X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Наставления митрополита Филарета

О жизни

Нам дано «золотое правило»: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7: 12). Кто из христиан не знает этой основополагающей заповеди Христа Спасителя? Мало кто… А кто способен не то чтобы жить в соответствии с ней каждый день и каждый час, но хотя бы попробовать принципиально соблюсти это правило в течение одного дня своей жизни? Полагаю, ответ будет тот же.

Жизнь — великая школа! Мы все являемся учениками Христа, а на Страшном Суде каждому из нас надлежит сдать экзамен по прожитой нами жизни. И Писание говорит нам, что мы должны вникать в себя и в учение постоянно (ср.: 1 Tим. 4: 16).

Жизнь — это не срок... Это прекрасное время, мужественное и суровое, нежное и увлекательное, интересное и трудное. Время подготовки к Вечности... И надо успеть сделать одно дело, которое каждым достигается по-своему, неповторимыми способами, уникальными средствами: нужно стать Человеком, который достоин быть образом и подобием Бога, своего Творца.

Радость бытия, мне кажется, чаще всего заключается в очень простых вещах. Например, в хорошем самочувствии. В том, что живы твои родные и близкие и что у них есть свои домашние очаги. В том, что вечером старики и дети могут выходить на улицу без опаски.

Как жить? Жить с чувством ответственности перед Богом за каждый свой — прежде всего свой! — поступок, за каждое свое — прежде всего свое! — слово. Пусть каждый из нас взвешивает любой свой поступок на весах совести. И если совесть молчит, если она не обличает нашу бездуховность, нашу безответственность; если она не понуждает нас к добру, — это беда. Всякий человек грешен, но, к сожалению, не всякий хочет всматриваться в свою греховность как первопричину наших бед, внутренних нестроений, болезней — и социальных, и личных. Самоуспокоенность очень опасна. Хорошо бы всем нам не иметь иллюзий относительно собственной безгрешности…

Как жить? Жить с любовью. Любить людей вокруг себя, беречь их, даже если они часто проявляют не лучшие свои качества. Возгревать в себе и в своих детях навык любви к ближнему, снисходительность, прощение обид. Это трудно, но необходимо. Не оскорблять ничьего человеческого достоинства и не терять его в себе, памятуя, что человек — творение Божие, созданное по образу и подобию Бога, и уже потому достоин любви и уважения. Не будем же терять облик человеческий, будем стремиться сами быть достойными любви ближнего!

Сегодня каждый из нас должен жить, как если бы он был одним из последних, который может спасти свой город, свой народ подвигом веры и личного благочестия. Какое число исполним мы? Число погибели или спасения? Решение этого вопроса — личный удел каждого.

В каждой стране, в каждом народе, в каждом селении есть мера тех, кто удерживает священный дар жизни в этом месте, — удерживает его здесь и сейчас. Это и есть то малое стадо, ради которого непрестанно действующая тайна беззакония все-таки не совершается.

О семье

По учению Церкви, союз мужчины и женщины, составленный добровольно, без принуждения, вечен. Он не подлежит разрыву, прекращению, особенно если благословлен Церковью.

Человеческая семья, построенная на камне веры, бессмертна, как и бессмертны души ее членов.

Любовь земная — это икона любви Небесной.

Мир изначально троичен по образу и подобию Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Так, семью слагают муж как каменная стена, жена как тепло очага и дитя как дар Божий.

Мы слышим из уст Сына Божия новое, удивительно глубокое и предельно четкое определение семьи: …оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19: 5, 6). В этих словах заключены богословские и психологические, биологические и социальные основы как общего учения о семье, так и повседневной практики семейной жизни.

Семейный союз сохраняет свою силу и в жизни будущего века, где, как мы знаем из слов Сына Божия, ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам (Лк. 20: 35, 36).

О браке

Брак — это не праздник и не прогулка по жизни! Это подвиг, который в таинстве Брака венчается царскими венцами во образ будущего Божественного воздаяния. Кто этот подвиг осуществит и пройдет всю жизнь в паре с любимым и любящим супругом, принося в жертву свое себялюбие ради единства и любви, — тот венчается Богом венцом истинным вовеки.

Любовь — это подвиг. Когда в Церкви совершается таинство Венчания, Церковь поет: «Святые мученики!» А почему? Потому что жизнь мужа и жены, молодых, неопытных, юных сердец, увлеченных друг другом, рассматривается как подвиг. Это подвиг, дорогие мои! И потому научитесь хранить возникшее между вами чувство любви всю жизнь. Научитесь уступать друг другу.

Христианский брак во главу угла ставит первую заповедь закона жизни: Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12: 29, 30). Чем больше способен человек любить Бога, тем крепче он возлюбит и своего ближнего, тем сильнее будут драгоценные узы супружеской любви, тем меньше будет оснований для пресловутого конфликта поколений.

В Ветхом Завете расторжение брака, измена супругов рассматривались как грех пред Богом, как беззаконие. Поэтому в том, что сегодня понятие семьи уходит из нашей жизни, а на его место приходят «партнерские отношения» между мужчиной и женщиной, мы видим признак духовно-нравственной катастрофы. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, — гласит Евангелие (Мф. 19: 6).

