«Любовью и единением спасемся» (часть 2)
— По благословению святейшего патриарха вы начали снимать фильм об игумене земли Русской — святом Сергии Радонежском, но съемки были приостановлены. Преподобный Сергий — объединитель Святой Руси, его слова «Любовью и единением спасемся» сегодня не менее актуальны, чем в XIV веке. Намерены ли вы вернуться к этой работе?
— Я захотел поставить фильм о преподобном Сергии Радонежском в 1999 году. Долго и трудно к этому шел. Накануне 700-летия святого Сергия я предложил бывшему министру культуры России поддержать этот фильм. Поддержки не было. Тогда я отыскал частные деньги и начал работу с лучшим оператором мира Вадимом Ивановичем Юсовым, с которым мы делали «Иваново детство» и «Андрей Рублев».
Мы построили совершенно удивительную часовенку святого Сергия Радонежского — рубленную топором, без гвоздей. Работали год, но деньги закончились. Еще через два месяца умер оператор. Я пришел к новому министру культуры России, показал ему пробы, сказал, что на создание фильма нас благословил святейший патриарх. Ответ министра: «Сделайте блокбастер о Сергии Радонежском. Экшен "Куликово поле"»…
Сейчас всё остановлено. Я лично передал святейшему патриарху сценарий и, как ныне говорят, трейлер — видео на три минуты. Недавно получил ответ, где сказано, что Русская Православная Церковь готова оказать консультативную поддержку фильму. Это уже очень много.
Патриарх фактически еще раз подтвердил благословение.
Что будет дальше, не знаю. Деньги требуются немаленькие. Нужно построить лавру, которая была при преподобном Сергии Радонежском. Она деревянная, но строить надо добротно. Воссоздание быта того времени, конница, одежда тоже требуют больших затрат. Если даст Бог сделать фильм, всё это потом можно будет передать Троице-Сергиевой лавре: они смогут создать музей и показывать людям, каким был монастырь во времена преподобного Сергия. Деньги не пропадут. Всё зависит от Промысла Божьего…
— Николай Петрович, продолжим тему единства. В вашей фильмографии есть картина «Отменивший войну» о событиях 1993 года в Белом доме, вы были в Сербии во времена бомбардировок НАТО, поддерживаете жителей Донбасса. Это же звенья одной цепи… Сегодня идет большое давление на Россию, Украину, Беларусь. Что нам необходимо, чтобы выстоять?
— Нам очень трудно. Но трудно на Руси было всегда.
И при преподобном Сергии Радонежском было трудно. И отдельно жили князья, и друг друга убивали, и предавали, и с Ордою ходили брат на брата. Но святой Сергий Радонежский нам оставил завет: «Любовью и единением спасемся». Значит, надо пробовать как-то любовью налаживать это единение.
Помню, на заре перестройки по радио «Свобода» слышал фразу: «Цель перестройки в том, чтобы приблизить русских к западным стандартам, чтобы произошла мутация русского духа. Русских нужно выбить из традиций». Они над этим работали. Вроде что-то удалось. Поколение воспитано, а всё равно появляется Женя Родионов (российский пограничник, убитый в 1996 году чеченскими боевиками за отказ снять православный крест и принять ислам. — Прим. ред.), который не снимает креста перед убийцами и не отрекается от веры.
Загадочная русская душа… А почему она загадочная для Запада? Я знаю ответ. Западная цивилизация построена на самоутверждении — на правах человека, на самости. Наша русская цивилизация по Промыслу Божию зиждется на самоотдаче. Вот это непонятно для людей Запада. Как можно жертвовать жизнью? Падать на амбразуру, закрывая ее своим телом? Генетика по-прежнему работает, как бы ни искажали и ни извращали русский дух.
Русские, украинцы и белорусы — соль земли Русской.
Это наваждение, эта игра в «незалежнасць» родных братьев пройдет. Я уверен в том, что это когда-то закончится, и мы вновь будем единым народом с полной самостоятельностью Беларуси и Украины. Но народ единый — братский, с одной экономикой, армией, границами, валютой. У нас одна Родина.
Блиц-опрос:
— Святая Русь для вас — это…
— Горний Иерусалим, недосягаемый для нас, грешных русских людей — пьющих, блудящих, предающих. Но это тот идеал, к которому мы должны стремиться и всё делать ради того, чтобы себя побороть, свою гордыню, свои грехи. «Спасись сам…»
— В чем сила русского человека?
— В правде. Об этом еще святой Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде».
— Сейчас ваш окоп в борьбе за правду…
— На передовой, в борьбе за душу человека. Алексей Толстой говорил: «Художники — это авангард, идущий перед войском, на который всё войско посматривает с недоверием». 30 лет в труднейших условиях «Золотой Витязь» идет в авангарде и одерживает победу.
— Главное в жизни для человека?
— Вера в Бога, иначе он напрасно проживает жизнь. Если есть связь с Создателем, всё освещено особым светом.
— В чем вы видите смысл своей деятельности, своего творчества?
— Успеть послужить Господу и Отечеству. Посмотрите, сколько гениев-пророков было на Руси! Их помнят, потому что они служили Господу и Отечеству…
— Что спасет мир?
— «Спасение России есть спасение мира, гибель России есть гибель мира». Когда сербов в 1914 году в очередной раз поставили на грань полного уничтожения, их воевода Никола Пашич бросил клич: «Нам нет спасения, мы победим». У нас нет выхода. Мы победим.
Беседовала Дарья Гончарова
«Любовью и единением спасемся» (часть 1)>>
09.12.2021