X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Гора Афон, Гора Святая

афонские старцы

В каждом монахе-святогорце, идущем по стопам святых отцов и живущем по их традиции, ты, если имеешь Дух Божий, увидишь сосуществование внешне противоположных состояний — смерти и жизни. От каждодневной смерти проистекает жизнь, и от обладания жизнью сильнее умерщвляется смерть. Чем большая смерть смерти (греха), тем более укрепляется Жизнь (Христос); укрепляется Жизнь — попирается смерть, до ощущения в себе Воскресения и Вознесения Христова, то есть умерщвляется грех и рождается жизнь. Итак, можно сказать, что монахи облекаются в смерть и получают Жизнь. Апостол Павел пишет Римлянам: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога (Рим. 6: 9, 10). Преподобный Никита Стифат пишет, что то же происходит и со святым человеком — подражателем Христу: умерев для мира, он живет жизнью Христовой: «Восставший от мертвых дел воскрес со Христом. Если он благодаря ведению воскрес со Христом, то, поскольку Христос уже не умирает, смерть неведения уже не властна над ним. Умертвив уды тела и отложив суетные попечения, он не живет более для плоти и мира, но живет в нем Христос, то есть им руководит благодать Духа Святого, а не закон плоти; члены свои он представил Богу Отцу в орудие праведности».

Кроме того, в обоженных монахах ты встретишь сосуществование покоя и движения. По словам святого Максима, они живут в «вечнодвижущемся покое» и «установившемся движении». Они пребывают во Христе, всё время стремясь к совершенному блаженству в Нем, ибо Христос есть многоценная жемчужина. Это образно разъясняет святитель Григорий Нисский: «Невероятнее всего то, как этот покой может быть и движением. Ибо восходящий не стоит и стоящий не восходит; здесь же — благодаря тому, что стоишь, поднимаешься. Это потому, что чем постояннее и непреклоннее кто-либо утверждается во благом, тем быстрее он проходит путь добродетели». То есть пребывает во благом и постоянно движется, постоянно движется и пребывает во Христе. Непрестанны и жажда Христа, и Божественное насыщение. Один монах сказал: «Что-то странное происходит со мной. Я жажду и вместе с тем насыщаюсь!» Однако для Божия человека это отнюдь не удивительно. В этом — «совершенное бесконечное совершенствование совершенных» (преподобный Иоанн Лествичник).

Монашеская жизнь — постоянное подражание Слову, Христу. Ревностный монах проходит все ступени жизни Христа. В нем воплощается Христос, чудодействует, претерпевает страдания, воскресает, возносится... Поскольку в нем — Христос, ему удается объединить свой внутренний мир с внешним. Он преодолевает все границы и восходит на большую высоту, чем та, с которой ниспал Адам. Святой Максим говорит о пяти разделениях, которые не смог преодолеть Адам и которые ныне преодолевает человек с помощью Нового Адама — Христа. Это различия между нетварным и тварным, мысленным и чувственным, небом и землей, раем и вселенной, мужским полом и женским. От преодоления последнего он приходит к преодолению первого (различия нетварного и тварного). Стало быть, святой Божий человек всего себя и весь мир приводит к Богу, и в силу этого он является величайшим благодетелем человечества.

Продолжение следует…

Источник: Иерофей (Влахос), митрополит. Одна ночь в пустыне Святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003 г.

23.02.2021

Просмотров: 92
Рейтинг: 4.1
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать