«Бог учит видеть красоту в человеке» (ч. 1)
Праведная христианская жизнь лучше любых богословских объяснений рассказывает окружающим о Спасителе и евангельских ценностях. В жизни сестры милосердия Ольги Гордейчик-Минкиной таких людей было много. Пример их чистой и глубокой веры привел сестру в храм и помог выбрать путь служения ближним. Вот уже 17 лет Ольга несет послушание в облачении сестры милосердия.
«Я пришла в храм благодаря верующим людям»
— Меня по жизни окружали верующие люди. К сожалению, многие из них уже ушли в иной мир. У людей того поколения был другой дух и другое восприятие жизни. Если бы не они, наверное, я бы не пришла в храм...
Бабушка Юля, мама моего отца, прошла нелегкий путь. Родилась в 1907 году. Жила и при царе, и при коммунистах, и при немцах. Ее старшего сына на Брестчине зарезали бандеровцы. Помню, как бабушка рассказывала, что люди были разные, но она никогда никого не осуждала.
О Боге бабушка не говорила, просто служила близким, делами показывая творческий процесс жизни. Всегда в заботах — постирать, прибрать, наварить, заштопать. Корова, поросята, утки, куры… Если лил дождь, перебирала фасоль — никакой праздности.
— Бабушка плохо слышала. Может быть, так Господь защищал ее от пустых разговоров. Садимся за стол без молитвы — бабушка про себя что-то читает и благословляет. Хлебушек привезем — перекрестит и ест. Всё было тихо и кротко.
«Просыпаешься — лампадка горит…»
— Лето я всегда проводила в деревне у бабушки Юли. Помню, как в 3–4 года меня на велосипеде возили причащать в сельский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. После Причастия выносили на улицу, сажали на лавку, давали вареное яйцо и огурец с хлебом. В деревне Божественная литургия заканчивалась к обеду, я успевала проголодаться.
— Когда начались пионерские будни, я уже не причащалась. Помню, как каждую Пасху папа усаживал бабушек в машину и вез в храм освящать куличи. Батюшка во время богослужения выходил с Чашей и возвращался с Дарами в алтарь. Почему-то никто тогда не причащался. Может быть, время было такое.
В начале 90-х, когда только развалился Союз, на Пасху в церкви был улей — много любопытствующих. Рядом с сельским храмом оборудовали танцплощадку, и молодежь после танцев бегала ставить свечи.
Когда я была в старших классах, крестная подарила мне Закон Божий, и я начала воцерковляться. В этот светлый для меня период упокоилась бабушка Юля…
«Господь показал, что смерти нет»
— Бабушка Юля знала день своего упокоения и готовилась к нему. Накануне позвонила сельскому батюшке и попросила ее причастить.
В те годы еще были колхозы, и председатель должен был выписать священнику машину. Батюшка говорит: «Юля, я тебя не смогу причастить в пятницу утром. У матушки запланирована операция, председатель дал машину на этот день, едем в областную больницу». И вот священник с семьей за трапезой, открывается дверь, на пороге — председатель колхоза: «Машина идет в город, езжайте в больницу в четверг вечером!»
Батюшка причастил бабушку Юлю утром в пятницу, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Она почитала акафист Богородице, легла на лавку, благословила дочь, сложила руки на груди и со словами «в руце Твои, Господи, предаю дух мой» отошла в иной мир.
На похоронах я чувствовала, что смерти нет. Это была Пасха! Мы со старушками читали у гроба Псалтирь. Все пошли спать, а мне захотелось прочесть акафист Казанской Божией Матери.
Утром поехали в сельский храм служить обедню, и батюшка сказал мне: «Будешь читать на клиросе».
— Со временем душа стала жить другим. Я уже была замужем, начались потери и разочарования. Бог еще до свадьбы показывал, какие будут скорби, если своевольничать. Человек, который живет с Господом и внимателен к себе, всё видит, но иногда сознательно закрывает глаза. И вот пришло время, когда я начала пожинать плоды своего «хочу».
Двое грудных детей, пьющий и болящий муж, перестройка, безденежье — я заливала подушку слезами. И вдруг звонок из Бреста. В трубке голос крестной: «Что у тебя происходит? Мне приснилась бабушка Юля, она ругала тебя, что веру не хранишь и не по том плачешь». Меня это поразило. Получается, наши усопшие родственники всё видят и молятся за нас…
«Началась приходская жизнь»
— Мои дети пошли в воскресную школу и пели в хоре у Татьяны Середкиной при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1996 году началась наша приходская жизнь. Я несла послушание на свечном ящике, много читала, часто ездила в паломнические поездки.
Помню, как мы с детским хором зимой поехали в Свято-Успенский Жировичский монастырь и окунались в святой источник. Семинаристы показывали нам коляску иностранца, который не мог ходить, а после погружения в источник встал на ноги. Вера его была такой сильной или душа была готова, но после окунания он оставил коляску в Жировичах…
Мне по жизни встречались люди, которые искали Бога. Господь показывал тех, кто не говорил о Боге, но нес в себе Его красоту.
У нас на приходе была Мария Гурло — маленькая, хрупкая старушка, которая всегда стояла в храме как свечечка. В первый раз бабушка Мария удивила меня в Дивеево.
Мы ходили под дождем к святым источникам. И тут бабушка Мария говорит: «В Иверский!» Этот источник не был благоустроен и фактически находился в болоте, экскурсии туда не водили. Послушник посоветовал: «Идите по дорожке через поле».
— У меня часто спрашивают: «Вы окунались в Иверском? Он же самый "колючий" в Дивеево!» А мы не почувствовали холода ледяного ключа. Дух, который жил в этой замечательной старушке, нас вдохновил.
Однажды через бабушку Марию Господь показал мне еще одно чудо. Поехали мы в Почаевскую лавру, а наша бабушка забыла паспорт.
История бывшего афганца
— В храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» действуют сестричество в честь преподобной Евфросинии Полоцкой и патронажная служба, которая помогает на дому людям, обратившимся в приход за помощью. У меня в тот период были два подопечных — слепой парень, которого я по воскресным дням водила в храм на Причастие, и женщина, нуждавшаяся в общении и помощи при подготовке к исповеди.
Приход тогда окормлял республиканский протезный госпиталь. Каждое воскресенье после Божественной литургии мы с сестрой Ольгой Симоненко читали в отделениях Закон Божий и обсуждали Евангелие. В госпитале от одного подопечного я услышала историю о том, как Бог спасает через Свои Тело и Кровь.
Человек этот служил в Афганистане. Загорал после чернобыльской аварии и получил дозу радиации. В онкологическом центре в Боровлянах ему поставили диагноз «белокровие», занесли в базу учета и отправили домой умирать. Деньги после Афганистана остались, и он решил потратить их на лечение. В Германии отказали, а в японском госпитале согласились помочь.
И вот этот человек рассказывает: «Сел я в поезд до Владивостока. Еду, и так мне страшно умирать! Не женат еще, жить хочется. И Бог ответил на мое желание сердца: послал в попутчики иеромонаха из сибирского скита. Услышал он мою историю и вытащил из поезда.
Прожил я у них в скиту год. Каждый день причащался. Чувствовал себя неплохо. Ну, думаю, мама дома волнуется. Решил возвращаться».
— Никогда не забуду, как этот человек мне советовал: «Что бы ни случилось в вашей жизни, не отходите от Чаши».
Вот через таких людей Господь укреплял меня в вере.
Продолжение следует…
Беседовала Дарья Гончарова
Фотографии Максима Черноголова и Ольги Гордейчик-Минкиной
06.07.2021