Подготовительные Недели Великого поста
Считается, что подготовительных Недель (воскресных дней) Великого поста четыре: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и Адамово изгнание. Воскресные дни так называются потому, что Евангелие дня, а также песнопения службы посвящены этим темам. Но тематически еще две Недели примыкают к числу подготовительных перед началом Великого поста: о Вартимее, слепце, который просил у Господа прозрения (см.: Лк. 18: 35–43), и о Закхее, начальнике мытарей, который не побоялся быть смешным и влез на смоковницу, чтобы увидеть Господа (см.: Лк. 19: 1–10).
Первые постовые песнопения звучат в храме именно в Неделю о мытаре и фарисее.
Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.
Вечернее богослужение. Закончился полиелей, прочитано Евангелие, священство стоит в центре храма, и вдруг гаснет свет. «Открой мне двери покаяния, Податель Жизни, ибо с раннего утра мой дух стремится ко храму святому Твоему…» Неужели без храма покаяние невозможно? Почему именно в храме «открываются двери покаяния»? Конечно, каяться человек может и должен всякий раз, когда согрешает, и на всяком месте. Но если мы ведем речь о полноте покаяния, об изменении жизни, о том, чтобы грех стал человеку противен и ненавистен, такое перерождение человека, по-гречески «метанойя», изменение ума и сердца, возможно только с помощью Божией, в храме, в таинствах, прежде всего Покаяния и Причащения.
«…Храм ношу телесный весь осквернен. Но Ты ведь Щедр, очисти его милосердием Твоим и милостью». Хорошо, если душа чувствует необходимость каяться. А если нет? Если ты не ощущаешь, что «храм телесный осквернен», как быть? Действительно, бывает так, что человек старается жить праведно, не позволяет себе грешить. И в чем же ему каяться? Тогда спросим величайшего из святых, святого апостола Павла, почему он говорил: «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз». То же самое говорили все святые. Может быть, у нас что-то не так с духовным зрением? Может, не замечаем маленьких грехов? Но ведь их может набраться очень много!
Песнопение продолжается…
На спасения стези настави мя Богородице, / студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты.
«На пути спасения настави меня, Богородица, ибо душу мою запятнал постыдными грехами, и жизнь мою всю в лености растратил…» Опять сильное выражение — «окалях душу». Часто оно вызывает недоумение. В послании Петра о грешнике так говорится: …как вымытая свинья идет валяться в грязи… (2 Пет. 2: 22). Если мы после крещения и покаяния продолжаем произвольно согрешать, то становимся похожими на бессловесных животных, которые валяются в своих отходах, в грязи. И причина тому — леность. Обратите внимание, что избавить от нечистоты сам себя человек не может. Грех очень силен, особенно если пустил корни. Поэтому и поется «избави мя от всякия нечистоты».
Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго: / но надеяся на милость благоутробия Твоего, / яко Давид вопию Ти: / помилуй мя Боже / по велицей Твоей милости.
«Помышляя о множестве сотворенных мной злых дел, трепещу, ожидая страшного дня судного…» Ценность страха, конечно, сомнительна. В страхе нет любви, страх парализует, замыкает человека в себе. С ним надо бороться, но здесь… звучит призыв «вострепетать перед страшным судным днем». Но разве Бог не есть Любовь? Неужели Он не простит всем всё, невзирая на лица, на все дела и поступки, совершенные кем бы то ни было? Да, Бог прощает, Бог есть Любовь. Но простит ли человек себя сам, когда приблизится к свету и чистоте, к любви животворящей и всепобеждающей, и увидит, что не имеет с ней ничего общего?
Суть церковного учения в подготовительные Недели Великого поста заключена в кондаках дня. В них — краткая формула, девиз. Это пересказ Евангелия, прочитанного на Божественной литургии, слово Божие, которое всю седмицу должно настраивать нас на нечто новое в наступившем году, на путешествие, которое у каждого будет своим, — Великий пост.
Кондак Недели о мытаре и фарисее
Фарисеева убежим высокоглаголания, / и мытареве научимся высоте глагол смиренных, / покаянием взывающе: / Спасе мира, / очисти рабы Твоя.
Каждая подготовительная Неделя Великого поста призывает к определенной добродетели, без которой пост невозможен. Ты можешь поститься очень строго, но если этих, так сказать, «подготовительных», добродетелей не имеешь, то никакого толку в посте не будет. Неделя о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14) показывает, что пост невозможен без смирения. Нужно снять с себя венец и сойти с пьедестала, на который мы сами себя поставили, «убежать, избежать фарисейского высокого мнения о себе, и прийти к высоте смиренных слов мытаря, подражая которому с покаянием взываем: "Спаситель мира! Очисти рабов Твоих!"»
На второй подготовительной Неделе Великого поста, о блудном сыне (см.: Лк. 15: 11–32), к покаянным тропарям добавляется еще одно песнопение, которое будут петь в церкви три воскресных дня подряд: «На реках Вавилонских» (136-й псалом).
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении. Воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень.
Не поет пойманная птица даже в золотой клетке. Израильтяне предали Бога, затем был разрушен Иерусалим и их увели в плен. Так и грех — разрушает чистое и невинное житие, оставляет руины на святом месте. Может даже казаться, что жизнь на новом месте не так уж плохо устроена: простор, прохлада, удовольствие. Но почему-то песни не идут, душа тоскует. Она помнит святую гору, узкие дороги, святой храм наверху. Там к Богу возносилась молитва, и мир вокруг преображался. Ты был счастлив верностью Богу, любовью к ближним, чистотой помыслов, радостью и светом в душе. Теперь же ничего этого нет. Грех привел сюда, в Вавилон. Он разрушил Иерусалим. Теперь он властвует, просит: «Воспойте нам от песней Сионских». Чем ему воздать? Взять помыслы, пока они еще малы, пока не превратились в вооруженные полки, как только они приходят к нам, и… разбить их о камень веры, молитвой ко Христу.
Кондак Недели о блудном сыне
Отеческия славы Твоея удалихся безумно, / в злых расточив еже ми предал еси богатство. / Темже Ти блуднаго глас приношу: / согреших пред Тобою Отче щедрый, / приими мя кающася, / и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.
Если главной добродетелью Недели о мытаре и фарисее было смирение, без которого нельзя приступить к посту, то в Неделю о блудном сыне на первое место выходит добродетель решимости. «Встану и пойду к отцу моему!» — говорит блудный сын и разворачивает корабль своей жизни ко спасению.
Следующую, третью, Неделю подготовки к посту, которую называют Неделей о Страшном Суде (см.: Мф. 25: 31–46), характеризует новый призыв: начать исправлять грехи, те самые, которые, хочешь того или не хочешь, записаны в книгу жизни. Ведь настанет час, когда нужно будет за каждый грех дать ответ!
Кондак Недели о Страшном Суде
Егда приидеши Боже на землю со славою, / и трепещут всяческая: / река же огненная пред судищем влечет, / книги разгибаются, и тайная являются: / тогда избави мя от огня неугасимаго, / и сподоби мя одесную Тебе стати Судие праведнейший.
«Когда придешь, Боже, на землю во славе, вострепещут все и вся; река огненная, текущая пред судом, жаждет поглотить, книги раскрываются и всё тайное становится явью. Тогда избавь меня от этого огня неугасимого и позволь мне стать по правую сторону Тебя, о Судья Праведнейший!» Как избежать огня? Рукописание грехов стереть можно. Об этом всё время говорит Церковь. Покаяние, причащение, творение добрых дел, заглаживающих грех, — вот какая добродетель требуется на этот раз, доброделание!
Последняя, четвертая, подготовительная Неделя Великого поста носит название «Адамово изгнание» или «Прощеное воскресенье» (см.: Мф. 6: 14–21). Грех Адама совершают все: непослушание Богу. Нет человека, который в большей или меньшей степени не согрешает в этом. Нет никого, кто безукоризненно выполняет все до единой заповеди без того, чтобы не оступиться. Это естественно, как в борьбе или любом виде деятельности неизбежно бывают удачи и промахи. И вот вместе с Адамом мы уходим из райского сада, врата закрываются...
Кондак Недели Адамова изгнания
Премудрости наставниче, смысла подателю, / немудрых наказателю, и нищих защитителю, / утверди, вразуми сердце мое Владыко. / Ты даждь ми слово, Отчее Слово, / се бо устне мои не возбраню, / во еже звати Тебе: / Милостиве, помилуй мя падшаго.
Само по себе смирение, или решимость исправиться, или добрые дела не могут спасти человека. Спасает человека в жизнь вечную только Тот, Кто имеет власть спасать. «Наставник премудрости, Податель разума, Защитник нищих, утверди, вразуми мое сердце, Владыка! Ты Сам дай мне Слово, Отчее Слово!..» Желание соединить свои ум и сердце с Божиим словом, уверовать и связать жизнь с Господом Иисусом Христом — эту добродетель можно назвать любовью к Богу, адамовой тоской по Богообщению. А любовь к Богу немыслима без любви к ближнему, которая начинается с прощения…
Смирение, решимость, покаяние и добрые дела вместе с любовью к Богу подготовят нас к началу путешествия. Четыре подготовительные Недели переходят в четыре важных первых дня начала Великого поста, когда в церкви поется Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Об этом — в следующем материале.
21.02.2021