Христов воин досточудный
Весна нам возсия, светлое Владычнее и Божественное Воскресение,
к небесней Пасце от земли нас пресылая, с неюже просиявает
всеславнаго мученика Георгия память светозарная, юже светло совершим,
да Божественныя сподобимся благодати от Христа Спаса.
(Светилен)
Святые первых веков — апостолы, учители и отцы Церкви, мученики — известны и почитаются большинством христиан. Но даже среди подобного единообразия заметны необычное постоянство и повсеместность в почитании одного из наиболее привлекательных образов новозаветной святости — великомученика Георгия Победоносца.
В течение почти 17 столетий, прошедших со времени его казни при римском императоре Диоклетиане за исповедание веры во Христа Распятого, историческая память о нем ничуть не поблекла; всё так же продолжают возводиться храмы в его честь и пишутся его иконы; всё так же почитается он среди самых различных народов: в Германии, Чехии, Польше и Украине, в Великобритании, Грузии, арабских странах. Его страной считает себя Грузия, его изображение нередко встречается на гербах городов.
Мч. Геронтий
Родиной великомученика Георгия Победоносца является Каппадокия. Эта земля явила многих великих воинов-христиан. Каппадокийцами были Лонгин сотник, уверовавший в распятого на Голгофе Спасителя, и 40 мучеников Севастийских. Геронтий — отец Георгия — также был воином, служил в римской армии и одним из первых пострадал за Христа, когда в провинции начались гонения на христиан. Мать — святая Полихрония — была родом из Палестины и после смерти супруга уехала с девятилетним сыном в Лидду, где воспитала его в глубокой вере.
Крепкий и физически сильный, Георгий решил пойти по стопам отца и, достигнув совершеннолетия, поступил на военную службу. В когорте, насчитывавшей до тысячи воинов, святой Георгий выделялся отвагой и мужеством. За отличную службу уже в двадцать лет он был назначен трибуном.
Примерно в это же время скончалась Полихрония — мать святого. Она оставила сыну богатое наследство. Однако Георгий проводил больше времени на службе, нежели в собственных владениях. Вскоре, в 296 году, началась война с персами, во время которой Георгий не раз имел возможность отличиться. За храбрость он получил чин комита. Георгий стал известен высшим военачальникам и самому императору и после заключения мира продолжил службу в императорском войске близ тогдашней столицы Восточной империи — Никомидии.
Но в начале 303 года начались гонения на христиан, призвавшие Георгия от службы земному царю на службу Царю Небесному. Как приближенный к императорскому двору, святой Георгий одним из первых узнал о начинающемся гонении. Он не только приготовился исповедовать свою веру до смерти, но и позаботился о земных делах: отпустил на волю всех рабов, все свои средства и драгоценности раздал нуждающимся.
Вскоре на совете в Никомидии Диоклетиан и Галерий предложили обсудить эдикт, требовавший от всех христиан принять участие в языческом жертвоприношении. Узнав об этом, Георгий решил, что пришло время исповедовать свою веру перед императором, его соправителем и сенаторами.
Когда святой Георгий исповедал себя христианином перед язычником Диоклетианом, любимцем которого был ранее, император был потрясен, а убедившись в непреклонности молодого военачальника, пришел в ярость. Пытки Георгия продолжались восемь дней. Ожесточенные мучители били святого страдальца воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри… Святой мученик всё терпеливо перенес, и мучитель в бессильной ярости приказал усечь его главу.
Тело великомученика по его завещанию погребли в Лидде, где сегодня над гробницей святого стоит храм его имени.
Как и подобает святому, великомученик Георгий и после кончины помогает страдающим и ищущим правду: его алый плащ развевался в окрестностях Бейрута, реял над войсками древних византийцев и над отрядами новгородцев; духовный взор киевлян прозревал тень мученика на просторах южнорусской земли — как защитника от «басурманских» набегов; помогал он русскому воинству и в Великую Отечественную войну. Всегда и везде образ Георгия остается прежде всего образом непобедимого воина Христова: и в страдальческом подвиге — в битве духовной, и в подвиге бранном — на полях сражений — он поистине великомученик, а потому и победоносец. Ему как бы изначально и навеки даровано чудо победы — как и не менее чудесная способность приводить к ней своих почитателей. Ибо «претерпев за Христа» и победив действительно «великие муки», победив при этом самого себя, свой страх, человеческую незащищенность, он смог победить и главного своего мучителя — диавола. Но путь к такому соучастию в вечной жизни пролег для святого Георгия через полную отдачу себя Богу — даже до смерти.
Обретя жизнь со Христом и во Христе, он получил полное право воскликнуть вместе со святителем Иоанном Златоустом: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?.. Воскрес Христос — и пали демоны… Воскрес Христос и жизнь пребывает».
Мученическое дерзновение яко имея ко Владыце, проси усердно спасения тя
поющим, душевных недуг изменяя твоими мольбами, мучениче страстоносче,
преблаженне Георгие.
(Канон вмч. Георгию, песнь 5)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из Интернета
При подготовке статьи использовались материалы:
- Настольная книга для священно-церковнослужителей (в 2 томах), Булгаков Сергей Васильевич. Синопсисъ, 2018 г.
- Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Книга 8. Апрель. Введенская Оптина пустынь, 1992 г.
- https://pravoslavie.ru/33085.html
06.05.2021