X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Для монаха где храм, там и дом» (часть 2)

Рубрика «Моя Сербия» посвящена Сербской Православной Церкви и ее людям. Через личные истории тех, кто нашел путь к Богу — монахов, священников, игуменов, известных православных христиан Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Косово, — мы познакомимся с духовными и культурными традициями сербского народа, поговорим о монастырях и храмах, о Православии и единстве славян. Наши герои с трепетом рассказывают о своем пути к Богу, родной земле, ее святынях и подвижниках веры… Гость нашей рубрики — иеромонах Агафангел (Будишин), один из первых сербских священников в Беларуси.

Как простой сербский мальчик, мечтавший о профессии ветеринара, оказался в Беларуси, принял монашеский постриг и стал священником? История нашего гостя — еще одна удивительная страница в книге о пути человека к Богу и таинственном Божием Промысле.

Семинария в Жировичах

— Из разговора с владыкой Лаврентием (Трифуновичем) я запомнил, что буду учиться в Минской духовной семинарии, но она находится не в Минске. Помню, как подумал: «Если владыка Стефан из Пинска, значит, и учиться я буду в Пинске». С этой мыслью сошел с трапа самолета в белорусской столице.

В аэропорту меня встретили. Ночью привезли в Пинск и сказали: «Отдыхай! Завтра поедем в Жировичи». Я знал Минск, Брест, Пинск. А что это за Жировичи? Про Жировичскую икону Божией Матери тогда не слышал. Позже, на вступительных экзаменах в семинарии, владыка Стефан сказал: «Жировичи — это белорусская лавра».

Первое время я не мог понять, где нахожусь. Мобильного телефона нет, с доступом в Интернет тогда были проблемы. Купил в газетном киоске карту Беларуси, и студенты поставили на ней точку. Так я разобрался, в какой части страны оказался.

Учеба и монашеский постриг

— Русский язык я тогда знал плохо. До приезда в Беларусь успел выучить какой-то минимум. В семинарии я был единственным учеником из Сербии, поэтому общение шло только по-русски. Быструю разговорную речь понять было сложно. Помню, чтобы что-то попросить, приходилось объяснять по десять раз, в ход шли и руки, и ноги. На десятый раз уже не надо было. И наоборот, студенты и преподаватели объясняли мне и так, и сяк, потом махали рукой: «Уже не надо». Самыми сложными были первые шесть месяцев. Через два года я уже свободно говорил по-русски. Учебный материал усваивался быстрее, появилось больше времени.

Отцом и матерью в Беларуси для меня стал владыка Стефан (Корзун), архиепископ Пинский, благодаря которому я приехал в страну. В любой момент и по любому вопросу я мог к нему обратиться. Каникулы проводил в Пинске, помогая владыке.

Еще учась в семинарии, я принял решение посвятить свою жизнь более близкому общению с Богом и принять монашество. Владыка Стефан совершил постриг и рукоположил меня в иеромонаха в монастыре святой великомученицы Варвары в Пинске.

Сербский батюшка на Полесье

— После окончания семинарии я решил остаться в Беларуси и поступил в духовную академию. Жил при епархии в Пинске, служил в кафедральном соборе и ездил на занятия в Минск. Поскольку у меня не было семьи, владыка часто направлял меня служить в приходы Пинской епархии, где уходили в отпуск или болели священники.

На севере Сербии, где я родился, такие же большие деревни, с теплицами и огородами, как на Полесье. Там тоже люди много работают. Может быть, поэтому Полесье стало таким близким моему сердцу.

Народ на Полесье верующий. В храмах много людей. Конечно, когда в деревню приезжает новый батюшка, да еще монах, интересно прийти посмотреть. Но в каких-то приходах я служил несколько месяцев и даже полгода, и люди всё равно шли в храм. Приятно молиться с теми, кто понимает суть богослужения, а не просто по традиции участвует в церковной жизни. Мне всегда радостно служить в белорусской глубинке.

Работа с семинаристами

— В период моего служения в Пинской епархии по просьбе архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия (Апалько), на тот момент ректора семинарии в Жировичах, я начал нести послушание со студентами: был помощником проректора по воспитательной работе, помогал в организации учебного дня, преподавал. Владыка Вениамин (Тупеко) назначил меня старшим помощником проректора, а позже — проректором по воспитательной работе.

