X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Универсальный календарь и связь времен (часть 1)

Новый или старый стиль? Год «от Рождества Христова» или «до/после нашей эры»? «Новый год» — 1 января или «новолетие» — 14 сентября? Разобраться в календарях и датах нам поможет историк Павел Владимирович Кузенков, автор книги «Христианские хронологические системы», удостоенной Макариевской премии*. О значении и важности юлианского календаря, о глубинном сакральном смысле систем исчисления времени, о том, сколько лет человечеству, и о других проблемах, связанных со временем и датами, — в большом интервью.  

 

— Павел Владимирович, почему вы решили заняться хронологией?

— Всё началось, когда я учился в Российском православном университете. Нам читали большой курс по византологии, и мы знакомились с трудами византийских авторов, в том числе и преподобного Феофана Исповедника. У него есть хроника, охватывающая мировую историю до IX века, и каждое событие начинается с даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова, а сама «Хронография» открывается целой серией разных дат: указаны год и от Сотворения мира, и от воплощения Господа, и от правления императора, и от правления персидского царя, и по кафедрам годы патриаршества всех основных престолов. Я обратил внимание, что год от Сотворения мира какой-то необычный — не тот, к которому мы привыкли: Рождество Христово плюс 5508. Я спросил об этом моего наставника — профессора Игоря Сергеевича Чурова. И на следующий семинар он принес огромную книгу «La chronologie». Ее написал француз Венанс Грюмель, монах ордена ассумпционистов, в 1951 году. Я эту книгу подержал, и у меня возникло желание разобраться в хронологии, в том, как считают годы разные традиции.

Так начался мой труд, над которым я работал лет пять. Он был защищен в качестве диссертации в Институте всеобщей истории в 2006 году. Позже я его доработал, сопроводил хрестоматией, чтобы можно было познакомиться с древними текстами, что очень важно. При этом с текстами на самых разных языках.

Дело в том, что архаичные, древние традиции сохранялись на периферии империи. В центре они были вытеснены и уничтожены. Потому что календари не любят разнообразия. Календарь должен быть один. И когда происходит календарная реформа, все древние календари вычищаются, а на периферии они еще долгое время бытуют. Вот почему приходилось искать источники на армянском, грузинском, церковнославянском языках, ирландские на средневековой латыни…

В процессе работы выяснилось, что хронология связана с Пасхалией. И число 5508 как раз из Пасхального календаря. Потому что Пасхалия — это же вечный календарь. Он одновременно и солнечный, и лунный. И время Сотворения мира по этому календарю тоже можно попытаться высчитать. Так что это оказалось очень увлекательное исследование, которое и воплотилось в моей книге.

Господь творит светила. Мозаика

— А что такое время?

— Время — это, если угодно, система связи событий. События и действия человека взаимосвязаны, но они не находятся все в одной точке, а отделены друг от друга. Вектор этого разделения, координатная ось, как физики говорят, условно называется временем. Хотя никакого времени нет, есть только движение. Но когда мы изучаем это движение, мы обычно делим его характеристику на пространственную и временную. Для человека время — это движение светил и небесных тел. Это циклические движения, с их помощью мы и измеряем время. Базовая единица измерения времени, имеющая абсолютный характер, — день, сутки: от одного восхода Солнца до другого — если смотреть с Земли, это круг, который описывает Солнце вокруг нее. Секунды, минуты, часы — части дня; какие-то большие величины — месяц, год — измеряются тоже днем. Поэтому, как в Писании написано, Господь и сотворил светила — для измерения времени. Собственно, мы по ним и живем.

С научной точки зрения время — очень важная категория, потому что именно время определяет направление событий. Хотя с физической точки зрения время симметрично: прошлое и будущее равноправны. Но реальный мир таков, что в нем будущее — единственное направление развития.

— Какие возможности открывает хронология?

— Если мы правильно расположим события на оси времени, то четко установим хронологию. Именно это и только это дает нам возможность определить смысл событий. Ведь историческое событие — это какое-то действие человека. А у действия есть причины и следствия. И нужно представлять, где одно, а где другое. Это как криминалисты работают — определяют, что было раньше: некто пришел куда-то или произошло преступление? Только когда мы изучаем последовательность событий, мы можем выявить их внутреннюю суть. Понимаем, что хотел сделать человек, что он сделал. Потому что смысл истории в том, чтобы научиться опыту.

И хронология принципиально важна: она освобождает нас от ошибок. Она помогает нам избавляться от каких-то мнимых объяснений. Если мы видим, что хронология препятствует этому объяснению, значит, оно отпадает. А изучение древних систем летоисчислений особенно важно, потому что в противном случае мы лишаемся некоей оси координат, не можем расположить на ней все события. Только тогда, когда мы знаем, как эти системы переводятся, это дает нам возможность создать всемирную хронологию.

— А в чем отличие церковного календаря от светского?

— Никакого светского календаря нет. Все существующие календари — церковные. Во всех культурах. Потому что именно религия занимается связыванием времен. Помните, как у Шекспира: «Распалась связь времен»? Разные поколения живут в разные эпохи, периоды. И на таком макроуровне время измеряют только религии. Прагматики, политики, экономисты, обыватели время не меряют такими вот эрами, системами. Обычно говорят: вчера, недавно, несколько лет назад — и этого достаточно. Поэтому, кстати говоря, в дохристианскую эпоху и не было глобальных систем летоисчисления: не было в этом никакого смысла. И вот что важно: именно христианство как религия космическая, то есть универсальная, религия, которая предназначена для всего человечества, а не для какого-то отдельного народа, создала универсальную систему счета времени — универсальный календарь.

Великий миротворный круг. Рукопись XVI века из собрания Свято-Троицкой Сергиевой лавры

— То есть оба существующих сегодня календаря: и тот, по которому живет Церковь, и светский — церковные?

— Да, один древний, который возник еще в эпоху Константина Великого, первых отцов Церкви, то есть в IV веке, — это так называемый юлианский календарь. По нему живет наша Церковь. Он основан на календаре Юлия Цезаря, но с некоторыми своими особенностями. В частности, в отличие от римского календаря, дни считаются последовательно: 1 января, 2 января, 3 января… Это ранний имперский календарь. А есть поздний календарь — григорианский. Тоже церковный, изобретенный по указу папы Григория XIII в конце XVI века. И он стал господствующим в католической Европе. Потом, в силу того что экономически им было удобнее пользоваться, на него с неохотой перешли протестанты. Перешли постепенно. Англичане, например, только в XVIII веке. Почему Петр I не принял григорианский календарь? Потому что, когда он ездил в Англию, англичане жили по юлианскому календарю. И шведы тоже только в XVIII веке перешли на григорианский календарь. А Восточная Европа лавинообразно приняла этот календарь в Первую мировую войну. И Россия была далеко не первой православной страной, которая отошла от календаря юлианского, — до нас от него отказались в Болгарии.

Но именно потому, что переходило на другой календарь светское правительство, не спрашивая Церковь, и возникло это разделение, которое сейчас существует: на как бы церковный и светский календари. Но они оба церковные, просто один из них римско-католический, а другой — православный. Именно в этом и заключается сейчас основная календарная проблема в православном мире, потому что Пасхалия базируется на юлианском календаре, григорианский календарь к ней не может быть приспособлен.

Книга о расчете Пасхалии

— Почему?

— Потому что в нем отсутствует цикличность. В нем поправка сбивает цикл, и Пасхалия разрушается. Именно поэтому те православные страны, которые перешли на «новый стиль» — Греция, Константинополь, — вынуждены пользоваться Пасхалией, подстроенной под юлианский календарь. Получается некая литургическая нестыковка. Это, знаете, такой синкретизм. Если принимать «новый стиль», нужно делать и новую Пасхалию. Но это задача очень непростая.

— А в чем главная задача церковного календаря?

— Это, прежде всего, создание некоего устойчивого ритма, который отображал бы божественные ритмы мироздания, космическое устроение. Самое главное в этой системе — ее стабильность и постоянство, когда в течение тысячелетий она не меняется. Недельный цикл, например, не меняется со времен Моисея. Юлианский календарь в принципе не меняется с I века.

Григорианский календарь настроен на другое. Его задача — приспособить наш календарь к астрономическим явлениям. Сделать так, чтобы равноденствие было в тот самый день, когда оно обозначено в календаре. Сделать так, чтобы величина тропического года совпадала с величиной календарного года. Но это задачи, скорее, естественнонаучные. Пафос в XVI веке, когда эта реформа проходила, заключался в том, чтобы показать Церковь как прогрессивную организацию, которая прислушивается к голосу ученых, к голосу науки. Это было очень важно римскому папе, потому что шла Реформация. И, заставив перейти на новый календарь всю Европу, папа продемонстрировал свою мощь. Попробуйте сейчас провести такую реформу, чтобы на нее весь мир перешел… Так что здесь были политические задачи. Когда православные страны перешли на новый календарь, задачи тоже были чисто политические: показать себя частью западного мира. Вспомним, какое выражение использовал Ленин: «для перехода на календарь цивилизованного мира». Календарь культурных стран, понимаете? То есть мы тем самым продемонстрировали свою неполноценность.

— В научной среде термин «от Рождества Христова» стал вытесняться иным. Это было сделано сознательно?

— Конечно, сознательно. Это отражение так называемой толерантности, политкорректности. Непременного условия жизни западноевропейского мира. Прежде всего американского.

Выражение «от Рождества Христова» оскорбляет слух иудеев, которые Иисуса не считают Христом. Говорить «от Рождества Иисуса» будет оскорбительным для христиан — в этом можно увидеть умаление значения Господа. Поэтому и используются такие, никого не оскорбляющие, но и ничего не выражающие формулировки вроде «христианская эра», например.

— Коммунисты тоже оскорбились выражением «христианская эра»?

— Было принято выражение «новая эра» или «наша эра» — «н.э.». До сих пор не могу найти подробных сведений, когда и при каких обстоятельствах оно получило распространение. А в советские годы, конечно, было невозможно написать в научной работе: «по Рождестве Христовом» или «до Рождества Христова».

-----------------------------

* Макариевская премия — российская академическая премия имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), созданная в 1867 году по его завещанию с целью «поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий…». С 1918 по 1996 год премия не вручалась. В настоящее время — главная премия в области российской истории и истории Русской Православной Церкви.

 

Продолжение следует…

По материалам сайта pravoslavie.ru

24.11.2021

Просмотров: 166
Рейтинг: 4.5
Голосов: 12
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать