X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Церкве Русския похвало и утверждение

«Яви бо нам Господь святителя чудна, молитвенника и печальника,
 судию и провидца, книжника и ветию, чудотворца и праведника…»

(Стихира на литии, глас 8)

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, — человек-эпоха. По словам историка Н.П. Гилярова, «он не выражал свое время, а руководил время», принимая участие в важнейших событиях государственной жизни, направляя отечественное богословие и определяя направление церковной жизни «не саном или местом служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы».

Иностранцы, прослышав об удивительном московском митрополите, спрашивали: «Сколько же у вас Филаретов?» — настолько поражала разнообразная и плодотворная деятельность святителя. Архиерей, член Святейшего Синода, богослов, проповедник, названный современниками «великим» за глубину и силу слова, благотворитель, не оставлявший этого делания до конца жизни, духовный руководитель, старец, опекающий и наставляющий в истинах веры своих духовных чад и, прежде всего, ревностный монах, всегда устремленный ко Христу. И при этом у него доставало сил и энергии и для иных видов деятельности. Московский митрополит нередко был призываем к участию в решении государственных вопросов в годы царствования трех императоров: Александра I, Николая I и Александра II.

Первая половина ХIХ века стала временем смены эпох и в социально-экономическом, и в национально-культурном отношении. Святитель Филарет отвечал на вызовы своего времени, не отстранялся от разнообразных проявлений церковной, государственной и общественной жизни, вынося мнение Церкви в диалоге с современностью. Он прилагал все силы для воцерковления русской культуры, переводил на русский язык Священное Писание, составил катехизис, принятый Церковью, выдержавший более 100 изданий и являющийся учебной книгой Церкви до сих пор. «Религия в обществе есть пружина, по ослаблении коей все действия машины приходят час от часу в больший беспорядок», — говорил святитель в своих проповедях.

30 марта 1856 года император Александр II произнес облетевшие всю страну слова о необходимости отмены крепостного права. Нужно было составить обращение к народу, сообщающее об этом великом акте. Манифест царь предложил составить «русскому Златоусту» — митрополиту Московскому Филарету.

Святитель чутко откликался на потребности времени, потому что хорошо знал их. Его круг общения далеко не ограничивался духовенством и высшими чиновниками. Были знакомые у митрополита и среди купечества, и среди русских литераторов и поэтов. Замечательна литературная переписка святителя Филарета и А.С. Пушкина. Находясь в безотрадном состоянии, Пушкин написал известные строки:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Митрополит Московский высоко ценил талант Пушкина. Как духовный врач святитель написал его страждущей мрачными думами душе ободряющее послание, сам взяв при этом поэтическую лиру:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Мудро руководя поэтом в поисках виновника его душевных и умственных терзаний, владыка Филарет напоминает ему о Боге, указывает: ведь ты сам писал некогда, что неимеющий общения с Богом и Творцом своим «страждет собою». Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет знал стихотворение Пушкина «Безверие», написанное в 1817 году, где поэт свидетельствует, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира». В этом стихотворении есть и слова, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»:

Смирите гордости жестокой исступленье:
Имеет он права на наше снисхожденье,
На слезы жалости; внемлите брата стон,
Несчастный он злодей, собою страждет он.

Принявший врачевство и утешенный поэт благодарно адресует митрополиту следующие строки:

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Имя святителя Филарета при публикации было заменено на божественного серафима, но современники знали, о ком писал Пушкин.

Молитвенная жизнь святителя была целомудренно сокрыта им от посторонних взглядов. Даже келейники не знали, как проводил он немногие не занятые делами ночные часы. Но проповеди и слова митрополита Филарета приоткрывают опыт его сердца: «Миро излиянное имя Твое (ср.: Песн. 1: 2), Господи Иисусе! Когда изливается миро, его благоухание распространяется, и непритупленное или неподавленное обоняние, без искусства и усилия, получает ощущение услаждающее и ободряющее. Когда имя Господа Иисуса изливается в молитве, от него распространяется благоухание Святаго Духа; и не отягченное земными пристрастиями сердце, не заглушенное страстями чувство внутреннее легко и просто приемлет ощущение благодати, услаждающее и возвышающее. Потребно искусство, потребно усилие, чтобы очистить чувство, чтобы открыть сосуд Божественного мира, — искусство благоговейного размышления; усилие внимания к молитве».

До последнего дня святитель совершал свое служение Богу и ближним, до последнего вздоха он трудился. 2 ноября 1867 года, в воскресный день, 85-летний старец совершил в домовой церкви Троицкого подворья Божественную литургию, принял в своих покоях нового московского губернатора и после продолжительной беседы сел заниматься письменными делами. Когда пришло время обеда, митрополита нашли коленопреклоненным, он уже не мог говорить. На исходе второго часа дня святитель Филарет мирно отошел ко Господу.

В 1994 году великий иерарх был причислен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви к лику святых. Мощи святителя Филарета, митрополита Московского, ныне почивают в храме Христа Спасителя.

«О, пречудный святителю Филарете, аввы Сергия учениче верный, Лавры Троицкия усердный попечителю, святителя Иннокентия, апостолом равночестна, покровителю, преподобнаго Антония сотаинниче, Серафима досточуднаго почитателю и всех прибегающих к тебе крепкий заступниче, моли спастися душам нашим».

(Стихира на великой вечерне)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

02.12.2021

Просмотров: 120
Рейтинг: 5
Голосов: 14
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать