X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Крест апостола Андрея: история святыни

Средневековые источники дают мало информации о том, что происходило с этой святыней на протяжении почти двухтысячелетней истории. Греческий мартирий святого апостола содержит очень краткое описание орудия казни святого Андрея: «И оставив всех, Андрей подходит ко кресту и говорит ему громким голосом: "Радуйся, о крест, и воистину радуйся. Я уверен, что и сильно уставшего упокоишь ты, вбитый и ждущий меня. Пришел я к тебе, который знает меня. Ведаю я таинство, ради которого ты и вбит. Так что, чистый, светлый и весь [полный] жизни и сияний крест, прими меня, сильно утомленного".

После этих слов блаженнейший, стоя на земле и пристально взирая на крест, поднялся на него и велел братьям, чтобы подошли палачи и исполнили то, что им приказано, ведь те стояли поодаль. А те, подойдя, лишь привязали его за ступни и за подмышки, не перебивая ему коленей, так как получили такой приказ от проконсула. Ведь тот хотел, чтобы казненный помучился и чтобы ночью его сожрали псы».

Дальнейшее повествование представляет собой большую проповедь апостола, которую тот на протяжении нескольких дней произносит с креста. Когда, испугавшись восстания народа, власти Патры послали воинов снять апостола с орудия казни, тот помолился Богу, произнес последние слова и умер на кресте.

Интересно, что древнее житие говорит о том, что останки апостола были сняты со креста и погребены, оставляя без внимания вопрос о судьбе орудия распятия: «И вот мы плакали, и все скорбели из-за расставания с ним. А после исхода блаженного апостола Максимилла вместе со Стратоклом, нисколько вообще не заботясь об окружающих, сама подошла, отвязала останки блаженного и с наступлением вечера, совершив все необходимые приготовления, погребла».

Текст мартирия сохранил исторически достоверную деталь отношения христиан Римской империи ко кресту. В I веке это была не святыня, а орудие страшной казни, которой предавали разбойников. О дальнейшей судьбе орудия распятия умалчивают практически все ранние тексты, связанные с апостолом.

Если же обратиться к церковному Преданию, то можно узнать, что крест и мощи святого Андрея на протяжении нескольких веков оставались в городе Патры, где почитались христианами.

В 357 году мощи апостола Андрея были перенесены военачальником Артемием из города Патры в Константинополь, в храм в честь святых апостолов, о чем рассказывает «Похвальное слово апостолу Христову Андрею». В Патрах же были оставлены крест, на котором распяли святого, и глава апостола.

В начале XII века упоминание об этих святынях попало в Стишный пролог Феодора Продрома. В этом кратком сборнике житий святых, к каждому из текстов которого дается небольшое двустишие, выполняющее роль эпиграфа, говорится о том, что святыни в Патрах, связанные с апостолом Андреем, почитаются так же сильно, как и константинопольские.

Стоит отметить, что к моменту создания этого текста Патры находились под властью крестоносцев. В 1205 году в результате Четвертого крестового похода Патры отошли к Ахейскому княжеству, и здесь стал править барон Гийом Алеман из Прованса. В середине XIII века он продал свои владения католическому архиепископу Патрскому, который в то же время был примасом Мореи — греческого княжества.

Отношения греков с крестоносцами — тема отдельного разговора. Здесь же стоит упомянуть о том, что и западные, и восточные христиане в эпоху Средневековья активно искали вещи, связанные со Христом, Богоматерью, апостолами и другими подвижниками. После захвата Константинополя крестоносцами многие значимые артефакты оказались на Западе. В эпоху Средневековья обладание подобной святыней обеспечивало храму или городу, где она находилась, приток паломников, а значит, и средств. Тем не менее крест и глава апостола Андрея находились в Патрах, и крестоносцы не пытались вывезти эту святыню.

Всё изменилось после падения Константинополя в 1453 году. Византийская империя закончила свое существование, и последний правитель Мореи — Фома Палеолог — в 1462 году бежал в Италию, спасаясь от турецкой угрозы. С собой он захватил крест святого Андрея и его главу.

Дальнейшая история святыни связана с двумя городами — Римом и Марселем. Большинство специалистов считают, что крест и глава апостола были переданы папе Пию II и положены в соборе Святого Петра, но существует версия о том, что святыни какое-то время хранились в Марселе, переходя из одной обители в другую.

Еще одно испытание выпало на долю частиц креста апостола Андрея в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. В то время ковчег находился в одном из монастырей в Неаполе, и наполеоновские солдаты попытались его уничтожить, «предав ее [святыню] огню», но «один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню». По другой версии, сходные события происходили во Франции во время революции.

Вновь судьбу святыни можно достоверно проследить с 1966 года, когда папа Павел VI принял решение о передаче главы апостола и частиц креста Элладской Православной Церкви. Эти реликвии были торжественно перенесены в Патры в Андреевский собор, где хранятся до настоящего времени.

По материалам сайта «Нескучный сад»

12.12.2021

Просмотров: 394
Рейтинг: 5
Голосов: 14
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать