающей из мерцающего золотого света и идущей по облакам, стало одним из любимейших образов сразу после освящения собора. Как удивительно передана женственность, одухотворенность, сила материнской любви Пресвятой Богородицы в нем, так и фигура Младенца на Ее руках передает ощущение предстоящего Ему подвига.
Эту роспись Васнецова в Киеве почитали как настоящую икону. По городу ходила легенда о том, что эта часть апсиды первоначально предназначалась под образ св. князя Владимира, но сырые пятна, проступившие на штукатурке, обозначили очертания Богоматери, что было истолковано как Божие благоволение к замыслу художника.
Под этой росписью Васнецовым помещена композиция «Евхаристия», завершающая тему Христа, Которого на «вольные страдания» несет Богоматерь в верхней части. В «Евхаристии» тонко переданы характеры и особенности апостолов: мудрец Иоанн Богослов, экспансивный Петр, суровый и аскетичный Павел… По обеим сторонам картины, на пилонах алтаря, изображены Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил в парчовых облачениях.
«Христос-Вседержитель» — роспись в своде главного купола. При взгляде на нее создается впечатление объемности изображения: объемна фигура, объемна одежда (плащ), звезды за спиной Христа словно бы движутся по ночному небу. В левой руке Господь держит Евангелие, правая поднята для благословения.
Работа «Единородный Сын — Слово Божие» изображает Христа в облике юноши. Замечательно подобраны краски, передающие голубизну и золото небес. Христос окружен четырьмя животными (образ, возникающий в Откровении Иоанна Богослова), которые символизируют здесь четырех евангелистов.
Роспись на тему «Тако возлюбил Бог мир — Сына Единородного дал есть нам» состоит из двух частей. В нижней — распятый Иисус Христос. Мучением и смертью Его завершилось величайшее дело спасения рода человеческого. В верхней части Креста — бушующая стихия: сама природа содрогается в этот момент. Ангелы у Креста пытаются закрыть крылами Его тело; два Ангела ухватились за перекладину Креста, словно бы намереваясь унести его прочь от земли, на которой возможны такие злодеяния. А вверху, отделенная орнаментальным поясом, — небесная часть действа. Скорбит Бог-Отец, отдавший Сына на заклание. Руки Его разведены в настолько узнаваемом любым человеком жесте, что не остается сомнений в отношении Господа к произошедшему. Серафимы, окружающие престол, не смея взглянуть на Него, опустили свои лица долу.
«Преддверие рая» запечатлевает момент, когда Христос воскрес и праведники, получив свободу, уже пред дверьми рая. В центре триптиха — три главных архангела: Архистратиг Михаил, архангелы Гавриил и Рафаил. Справа от них — разбойник, уверовавший на кресте, рядом — Адам и Ева; руки Евы сложены в молитвенном жесте, словно она не верит такому счастью — возвращению в потерянный рай. Рядом с ними — Авель, Мария Магдалина, другие великие святые. Среди них — равноапостольный св. князь Владимир с женой Анной, их дети — Борис и Глеб.
В общей сложности Виктор Васнецов создал во Владимирском соборе 15 сюжетных полотен и 30 ликов на стенах. Каждая картина заключена в рамку с орнаментом, отличным от других и подчеркивающим, по замыслу художника, особенности данного произведения.
Помимо росписей на евангельские темы, Васнецов также трудился в соборе над сюжетами из русской истории. Ведь храм был построен к 900-летию Крещения Руси, и общей темой, можно сказать, была история русской веры.
Закончив работу, Васнецов, по его словам, «поставил свечку Богу». Этот труд он считал главным делом своей жизни. Из достаточно замкнутого мира выставок, коллекций, музеев Васнецов возвращал искусство туда, где оно могло служить всем людям в их повседневной жизни. Объединить всех — простонародную и просвещенную части русского общества, «интеллигенцию и народ», по замыслу художника, можно искусством, выражающим общие для всех национальные верования и идеалы, искусством, доступным и понятным всем и каждому. И сделать это необходимо в храме: ибо «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
Подготовил Виктор Обухов
Виктор Васнецов и Александра Рязанцева>>
31.12.2021