Второй год я тружусь в семинарии. Работа со студентами приносит радость. Семинаристы молодые, активные, их надо направлять и объяснять суть жизни в Боге. Но я и сам до сих пор учусь — заканчиваю аспирантуру Минской духовной академии. Надо писать кандидатскую работу.

Белорусы и сербы

— Белорусы и сербы имеют много общего, но есть и отличия. Наблюдаю, что в ваших храмах больше женщин, чем мужчин. В Сербии количество соразмерно. У нас сохраняется традиция: правая половина храма — мужская, левая — женская. Особенно это контролируется в монастырях. Народ так и становится от солеи, равномерно заполняя храм.

В Сербии византийское и византийско-сербское пение. Редко где встречается партесное пение на четыре голоса. У вас, как говорят сербы, «русское» пение, со своими гласами и напевами. Меня с первых дней пребывания в Беларуси впечатляет пение мужского хора Жировичского монастыря. На протяжении многих лет я в нем пою и получаю большую радость от живого участия в богослужении.

Самая очевидная разница белорусов и сербов — в темпераменте. Белорусский народ спокойный. Нет, вы не вялые и безразличные! У вас есть прекрасная особенность — любые ситуации принимать спокойно. Испытания и трудности белорусы переносят ровно и стойко.

Сербский народ — горячий, эмоциональный. Мы даже во время простого общения нередко кричим, можно подумать, что ссоримся. Когда белорусы приезжают ко мне на родину, мы едем в сербские монастыри. Наши монахи издали приветствуют гостей: поднимают руки вверх, кричат — такое чувство, что сейчас начнется драка. Когда наступают трудные обстоятельства, сербы из-за своей горячности переносят всё более воинственно. А в белорусах живет мирный дух, который помогает решать сложные вопросы.

Несмотря на разную манеру поведения, между белорусами и сербами есть важный общий момент. Сербия находится на Балканах — это перекресток исторических путей. По сути, у нас «проходной двор»: многие века по нашей земле из Азии в Европу и из Европы в Азию ходили люди и воевали. Беларусь в схожей ситуации: ее территория между Россией и Европой. История вашей страны — это тоже история военных действий.

Внешнее проявление в виде темперамента у наших людей разное, но за многие века у сербов и белорусов выработалось терпение, оно нас объединяет и делает близкими по духу. Мы не знаем Божиего Промысла. Может быть, через страдания, которые Господь нам посылает, Он содействует тому, чтобы у сербов и белорусов вырабатывались добрые качества. Возможно, это путь спасения наших народов.

«Земля круглая, и везде Господь»

— Первые годы в Беларуси я скучал и по Сербии, и по родным. Постепенно выучил русский язык, нашел здесь друзей, у меня много крестников. Сегодня я общаюсь с людьми в Беларуси, езжу в Сербию. Если мне завтра скажут лететь в Китай, я и туда поеду, не искушаясь. Прекрасных людей много, и я не сомневаюсь, что они найдутся в любом уголке мира.

Если мы ищем добро в людях, то находим его. Как говорил наш известный сербский духовник отец Фаддей Витовницкий, «каковы наши мысли, такова наша жизнь». Надо думать о людях хорошо и замечать то положительное, что есть в человеке. Немощей, недугов и грехов хватает в каждом, но они покрываются и исправляются нашей любовью. Замечая плохое, трудно рассмотреть хорошее, поступая наоборот, легче выстраивать отношения.

Уже не единожды я собирался возвращаться в Сербию. Чемоданы упаковывались и распаковывались, но каждый раз было благословение остаться на белорусской земле. Пока Господь направляет так, что я служу здесь. Не скажу, что в этом нет моей воли. Мы часто говорим: «Всё по воле Божией», но забываем, что Господь дал человеку свободу и никогда ее не нарушает. Господь часто Свою волю подстраивает под волю человеческую, с пользой для человека.

Я люблю Сербию и свой народ, но Беларусь и белорусов люблю не меньше. Везде есть испытания, проблемы, печали и радости, но они все тают во время Божественной литургии. Для монаха где храм, там и дом, где богослужение и живое общение с Богом через людей, там и родина. В любом месте хорошо, если мы пребываем в Боге. Земля круглая, и везде Господь.

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии МинДС

«Для монаха где храм, там и дом» (часть 1)>>

14.05.2021

Просмотров: 72
Рейтинг: 4.9
Голосов: 36
Оценка:
Комментировать