X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Важно радоваться и пребывать в любви Божией»

Рубрика «Моя Сербия» посвящена Сербской Православной Церкви и ее людям. Через личные истории тех, кто нашел путь к Богу — монахов, священников, игуменов, известных православных христиан Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Косово, — мы познакомимся с духовными и культурными традициями сербского народа, поговорим о монастырях и храмах, о Православии и единстве славян. Наши герои с трепетом рассказывают о своем пути к Богу, родной земле, ее святынях и подвижниках веры.

Гость нашей рубрики — иеромонах Агафангел (Будишин), один из первых сербских священников в Беларуси, проректор по воспитательной работе Минской духовной семинарии. Мы говорим с ним о том, как встречают паломников в сербских монастырях, как ведется социальная и миссионерская деятельность, в какие монастыри чаще идет образованная молодежь и почему монахи радуются.

Монастыри и испостницы Сербии

— Монастырей в Сербии много, но почти все они маленькие. Например, только в небольшой Шабацкой епархии 14 обителей и около полусотни церковных приходов. У нас принято считать, что в монастыре должно быть столько людей, чтобы можно было совершать богослужения. Учитывая традиции пения и чтения в Сербской Православной Церкви, достаточно пяти человек. Десять монахов — это уже большая обитель.

Наши монахи любят встречать гостей. С одной стороны, это влияние культуры и темперамента, с другой — соблюдение евангельской заповеди: И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мк. 9: 41). В сербском монастыре для гостя всегда найдутся чашка кофе, стакан воды, лукум, ложка меда. Кроме молитвы и покаяния люди ищут общения. Чаще всего беседы с паломниками проводят духовно опытные люди — настоятель или духовник обители.

При монастырях есть скиты и даже испостницы — строгие скиты. Традицию устраивать такие уединенные места привез с Афона и иерусалимской земли святитель Савва Сербский. Обычно испостницы располагаются в труднодоступной горной местности. Это место уединенной монашеской молитвы.

Есть в Сербии и закрытые монастыри, которые живут по строгому уставу. Паломников встречает один монах, без лишних слов проводит в храм или комнату для гостей, ставит воду, угощение и уходит. Но большинство обителей всё же стараются быть открытыми. Господь присылает людей, которые хотят приблизиться к Богу, и мы должны их принимать.

«Уходя от мира, монахи приближаются к людям»

— В Сербии есть традиция совершать паломничества по монастырям. Люди любят такие поездки. Выбирают какую-то область и за выходные посещают несколько обителей. У нас много монастырей, построенных с XI по XVII века. Многие из них имеют статус исторических ценностей. Школьников возят туда с целью прикоснуться к памятникам культуры — пока хотя бы так! Пусть дети посмотрят на культурную ценность, а какого-то сердца Господь коснется.

К сожалению, коммунистическая пропаганда сформировала о Церкви и монахах неправильное представление. Светские люди нередко думают, что монахи — это страдальцы, которые спрятались от мира из-за своих печалей и всех ненавидят. В реальности уединение монаха — это желание помочь как можно большему количеству людей. Уходя от мира, монахи, наоборот, приближаются к людям, потому что молятся за них. Монах, который печалится из-за своего пребывания в монастыре и не испытывает радости от общения с Богом, — это опасно и надо серьезно задуматься о правильности выбранного пути.

Приезжая в монастыри и видя радостных людей в черных одеяниях, паломники удивляются: «Почему они выбрали этот путь?» «Чему радуются?» «Почему монахи довольны, а нам, у которых в миру всё есть, плохо?» Такие «случайные» посещения монастыря помогают человеку задуматься о своей жизни и поступках.

«Полноценным человеком можно стать только с Богом»

— Наблюдается интересная тенденция: в монастыри, где более трудная жизнь и есть внешнее напряжение, люди приходят чаще. Причем идут молодые и образованные.

На севере Сербии в Бачской епархии есть мужской монастырь Ковиль, в котором около 20 монахов, и половина братства в нем — доктора наук. Настоятелем в этой обители был наш нынешний Святейший Патриарх Порфирий (Перич). И это не только один из самых образованных, но и один из самых строгих по монашескому уставу монастырей Сербии. Из этой обители вышли семь архиереев и один патриарх.

На юге, в Косово, жить очень сложно, там хозяйничают албанцы. Монастырь могут сжечь, а монаха — убить. В последние годы, правда, стало более спокойно, но там нет реализации простых человеческих потребностей. Даже в магазин за специями не сходишь — албанцы их тебе не продадут. За продуктами надо ехать в Сербию или ждать, что привезут люди. И вот что удивительно — именно туда, в эти трудные условия, сегодня идут молодые монахи! Внешнее притеснение рождает большее усердие к внутренней работе. В тяжелых жизненных условиях идет работа над собой и духовное совершенство.

Приезжаешь в монастыри Косово и видишь радостных монахов, которые каждого человека встречают с любовью. И ты понимаешь, что они имеют больше, чем люди, которые живут в центре Белграда и которым многое доступно. Глядя в глаза этих монахов, понимаешь, что настоящее счастье не в том, чтобы всё иметь, а в том, чтобы быть полноценным человеком. А полноценным человеком можно стать только с Богом.

«Когда внутри чистота, все рядом это чувствуют»

— Конечно, много зависит от архиерея и настоятеля монастыря. В Черногорской метрополии сегодня много монашествующих. Это заслуга блаженной памяти митрополита Амфилохия (Радовича) — образованнейшего человека, преисполненного любви ко всем людям.

Народ черногорский — это горцы, люди крайностей: если Бога нет, то точно нет, если есть, то точно есть! И блаженно почивший владыка Амфилохий указывал им путь. Где люди образованные, активные, чувствующие любовь Божию, там собирается народ.

В одной из обителей Черногории есть монахиня из Японии. Она услышала проповедь владыки, приехала с ним познакомиться и осталась. Есть сестры из Аргентины и Европы. Духовная жизнь там процветает. Вот такой дар дал Господь человеку — дар зажигать людей словом и своим присутствием. Когда внутри человека чистота, все рядом это чувствуют.

Молодежь в Церкви

— В Сербии национальное тесно переплетено с церковным, но не все люди чувствуют суть церковной жизни. Многие не понимают, что это не просто традиция, а живое общение с Богом. И даже при этом у нас несколько другая обстановка, чем в Беларуси.

Закон Божий в Сербии преподается в школах как обязательный предмет с 1-го по 12-й класс. Разработаны учебные программы, с детьми занимаются священники и монахи. При монастырях действуют миссионерские центры, монашествующие стараются работать с молодежью.

В прошлом веке гонения на Церковь в Сербии были меньше, чем в Беларуси. Все-таки вашу страну делали примером атеизма, храмы и монастыри разрушали и даже выкапывали фундаменты. И у нас во времена коммунизма было трудно, Господь тоже дал нам новомучеников и исповедников XX века, но все-таки это были не такие масштабы, как в Беларуси. Могу предположить, что из-за меньшего преследования в Сербии легче было участвовать в церковной жизни, и прикосновение нашей молодежи к храму было больше. Но многое зависит и от наших трудов — священнослужителей и архиереев.

Социальная работа при монастырях

— Конечно, хватает и в Сербии проблем. Остро стоит вопрос с наркотиками. При монастырях есть центры борьбы с алкоголизмом и наркоманией. Например, в монастыре Ковиль при игуменстве нынешнего патриарха Порфирия организовали центр борьбы с наркоманией. Сегодня он считается одним из лучших в стране в области работы с зависимыми людьми, причем как среди церковных, так и среди государственных организаций. Там трудятся и монахи, и люди с медицинским образованием. Хорошо, когда есть понимание необходимости совместной работы, важны и духовное окормление, и медицинская помощь.

В больших городах Сербии — Белграде, Нови-Сад, Нише — при храмах действуют социальные братства, которые помогают пациентам больниц. Есть церковные детские приюты, которые поддерживает светская власть.

Слава Богу, что люди помогают ближним, исполняя заповеди Христа. При этом надо понимать очень важную вещь: мы можем заниматься разного рода миссионерскими делами, развивать социальное служение, всевозможными способами привлекать молодежь, но если не готовы предложить суть Церкви, — а это любовь Божия, — то всё временно. Важно, чтобы мы сами пребывали в Божией любви и добродетели, только тогда можно привлечь других. Миссионерская и социальная работа имеет смысл лишь в том случае, если ведет людей к Христу.

Беседовала Дарья Гончарова

26.05.2021

Просмотров: 104
Рейтинг: 5
Голосов: 23
Оценка:
Комментировать