«Сейте, и на камне прорастет» (часть 1)
Больше 20 лет сестра милосердия Марина Яскевич несет послушание с молодежью. Придя в вуз в качестве преподавателя, она продолжила служение в белом облачении, став у истоков открытия при университетах и колледжах Минска студенческих часовен. «Бросишь семечко, и вырастет дерево, под которым можно укрыться. Вот и я иногда захожу уставшая от городской суеты в наши часовни, и мне они кажутся Царственным чертогом», — так сестра Марина говорит о своем монастырском послушании…
«На икону я могла смотреть часами»
— Моя бабушка была верующим человеком. До сих пор помню моменты, когда мы приезжали в деревню. Рано утром она вставала перед образом в «красном углу» и читала молитвы: «Отче Наш», «Богородице Дева, радуйся» — и начинала перечислять имена детей и внуков.
— Когда бабушка умерла, мне было 12 лет. Мы с родителями приехали в деревню после похорон. Я лежала ночью на кровати и вдруг увидела бабушку: она была очень радостная, в каком-то сиянии, благословила и перекрестила меня. Это был и не сон, и не явь…
Возвращение домой
— В период отрочества и юности храма в моей жизни не было. Может быть, родители втайне и молились, но в церковь не ходили. И я до 30 лет оставалась некрещеной.
Уже работая на кафедре философии в Белорусском государственном аграрном техническом университете, я начала понимать, что со мной происходит что-то не то. Вроде внешне всё хорошо — близкие живы и здоровы, но периодически накрывала необъяснимая тоска.
Я искала, чем наполнить душу, но в миру не находила. Читала труды философов, но удовлетворения не получала. Это была какая-то ступенька, а куда двигаться дальше, непонятно…
Однажды наш доцент Светлана Ивановна Жирохина принесла мне книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский». Помню, я прочитала, а внутри такое ликование и восторг!
— Крестилась в 30 лет, в Свято-Духовом кафедральном соборе. Господь ведет скорбями, к тому времени их уже было достаточно. Через скорби пришло покаяние.
Это была середина 90-х. Духовная литература уже доступна. Я брала книги в библиотеке собора святых апостолов Петра и Павла или покупала. Много читала…
«Хочу сделать для Бога что-то хорошее»
— В храме апостолов Петра и Павла я впервые увидела отца Андрея Лемешонка и сестер в белом облачении. В тот период прочитала книгу Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна» и поняла — это мое…
Сестры уже ходили на послушание во 2-ю городскую больницу. Помню, я тогда думала: «Как же это красиво! Так хочется кому-то помочь, сделать какое-то доброе дело!» Но у отца Андрея взять благословение не решалась. Возле батюшки всегда стояла толпа людей, а я еще не была готова три часа дожидаться разговора. Подошла к нему лишь спустя два года.
«Такой любви я не видела»
— Я шла на послушание во 2-ю больницу и думала: «Как зайду в палату? Что буду говорить?» Но всё оказалось просто: люди каким-то Божиим Промыслом буквально носили меня на руках.
У нас было тяжелое отделение — сочетанные травмы, ожоги. Лежали пострадавшие в автомобильных авариях, упавшие с большой высоты. Приходил отец Андрей, служил молебны и исповедовал. В отношении батюшки у меня было такое благоговение, что я боялась даже что-то спросить. И вот однажды мы вдвоем переходим из одного корпуса больницы в другой, а отец Андрей говорит: «Сейчас пост, скоро Пасха, а там вечность». Меня поразили эти слова…
— Мы жили далековато от 2-й больницы, но возвращаться домой на транспорте не хотелось, тогда я летала. С годами восторг ушел, и началась борьба. Сегодня, чтобы сохранить этот Божий дар, надо каждую минуту благодарить Господа и каяться…
«Послушание наполняло мою жизнь»
— У моей подруги, сестры Ларисы Толстопятовой, обнаружили онкологическое заболевание. Мы с ней начали посещать онкоцентр в Боровлянах. Помню, захожу в палату — лежит человек, весь в трубках. Уже не месяцами, а днями сочтена его жизнь. Молюсь рядом, а он просит: «Матушка, дайте вашу руку». Протягиваю. Целует. Я заплакала. А этот человек уже не на земле. Светлый такой, говорит тихо: «Не плачьте!» Такие вот штрихи…
— Послушание наполняло мою жизнь. Такие красивые люди, такие удивительные встречи! Мы счастливые, нам Бог столько дает! И конечно, мы недостойны этого дара…
«Сейте, и на камне прорастет»
— В Минске уже были монастырские лавочки. Старшая сестра Зинаида Лобосова предложила: «Давай откроем в университете». Мы пошли к ректору БАТУ, и он дал добро.
— Позже в общежитии аграрного университета мы открыли первую часовню, в честь иконы Божией Матери «Иверская». Отец Сергий Храпицкий служил Божественную литургию и молебны, пел мужской студенческий хор.
Сестра Лариса Толстопятова училась в БГУИР, и там оборудовали церковную лавочку. Вскоре в этом учебном заведении открылась часовня в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Ректор медицинского университета посетил часовню в БАТУ, ему понравилось. Правда, медуниверситет еще долго шел к открытию своей часовни. Но все-таки ее обустроили и освятили в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Там сегодня служит отец Андрей Малаховский.
Когда в студенческих городках открывались часовни, внутри была радость. Хотелось поделиться ею со всеми. Мы с сестрами обходили общежития, заглядывали в каждую комнату, приглашали молодежь. Студенты говорили: «Да-да, обязательно придем!» Но начиналось богослужение, а в часовне людей раз, два и обчелся.
Как-то я сказала отцу Андрею: «Батюшка, мало студентов ходит в часовни». А он мне ответил: «Вы сейте, и на камне прорастет…»
«Божественная литургия освящает всё вокруг»
— Первые годы я очень переживала. Не понимала, как можно не прийти в часовню, если она рядом. Было больно. Со временем не то чтобы стало безразлично, нет! Просто вспоминала слова отца Андрея: «Божественная литургия — это такая сила! Она освящает всё вокруг».
Порой было непросто и с руководством университетов. Приходишь в ректорат, начинаешь говорить о Боге, а человек смотрит на тебя и сочувствует, думая, что ты сошла с ума. Всякое приходилось терпеть… И тогда я просто уходила на годы. А спустя время в этих людях происходили изменения. Божиим Промыслом и молитвами монастыря что-то вызревало.
Продолжение следует…
Беседовала Дарья Гончарова
Фотографии Максима Черноголова и из личного архива Марины Яскевич
22.06.2021