Появление в наше время демографической проблемы является свидетельством глубокого нравственного нездоровья общества, в котором произошла подмена традиционных нравственных ценностей чуждыми, привнесенными извне понятиями. И в результате то, что раньше воспринималось как радость, как источник семейного и личного счастья, ныне всё чаще воспринимается как нечто нежелательное, обременительное.

Мы знаем о всевозможных социальных экспериментах и новшествах в области совместного жительства мужчины и женщины. Но заметьте: все они исключают из своего оборота термин «семья». Когда мы слышим такие словосочетания, как «гражданский брак», «супружеское партнерство», «брак по контракту» и прочие, то, естественно, понимаем, что семьей всё это назвать даже у самих экспериментаторов язык не поворачивается.

О мире

Современный мир испытывает острый дефицит богодарованной свободы. Общество переполнено ее многоликими заменителями, которые развлекают душу, но не способны дать ей мира и духовного покоя. Нам всё труднее становится говорить о простых истинах. Трудность же заключается в том, что все истины постепенно стали товаром на потребительском рынке. Слова обесцениваются, поступки становятся излишними. И только кризис оказывается способным обратить нас в этой ситуации к истокам, помочь нам увидеть друг в друге не только безликих партнеров в общем бизнесе, но и личностей, взыскующих смысла жизни в Боге.

В химии, физике и сопредельных областях науки применяется такое определение, как свободные радикалы. Это такие молекулы или атомы, которые в силу своего строения способны к независимому существованию, нестабильные и короткоживущие; впрочем, некоторая их часть обладает стабильностью и потому выделена в индивидуальном состоянии. Они парамагнитны и способны быстро вызывать и поддерживать различные реакции. Когда дело касается человеческой биохимии, то провокация и развитие раковых опухолей, старение клеток и угнетение иммунитета — это их поле деятельности. В обществе людей также есть типы, вполне подходящие под определение свободных радикалов. Независимы, потому что неспособны к долговременным человеческим отношениям, например семейным. Парамагнитны, потому что их убеждения и мировоззрение начинают быстро перестраиваться в любом идеологическом или псевдорелигиозном поле, имеющем знак, который противоположен общепринятому. Именно они поддерживают всякие социальные брожения, бунты и революции, они ослабляют социальный иммунитет и представляют раковую опухоль под видом клетки, которая наконец-то достигла бессмертия. Они формируют под это дело новую религию или философию и новый мировой порядок. Большая их часть живет недолго, потому что революция всегда пожирает своих творцов, а относительно стабильные виды начинают править тем, что им достается.

Одиночество — это нестерпимая боль, противоестественная человеческой природе. Люди пытаются заглушить ее алкоголем и агрессией, развратом и наркотиками. Но боль не проходит, она погружается в глубь человеческого естества и разрушает его. И тогда человек дичает. Дикими становятся не только ярко выраженные антисоциальные типы или агрессивные обитатели общественного дна. Дикие выходки, немотивированные и маниакальные преступления нередко совершают люди вполне приличного вида и социального положения. Сегодня особая тревога современного общества и на Западе, и на Востоке связана с детской преступностью, небывалый рост которой вызван детским одиночеством.

Сегодняшний мир болен. Но болезни его не от старости, и страдания его — не от внешних причин.

Глобальное искушение нынешнего времени состоит в пересмотре всей системы нравственных ценностей человеческого рода и в небывалой доселе доступности всего, что связано с пороком в широчайшем смысле этого понятия. Эта лавина нарастает по мере того, как из общественного сознания планомерно устраняются христианские основы мировоззрения людей и образа их жизни. Оба эти процесса взаимосвязаны и взаимозависимы, оба они ведут к деградации.

Времена всегда сложны. Вы, к примеру, можете определить, когда были «простые времена» в мировой или отечественной истории в течение двух последних столетий? Вот и я не могу. И апостол Павел, судя по всему, не смог бы, да и не стал бы этого делать. Поэтому он сказал то, что нам надлежит помнить во все века, в любые времена: Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13: 8).

Я глубоко убежден в том, что глобальные проблемы решаются на уровне конкретных человеческих сердец. Обретая радость быть вместе в союзе мира (см.: Еф. 4: 3), будем щедро делиться ею в своих семьях, среди наших дальних и ближних. Будем свидетельствовать о существовании духовного измерения в нашей жизни, о возможности отношений, основанных на доверии и любви, о том, что мы призваны жить вместе в диалоге религий и культур. Так мы сможем быть действенными соработниками Христа, быть блаженными миротворцами (см.: Мф. 5: 9), которые во всякое время будут победителями. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5: 4). Христос посреди нас — и есть и будет!

Если мы рождены в этот мир — будем помнить, что Бог любит нас!

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

14.12.2021

Просмотров: 132
Рейтинг: 4.9
Голосов: 20
Оценка:
Комментировать