X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Верить в Бога — это значит трудиться» (ч. 2)

отец сергий черняк, свято-елисаветинский монастырь священники

Церковь на протяжении двух тысячелетий воспринимается людьми по-разному. Верующие видят в ней Христа, путь к спасению и перспективу Царствия Небесного, неверующие часто считают источником наживы и манипуляций. О консерватизме и новаторстве в Православии, миссионерстве и, в частности, работе с молодежью, о проблеме духовничества, вере и молитве мы говорим с клириком нашего монастыря иереем Сергием Черняком.

«Жатвы много, а делателей мало»

— Отец Сергий, давайте поговорим о проблеме духовничества, затронутой в начале нашего разговора. Каким вы видите ее решение?

— Проблема духовничества, на мой взгляд, действительно есть. Сейчас делается акцент на образовании и это правильно, мир идет вперед. Но образование не заменяет недостатка духовного опыта, молитвенной практики, личного богопознания.

Мнений ученых людей всегда было много, но эти мнения рациональны. Они питают ум, порой восхищают красотой слов, но в душе ничего не остается. А когда выходит простой священник и говорит слово своей живой веры — это слово тебя оживляет. Важно обучать будущих священников не просто работе с паствой и молодежью, нужно думать о духовном наставничестве. Люди всегда шли в Церковь к старцам за «живой водой» веры.

— А разве можно воспитать духовничество?

— Думаю, да. В первую очередь нужно ставить воспитателями духовных людей. Пусть их немного, но они должны общаться со священниками и семинаристами. В Борисовской епархии владыка Вениамин (митрополит Минский и Заславский Вениамин (Тупеко).Прим. ред.) как-то начал проводить беседы с новорукоположенными священниками. Кроме него, на этих встречах присутствовал и духовник епархии. Молодые священники могли задавать любые вопросы, в том числе и духовные. К тому же для теоретического обучения есть пособия по практике духовничества (как древние, так и современные), есть такой предмет, как пастырское богословие.

Есть и такая проблема, как загруженность священников. Невозможность уделить должное внимание людям — проблема больших приходов. Жалко миссионеров, которые приводят молодежь в Церковь, а в храме ее некому встретить. Хочется, чтобы здесь молодых людей встречали священники, которые помогут настроиться на внутреннюю духовную жизнь и будут рядом, в любое время поддержат, направят.

«Господь хочет, чтобы мы возрастали»

— Отец Сергий, мы снова вернулись к теме миссионерства среди молодежи, о которой говорили в начале беседы. Чем закончилась ваша личная история?

— Несколько лет я скитался по храмам в поисках священника, который уделил бы внимание моим внутренним проблемам. Но Божий Промысл был таким, что он не находился. Я приходил на исповедь, за мной было много людей, и разрешить внутренние вопросы не получалось. Уже позже примером для меня стал духовник братства сщмч. Владимира Хираско отец Александр Пронин — прекрасный кроткий человек.

Пришло время, когда в молодежной церковной среде я насытился православными поездками, походами в кинотеатры, совместным катанием на коньках — мне нужно было что-то еще, какая-то следующая ступенька. В Православии ты или идешь вперед, или катишься назад, среднего не дано.

— Этой ступенькой стало священство?

— К священству меня привели мои скитания, мое внутреннее одиночество. Была глубокая потребность в общении с Богом. Жажда была. Я понял, что, если сам не буду искать, этим жить, над этим работать, за меня никто этого не сделает. Наверное, Господь хочет этого от каждого человека. И апостол Павел говорит в Послании к евреям: Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5: 12).

Господь хочет, чтобы мы возрастали, а не оставались наивными детьми, которых нужно носить на руках. Как любой разумный родитель, Он хочет, чтобы ребенок пошел самостоятельно. И чтобы этот самостоятельный человек научился Его любить.

— Священство для вас — крест или награда?

— Крест дается праведнику, а награду получает победитель. Я ни то, ни другое. Господь умилосердился надо мной. Один наш монах-соотечественник сказал: «Я пошел в монахи, потому что слабый. Я не смог бы жить в миру». Про себя могу сказать то же. В наше время плотно жить в миру с Богом, по-христиански — любить Бога всей душой и всем сердцем — это подвижничество.

Священник — это наставник, духовник, проповедник, но он сам на пути, он совершенствуется — падает и встает. Когда молишься и говоришь человеку что-то из личной практики, он это чувствует. Появляется доверие, люди начинают работать над собой и держаться за молитву. А это всегда радость для священника, ведь держаться за молитву — путь всей жизни.

«Господь не учит обличать»

— Отец Сергий, в начале нашего разговора вы сказали: «Время, в которое мы живем, показывает глубину нашей веры». Это время непростое и для христиан, и для самой Православной Церкви?

— Никогда не было спокойно и гладко. И когда Святой Дух сошел на апостолов, они спорили. И когда святого Василия Великого спрашивали: «Какие проблемы в Церкви?» — он отвечал: «Церковь сейчас как мое тело — всё болит, всё изранено». Всегда люди в Церкви болели грехом, и он никуда не ушел, но он тонет в глубине Христовой любви, если мы с Ним сочетаемся, прилепляемся к Нему, служим Ему.

Многие люди впадают в осуждение Церкви, не осознавая, что Церковь — это больница, реанимация. Концентрация хороших людей в Церкви на один квадратный метр гораздо больше, чем где бы то ни было. Просто ярче виден контраст, когда человек в Церкви грешит. «Как это так?! Вот он какой "святой", а в Церковь ходит!» Нецерковные люди требуют от церковных святости, сами же не думают исправляться, потому что это тяжелый труд.

— Батюшка, а в церковной среде как правильно реагировать на чужой грех, ведь иногда сохранить в сердце мир не удается и в случае молчания, и в случае обличения?

— Для этого нужен духовник. Люди действительно часто теряются в этом моменте. Если я вижу проблему и не решаю ее, она может стать занозой, которая будет во мне гноиться. Надо разобраться, но не развивать проблему и не накручивать себя.

В Евангелии Господь мало обличает, а больше любит, исцеляет. Он не борется за права человека и на видимую несправедливость часто закрывает глаза. Господь знает человеческие немощи и не идеализирует общество, не пытается «выстрогать» его до уровня автоматической святости. Господь дает веру, и тот, кто ее примет всем сердцем — преобразится. Но в притче о сеятеле мы видим, что не многие сохраняют семя и дают плод.

Мы можем начать борьбу за справедливость, но рискуем озлобиться и начать осуждать, потому что справедливости в этом мире нет. И, наверное, не должно быть, ведь мы живем хоть и в христианской эре, но все-таки в постгрехопаденческой эпохе. В мире распяли Господа. Люди не поняли, что верить в Бога — значит любить Бога. Любить ближних — значит пресекать свои страсти, учиться отдавать и оправдывать.

У Бога нет ни одной заповеди о том, чтобы мы искали справедливость и кого-то обличали. Господь нас учит принимать всех такими, какие они есть, и начинать преображать себя: Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7: 5).

Почему никто не думает о разнице обличения и осуждения? Обличение — это когда в тебе есть любовь и ты с этой любовью можешь что-то сказать человеку. Но такая любовь была только у пророков и святых людей. Если слышишь «праведное обличение» какого-то человека и становится неприятно на душе, мрак, холодок — это говорит о том, что перед тобой не праведный обличитель, а судья, не имеющий любви и не умеющий прощать.

Осуждая, ты не приближаешься к Богу. Начинаешь питаться адреналином, который тебя делает условно счастливым. Но этот же адреналин делает тебя зависимым, и ты снова ищешь моменты для осуждения — какие-то сплетни, новости. Ты уже не трудишься над тем, чтобы проверить достоверность информации, не смотришь, как ее преподносят, какие психологические инструменты применяют. В итоге ты незаметно для себя отходишь от Христа, но по-прежнему думаешь, что христианин.

«Важно не стать теоретиком веры»

— А что делать, если у человека нет духовника и он не может найти священника, который готов выслушать и помочь разобраться в проблеме?

— Фундамент нашей веры — Священное Писание. В Евангелии Господь и апостолы заложили для нас правила духовного движения. Не судите, да не судимы будете (Мф. 7: 1); Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3). Мы слышим эти слова в храме, но не применяем в жизни. В итоге не соблюдаем правила и попадаем в «аварию».

Порой человек привыкает к храму, молитве, богослужению. Ему кажется, что он верующий, но такой христианин просто помнит, что есть Бог, он стал теоретиком веры. Вера в Бога подразумевает исполнение заповедей. Верить — значит быть боголюбцем: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14: 21).

Если чувствуешь мир, спокойствие и умиление в сердце, всем всё простил — ты на пути к Богу. Если в тебе живут осуждение, гордость, озлобление — ты не на пути к Богу, даже если молишься, причащаешься и делаешь добрые дела. К сожалению, такой самообман часто встречается в наше время. Человек, находясь в Церкви, начинает дружить с дьяволом.

Мы расслабляемся. Хотим и верующими быть, и в Царствие Небесное войти, и чтобы в этой жизни всё было по-нашему. Так не будет… Надо молиться. Господь иногда касается души невидимо, человек даже не замечает этого касания, просто в какой-то момент понимает, что развязались внутренние узелки, он стал свободно дышать и чувствовать, жизнь стала глубже, красочней, осмысленней, счастливей.

Да, у нас сейчас частично открылись глаза, мы уже без розовых очков благодати и видим другую картину. Но насколько объективно мы можем судить о каких-то вещах? В наше время нарастает серьезная проблема «информационной войны». Нужно критически относиться к массовому общественному мнению в медиапространстве, слушать свое сердце и Христа. Надо читать Евангелие, в нем прямо или косвенно есть ответы на все вопросы.

Страшно, что, осуждая Церковь, архиереев и священников, люди начинают осуждать и Христа. Но Господь говорит: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Куда приходить, если не в Церковь? Дьявол пытается преподнести недостатки выше достоинств, но этому нельзя верить.

Люди в Церкви спасаются не только духовно, но и телесно. Спасают своих родных от болезней и зависимостей, от нравственного разложения, находят ответы на вопросы «зачем жить?», «как жить?», раскрывают душу и духовный потенциал, находят личное счастье в соединении с Богом, создают счастливые семьи и, в конце концов, с радостью и легкостью отходят в вечную жизнь, предвкушая радость лицезреть Самого Христа и воинство небесное. Всё это — современная Церковь, всё это — люди Церкви: По плодам их узнаете их (Мф. 7: 16). Придет время, и Господь оценит качество этих плодов.

Беседовала Дарья Гончарова

«Верить в Бога — это значит трудиться» (ч. 1)>>

27.07.2021

Просмотров: 76
Рейтинг: 4.8
Голосов: 21
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать