X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Я нашла место, где живет Господь» (часть 1)

Мерцающий свет лампад, огоньки свечей в полумраке храма, тихое монашеское пение… Впервые переступив порог Никольского храма нашего монастыря, сестра Татиана Алябьева почувствовала, что «пришла». Послушание в паломническом отделе приносило радость и укрепляло в вере, служение в детском интернате открывало новые горизонты в познании Бога и себя. «Дом, где тебя любят и ждут», — так с теплом и любовью сестра милосердия отзывается о монастыре.

«Листья облетели… Неужели и люди так уйдут?»

— Мое детство пришлось на 70-е годы. Октябрятская и пионерская жизнь была насыщенной — я занималась в театральном коллективе, участвовала в конкурсах. Но были и серьезные поводы задуматься. Помню, как в школе получила «тройку» по теории Дарвина. Никак не могла понять, почему одна обезьяна ленивая, не захотела взять палку-копалку и стать человеком, а вторая взяла. И как бы забавно это сейчас ни звучало, все-таки такого рода рассуждения из области, для чего человек приходит в этот мир.

— В Минске были открыты два храма — Александро-Невский и кафедральный собор. Территориально Александро-Невский храм был ближе к дому, но меня всегда тянуло в кафедральный. Позже я поняла, что причина — в молитве одной из моих бабушек. Родственники о ней говорили: «Тихая, забитая, угрюмая, одним словом, верующая». Бабушке приписывали «темноту» и набожность, что в те времена в понимании людей было почти одно и то же. Жила подвижница-христианка в Курасовщине и каждое воскресенье через весь город ездила на богослужение в кафедральный собор.

Спустя 30 лет, когда встал вопрос о моем Крещении, я «прижала» маму: «Говори правду, меня крестили или нет?» И мама сказала: «Таня, крестили! Я такого страха натерпелась, когда наша тихая бабушка, несмотря на все протесты, взяла тебя в охапку и понесла в собор!..» Тогда и стало понятно, почему меня так вел Господь. Приход в храм — не мое желание или старание, а бабушкина молитва и милость Божия ко мне…

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…»

— Началась перестройка, открылись границы, и на нас обрушилась свобода. Манили какие-то мистические вещи. Я читала всё подряд: Рериха, Кастанеду, Доннер — в голове был полный винегрет. Наверное, тогда я искала не Бога, а самовыражения.

Мой приход в храм — это неосознанное действие, но оно приносило успокоение душе. Я приходила в кафедральный собор просто потому, что мне там было хорошо. Конечно, не без Божиего Промысла: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15: 16).

В какой-то момент я оказалась в тяжелых жизненных обстоятельствах. Зная ситуацию, знакомая из Москвы мне сказала: «Таня, у вас же в Минске есть такой чудный монастырь и церковь под землей, там так благодатно!»

— До знакомства с обителью я долго просила Господа дать мне духовного отца, который смог бы в бурном океане жизни вырулить и правильно направить мой корабль. И такого священника, отца Валерия Захарова, Господь тоже подарил в монастыре. Здесь сразу всё сложилось.

«Хоть бы два яблочка…»

— В непростые периоды моей жизни Господь утешал через большие и маленькие чудеса. Ежегодно на Преображение я ездила в Ляденский монастырь: древний храм, особый дух, местные жители с огромными корзинами плодов на богослужении… И вот на праздник я вновь еду в Ляденский монастырь. Подъезжаю к обители и понимаю, что не взяла яблоки. И это начинает меня терзать: «Как я без яблок? Может, вернуться в магазин? Или у кого-то во дворе попросить? Но тогда опоздаю на службу…» — с такими сомнениями захожу в храм.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33), — будут вам и яблочки. Вот так я в очередной раз убедилась, что Господь всегда рядом.

«Благодарю за то, что я здесь»

— Было у меня свое довольно успешное предприятие. Но две инфляции, дефолт, другие жизненные обстоятельства — и я прихожу к выводу, что больше не хочу этим заниматься, надо искать в жизни что-то другое.

Я уже прихожанка монастыря. Предприятие на стадии ликвидации. Праздник Троицы. Паломническая служба обители тогда находилась рядом с храмом в честь иконы Божией Матери «Державная». Выхожу после Божественной литургии и вижу на окне объявление: «Приглашаем трудников на Валаам».

Валаам для меня — неземное сочетание букв, всегда мечтала туда поехать, а тут трудницей! Думаю: «Съезжу на Валаам, потружусь две недели в святом месте и определюсь, что делать дальше». Захожу в паломнический отдел, заполняю анкету трудника, называю образование — институт культуры, специализация «туризм» — и неожиданно мне предлагают поработать в паломнической службе.

Тогда там работала сестра Иоанна Мороз — хороший человек, специалист своего дела, и она мне говорит: «Только вас, наверное, зарплата не устроит». — «Какая зарплата?! Я всегда мечтала о туризме, а тут паломничества! Это вершина того, что можно представить!»

Мороженое на Валааме

— Трудницей на Валаам я не поехала, но в монастыре занималась паломническими поездками на остров. Каждое посещение этого удивительного места укрепляло меня в вере. Я часто рассказывала паломникам о маленьком чуде, которое случилось со мной на Валааме.

Несколько дней мы с группой были в Санкт-Петербурге, а потом на три дня уезжали на Валаам. Еще в городе на Неве мне захотелось мороженого, но была насыщенная программа, и времени купить его не нашлось.

И вот мы приезжаем на остров. Я люблю вечером после богослужения одна гулять по Валааму. Как обычно, иду на прогулку, углубляюсь в лес, а в голове снова мысль о мороженом.

— Дальше были слезы от понимания того, как близок к нам Господь…

«Это аванс»

— Я составляла паломнические маршруты и ездила с группами по святым местам. Радовалась и не понимала, чем заслужила быть в монастыре, пока один батюшка не сказал: «Не за что, а для чего — это аванс».

Через ряд непростых жизненных событий вновь ко мне пришли скорби. Законы духовной жизни неизменны: если тебе очень плохо — начни помогать тем, кто в этом нуждается. Я знала, что наши сестры ходят в больницу и интернаты. Отец Валерий окормлял детский интернат (Дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. — Прим. ред.), и я задумывалась о том, чтобы попробовать стать «настоящей сестрой милосердия».

22 ноября — день памяти святого Нектария Эгинского, в честь которого освящен храм в детском интернате. Накануне праздника сестра Татьяна Жедик мне говорит: «Мы сегодня идем украшать храм. Давай с нами».

Войдя в храм, я второй раз в жизни почувствовала, что «пришла». Еще не видела детей, но уже понимала, что хочу там остаться и вложить свои силы в это служение…

Продолжение следует…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Максима Черноголова и из архива Татианы Алябьевой

24.11.2020

Просмотров: 120
Рейтинг: 5
Голосов: 20
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать