Мои 5+. Книги, которые помогли выбрать свой путь
Герои нашего проекта «Мои 5+» — самые обычные люди, члены нашей большой монастырской семьи, живущие и трудящиеся рядом с нами. Тем не менее каждый из них — неповторимая, уникальная личность. Чтобы немного приоткрыть дверцы в их души, понять, что повлияло на их формирование, мы попросили их поделиться, какие пять книг, фильмов или музыкальных исполнителей произвели на них наибольшее впечатление, остались в памяти и заставляют возвращаться к себе снова и снова.
Послушница Екатерина Масурновская рассказала о своих любимых книгах, благодаря которым она избрала монашеский путь и которые помогают ей утвердиться на нем.
Послушница Екатерина Масурновская родилась 15 июня 1989 года в г.п. Бобр Минской области Крупского района. Отец военный, прапорщик, мама домохозяйка, до пенсии работала сторожем. Окончила БГУ, факультет Государственного института управления и социальных технологий по специальности «социальная работа, психология». Насельница монастыря с 6 сентября 2020 года. Послушницей стала в 2021 году, в день памяти 40 Севастийских мучеников. Несет послушание в канцелярии обители, учится уставлять и петь на клиросе.
— Евангелие, Псалтирь. Это основа.
Первый раз я открыла Евангелие, когда готовилась стать крестной мамой. Я уже была крещеной, но не ходила в храм. Когда я пришла на подготовительную беседу для крестных родителей, мне сказали, что нужно его почитать. Для меня Евангелие стало открытием, я сразу почувствовала, что это не обычная книга, это — настоящее. Помню, как тогда читала… это было так красиво! Я не знала тогда, что есть еще писания — Апостол, Откровение Иоанна Богослова, до этого не дошли руки, потому что, став крестной мамой, я отложила в сторону Евангелие года на два-три, и только по прошествии времени начала серьезно воцерковляться. Но я считаю, что тот, первый раз, когда я открыла Новый Завет, был не впустую, Слово Божие отложилось в душе. Это семя, и, приняв его в свое сердце, чувствуешь, как что-то меняется внутри.
В одном ряду с Евангелием для меня стоит Псалтирь. Уже когда я начала воцерковляться, где-то через год, стала читать этот разговор души человека с Богом… В любом состоянии — хорошо тебе или плохо, — когда читаешь псалмы, душа поет вместе с царем Давидом. Это для меня настольная книга, даже больше, чем книга. Что могу выделить? Мне очень нравится Шестопсалмие. И Часы. Псалмы, которые читаются на всех Часах. Ну и, конечно, 50-й — покаянный псалом, 90-й. Когда читаешь Псалтирь — душа оживает. К сожалению, не хватает времени, воспринимаешь в основном то, что слышишь в храме. Очень помогает то, что я учусь уставлять — это такая милость Божия!
— Творения святителя Иоанна Златоуста. Свт. Иоанн Златоуст — один из моих самых любимых святых. В начале своего воцерковления я читала разные книги, в том числе про его жизнь, а потом начала читать и его труды. Святитель очень понятно разъясняет, простым, доступным языком. Его слова ложатся на сердце, запоминаются. Мне особенно нравится, как он толкует Ветхий Завет, для меня многое открывается благодаря его творениям, многое проясняется. Понимаешь, почему, например, тот или иной пророк или царь поступил тем или иным образом.
Еще мне очень нравятся толкования святителя Иоанна Златоуста на Послания ап. Павла. Они стали для меня поддержкой, когда я решила уйти в монастырь. Меня отговаривали, я и сама начала сомневаться, думала, может, на самом деле не надо, хотя мне вообще не хотелось мирской жизнью жить, тянуло в монашество… Но когда я начала читать эти толкования, мне встретились слова о выборе пути, о принятии решения, выходить замуж или все-таки отдать себя Богу. Это было так жизненно! Свт. Иоанн Златоуст просто всё разложил по полочкам, как будто эти слова были адресованы именно мне. Я утвердилась в своем решении. И когда мне начинали говорить что-то против, я уже отвечала словами апостола Павла. Мне даже мама говорила: «Пойдешь в монастырь, тебя Павлой назовут». Так ап. Павел через свт. Иоанна Златоуста меня утвердил.
— Авва Дорофей. Мне очень нравятся труды аввы Дорофея. Для меня это азы духовной жизни. Правда, сейчас я его мало читаю, но, когда была в миру, несколько раз перечитывала «Душеполезные поучения». Он, как и свт. Иоанн Златоуст, столько веков назад жил, а писал всё так доступно, просто — ведь люди всё те же, всё те же проблемы, страсти, грехи… Когда читаешь, всё так понятно! Жаль, что потом всё равно идешь и делаешь по-своему. В поучениях аввы Дорофея даются ответы на вопросы, которые тебя тревожат. Я его читала в миру и слушала чтение его трудов уже в монастыре, за трапезой. Такие книги можно заново перечитывать, с каждым разом воспринимая их всё глубже и глубже. Но, я думаю, чтобы прочитанное стало практикой, а не теорией, нужно это прожить.
— Творения свт. Игнатия Брянчанинова. Когда я стала воцерковляться, мне попались отдельные труды этого святого, которого называют «отцом современного иночества». Потом я приобрела книгу «Аскетические опыты», и мне так понравилось! Святитель Игнатий пишет именно как для тебя. И не вокруг да около, а в точку. Его слово ложится на душу, и хочется меняться. Это почти наш современник, и поэтому всё так доступно и понятно. Ближе всего мне «Аскетические опыты» этого святого.
— Жития святых. Обычно я читаю несколько книг сразу. Сейчас читаю житие старца Амвросия Оптинского. Люблю читать жития святых, особенно если день памяти какого-то святого, стараешься по возможности прочитать про него. Тем более что я учусь уставлять, и приходится готовиться к богослужению. Иногда думаешь: «Интересно… надо почитать житие этого святого».
Мне сложно выделить какого-то отдельного святого, кажется, они все как-то близки. Что-то для себя можно взять из жития каждого из них. И важно помолиться им, а не просто почитать.
— Некоторые святые оставляют особый след в нашей жизни. Особенно мне запомнилась поездка к прп. Александру Свирскому. В это время шло мое воцерковление, и мне хотелось всё узнать, поездить. Я всё искала, хотя тогда не думала о монастыре. Мне, скорее, было интересно найти себя. В этой поездке нам проводили экскурсию. С нами ехал молодой человек, и экскурсовод спросила его: «А вы не хотите ли в монастырь?» Хотя этот вопрос был адресован не мне, у меня впервые промелькнула мысль: «А на самом деле, может, монастырь?»
Потом мы поехали в Соловецкий монастырь. Там я поняла, что дом — это не материальный дом, а тот, который в душе находится, хотя до этого была очень привязана к родителям, к своему дому, постоянно ездила к ним, несмотря на то что жила у бабушки в Минске. Наверное, благодать коснулась, меня уже больше не тянуло домой, и, когда у меня были выходные, я уже практически всё время проводила в храме.
Вот такие пять книг и авторов, которые повлияли на выбор моего жизненного пути и продолжают формировать меня уже как сестру монастыря.
Подготовила инокиня Ольга (Великая)
03.09.2021