X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Я просто имени Твоего не знала…»

Эти строки написала София Азаренкова. Ее встреча с Господом произошла на Валааме 8 лет назад. Молодая, ищущая истину двадцатилетняя девушка поехала туда прямо с його-фестиваля. Удивительно, но именно на этом фестивале ей рассказали многое и про остров, и про монастырь, и даже описали человека, который встретил ее на острове. Этим человеком была Юлия Гойко, давний друг и автор нашего сайта. Многие друзья, которых София обрела на Валааме, оказались минчанами, верующими творческими людьми, жизнь которых так или иначе связана со Свято-Елисаветинским монастырем. Но об этом чуть позже, а пока немного о самой Софии.

Она родилась во Ржеве. Ее мама — Светлана Юрьевна — художник-педагог, отец — Дмитрий Тадимович — военный инженер и фотограф-любитель. Старший брат Олег стал художником-дизайнером, сама София тоже выбрала творческую стезю. Сначала ее увлекала музыка: она играла на пианино в детстве и думала, что свою жизнь свяжет с ней. Но все же любовь к рисованию победила. В школьные годы ее учителем была мама, а затем девушка училась в Москве, где получила профессии дизайнера и преподавателя изобразительного искусства. Тогда же в университете она стала изучать иконопись, но хотелось более глубоких знаний и практики, и поэтому молодая художница пошла учиться еще и в иконописную школу имени преподобного Алипия Печерского.

— Первую икону я писала долго и очень тяжело, — признается София. — Еще не всё умела делать технически, лик Богородицы у меня не выходил, поэтому приходилось переделывать раз десять. Это был образ Смоленской Божией Матери. Он выстраданный, но близкий. Я бы хотела молиться перед такой иконой… Позже ее забрал к себе в алтарь священник из расположенного неподалеку от иконописной школы храма.

Когда София пишет новый образ, то вспоминает уроки, полученные у московского художника Александра Крапивина. Около пяти лет она занималась у него рисунком, живописью, композицией. Мастер учил ее цельному видению, гармонии цветового восприятия. Всё это помогает в творческом решении при написании иконы. Ну, а в трудных моментах за советом она всегда может обратиться к своим наставникам из иконописной школы в Москве —Любови Седовой и протоиерею Виталию Шумилову.

К примеру, когда София писала образ преподобного Милла, ее учителя посоветовали обратиться к прототипам и молиться самому святому. Это очень редкий святой. До нас не дошли его житие и древние изображения, на которые обычно ориентируются иконописцы. София взяла за основу житие преподобного Иоанникия Великого:

— Я нашла фреску с образом преподобного Иоанникия и ориентировалась на его изображение. Житие этого святого мне запомнилось тем, что он творил крестным знамением великие чудеса. Значит, как и воскрешавший мертвых Милл, был великим подвижником, молитвенником. В иконописи это можно передать через воздетые к небу руки. Оба святых прославлены в чине преподобных, и я следовала канону — правилу, по которому тот или иной чин святых изображается в определенном облачении. Пыталась прочувствовать, что это за святой — Милл, выбрать выразительные моменты и создать цельный образ. Не знаю, удалось ли это…

Свой талант София посвятила Богу. Если в ее руках оказывается кисть, она пишет икону — Его образ, а если любимая калимба — то стихи и песни, тоже о Нем. Это просто и естественно — как дыхание. В стихах из альбома «Проросло» она отразила свое состояние — человека, который встретил Бога…

Альбом «Проросло»

София исполняла свои стихи импровизационно под наигрыш на калимбе на небольших квартирниках. Друзья оценили ее творчество и посоветовали поделиться им с другими, а в дальнейшем помогли и в записи музыкального альбома стихов. Так родился проект «Соньга».

— В отличие от моих первых проб исполнения стихов под калимбу в этом альбоме они обогатились звучанием аккордеона, гитары, различных флейт, перкуссии, — поясняет София. — То, что получилось в итоге, было изначально непредсказуемо, потому что таким составом мы раньше никогда не музицировали, всё записали с чистого листа, без репетиций. Я только немного обозначала для остальных музыкальную тему и характер стихов. Самое важное в импровизации, на мой взгляд, — это внутреннее созвучие людей, умение слышать друг друга.

Название проекту «Соньга» дала маленькая речушка, которая протекает в Ярославской области. На этой реке Соня однажды побывала с иконописцами во время экспедиции по святыням Севера.

Соньга «Имя»

Дебютный альбом вышел теплым, лирическим, цельным, атмосферным. Эта музыка вряд ли станет мейнстримовой, просто она другая — тихая, камерная, но у нее будет свой слушатель. В этих произведениях важны слова, которые чаще читаются, чем поются, но вплетаются в ритм музыки. Главное в этом альбоме — те зерна, которые были посеяны еще на Валааме и проросли вот так — в строках молодого поэта-христианина.

Не так давно София побывала в командировке в Греции вместе с художниками из мозаичной мастерской нашего монастыря, где работает уже больше года.

— Мне было важно поработать в профессиональном коллективе, почувствовать себя частью одного целого, — рассказывает Соня. — Иконопись — тихое искусство, а тут в мастерской очень громко стучали смальтоколы, летела стеклянная крошка — непривычный шум и условия работы (улыбается). Но колка смальты — это только этап. Мозаичисты просто посоветовали надевать наушники и слушать аудиокниги параллельно с этим тяжелым для меня процессом. Последующие этапы работы с мозаичным модулем более тихие и сродни иконописи.

Мозаичную мастерскую Свято-Елисаветинского монастыря ценю за талантливых людей рядом и за семейные отношения. Я могу в любой момент задать вопросы не только руководителю мастерской Дмитрию Кунцевичу, но и многим ребятам, которые работают тут с момента основания. Все они открыто делятся своим опытом.

Так как у меня есть иконописное образование, мне спустя несколько месяцев дали попробовать выкладывать лик. За этот год работала в основном над ликами Ангелов, также делала ручки и ножки. 

У руководителя мастерской высокие требования. Он очень тонко относится к рисунку, деталям, оттенкам в каждом создаваемом образе. Для меня ценно, что он задает такой уровень профессионализма — есть к чему стремиться и не расслабляться. Сейчас я выкладываю один из ликов Святой Троицы для монастыря в Курске.

Простые материалы — краска, камень; простые слова, напетые под незатейливый инструмент, но в этой простоте видишь, слышишь красоту, которую человек открыл для себя, впустив в свою жизнь Бога…

Беседовал Вадим Янчук

Работы и фотографии из личного архива Софии Азаренковой

9.06.2020

Просмотров: 122
Рейтинг: 5
Голосов: 1
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать