Увидеть Бога в кадре
В профессию кинорежиссер Марат Потатурко пришел не сразу. После лицея изучал психологию и социологию в одном из колледжей в Кембридже, затем поступил на театральный факультет Белорусской государственной академии искусств, после и вовсе думал отойти от мира творчества — получал образования богослова и юриста. Но любовь к кино оказалась сильнее. И в 28 лет он поступил на высшие курсы режиссеров и сценаристов, а затем снова в академию искусств, где уже заканчивает аспирантуру.
Один из научных трудов Марата был посвящен творчеству Студии во имя святого Иоанна Воина нашего монастыря. В период работы над ним он пришел в монастырь с предложением снять фильм «Невеста». Работа над этой картиной завершается, а в процессе сотрудничества с нашей видеостудией появился еще один фильм — «Ольга» — о монахине Ольге (Антанович). Сегодня на нашем видеоканале в YouTube — его премьера.
В интервью с Маратом Потатурко мы поговорили о многом — о его жизненных и творческих принципах, о фильмах, снятых на студии при нашей обители, о режиссуре и искусстве кино.
О важности бэкграунда
Я общаюсь с другими режиссерами и вижу, что часто в кино как профессию люди приходят уже в возрасте, когда есть какой-то жизненный багаж. На режиссуру поступают театральные актеры, художники, музыканты. И этим кино отличается как специальность.
Кино — мир взрослых людей! Если у тебя есть несколько профессий, если есть опыт в других сферах, то у тебя есть шанс состояться как режиссер.
Я знаю сейчас, что именно хочу снимать. Иду по выбранному пути.
О бюджете
— Бюджет в кино не так важен. Когда я пришел в Свято-Елисаветинский монастырь четыре года назад с идеей фильма «Невеста», так и сказал, что есть желание снять фильм о жизни, о смерти, о вере, о монастыре и что расходы заключаются только в оплате труда творческой команды. Художественный уровень фильма определяют не столько деньги, сколько понимание режиссера, для чего он снимает тот или иной фильм. Я смотрю, как снимали, скажем, в 1980-е годы. Там красота в каждом кадре!
Об авторском кино
— «Невеста» и «Ольга» — авторское кино. Для меня творческим примером является советский кинематограф. Несмотря на цензуру в фильмах Г. Данелии, Л. Гайдая, Э. Климова, других режиссеров, мы видим авторское независимое кино. И то кино, каким хочу заниматься я, должно быть свободным! Убежден, что из кино не нужно делать индустрию, им нужно заниматься как искусством.
О миссии режиссера
— Киноиндустрия — это конвейер, а исследовать душу способно только авторское кино. Андрей Звягинцев — пример современного кинорежиссера, который исследует душу. К нему можно по-разному относиться, но кино — это искусство, а любое искусство — музыка, живопись и даже фотография — исследует душу. Важно понять, кто такой человек и для чего он живет.
У кого-то из классиков прочитал слова «поймать Бога в кадре». Эта мысль означает, что надо увидеть Бога в проявлениях внешнего мира, в котором мы живем. Жанр у фильма может быть любым — комедия, трагедия, боевик... Мне кажется, что жанр и форма не играют в этом вопросе главную роль. В границах любого жанра можно творить и решать эти две фундаментальные задачи — исследовать душу и попытаться в кадре увидеть Бога. Вторая из них важнее.
О съемках и исследованиях
— Еще на курсах в Москве после общения со знаменитым кинорежиссером Кшиштофом Занусси я сказал себе, что сниму фильм про монастырь. А в Минске во время учебы в магистратуре научный руководитель Ольга Медведева предложила мне писать магистерскую диссертацию по фильмам Студии во имя святого Иоанна Воина. Мой опыт сотрудничества со студией получился таким — научная работа и два фильма.
Сейчас я работаю над аспирантской диссертацией. Ее тема звучит так: «Религиозная тематика в белорусском игровом кино: средства художественной выразительности». В этой работе исследую вопрос того, как показывали христианство в белорусском кино в 60‒70-е годы ХХ века. Уже выбрал двенадцать фильмов и попытаюсь доказать, что режиссеры с помощью кинематографических средств несли христианские идеи. Если советский режиссер хотел донести Бога до зрителя, он делал это с помощью прообразов и метафор. За это и люблю советские фильмы. Цензура заставляла режиссеров, несмотря на идеологические установки, творить потрясающие вещи! Сейчас нет запретов, говори о чем хочешь, но современные и советские фильмы не идут ни в какое сравнение.
О поэтической документалистике
— «Невеста» — кино для фестивалей. Это авторская фестивальная кинолента, которая идет больше трех часов. В мире мало фильмов с таким хронометражем. «Ольга» — это 40-минутная документальная картина, которую, думаю, многие посмотрят с удовольствием и пользой для своей души.
«Невеста» уже с самого начала планировалась как кинокартина с жестким киноязыком, соответствующими метафорами. Это кино не для всех, но я к этому шел целенаправленно.
Фильм «Ольга» — о девушке, которая уходит в монастырь, а «Невеста» — фильм о человеческой душе. Во второй картине монахиня Ольга — не главный герой, а только один из персонажей, с помощью которого показываю развитие души человека.
В «Невесте» на протяжении фильма мы несем образ Церкви как ковчега. Церковь Христова плывет по греховному несовершенному миру и несет Истину. Этот фильм состоит из 10 разных эпизодов. Начинается он со смерти, а заканчивается Пасхой.
В документалистике много непредвиденного, но я знал структуру фильма и что мне будет нужен каждый эпизод, который снимал. Даже финальный кадр картины предполагал в самом начале работы. Много находок было и на этапе монтажа, но я уповал на съемки, а не на монтаж. Для меня в этом фильме было очень важно показать киноязыком церковные таинства. Чтобы решить эту задачу, предстояло найти решения по визуальному ряду и музыкальному оформлению.
Съемки картины длились полгода, два года — монтаж, а еще два года мы делали цветокоррекцию и звук. Эти этапы такие долгие, потому что хронометраж большой, а монтаж и цветокоррекцию делал я сам. Есть потрясающие находки и по визуальному ряду, и по звуку. В монтаже были как тяжелые моменты, так и моменты, которые можно назвать откровением или озарением.
Для меня важно, чтобы в этом кино всё происходящее в кадре подчинялось моим схемам. Важен мой авторский замысел. Это не значит, что я хочу что-то навязать зрителю, нет. Мне как автору надо дать информацию, а человек, который будет смотреть кино, сам сделает выводы. Поэтому, к слову, в фильме «Ольга», где речь идет о Боге, мы видим также и атеиста. В кино важен конфликт, он помогает раскрыть тему.
Несмотря на то, что «Невеста» снималась в монастыре, эта работа будет интересна не только воцерковленным людям. В фильме рассуждаю о вещах, которые касаются каждого — смерть и рождение.
В «Невесте» сильный образ Ноева ковчега, и в целом многое построено здесь на ветхозаветных метафорах.
Об ответственности
— «Невеста», «Ольга» — примеры фильмов, когда автор взял ответственность на себя говорить о Боге. Да, я верующий человек и как режиссер считаю, что могу говорить о том, что мне кажется важным. Но это не проповедь! Каждый зритель сам сделает выводы. Поэтому в «Невесте» столько метафор и аллегорий.
От ответственности режиссеру никуда не деться. Наша земная жизнь закончится, а кино останется. Ты делаешь кино не для себя, а для зрителя. Пьер Паоло Пазолини, к примеру, взял на себя ответственность и снял фильм «Евангелие от Матфея». И я уверен, что кто-то обязательно открыл для себя Бога после просмотра этой картины.
И кому говорить о Христе, если не христианину?.. Если ты веруешь, что Христос — Бог, что после смерти есть вечная жизнь, нужно нести эту Истину. Надеюсь, что у меня будут и другие фильмы, в которых я буду говорить о Господе.
В период работы над фильмами, которые снимал в Свято-Елисаветинском монастыре, больше молился. Понимал, что сейчас в моем творчестве должен вести Бог и что Он должен мне каким-то образом сказать, как показать Его Церковь, Его таинства в этих кинокартинах.
Сам Творец — Великий Режиссер, и это мы можем видеть в окружающем нас мире.
Я не хочу делить кино по принципу религиозности. Взгляды у автора могут быть разные. Христианским задачам отвечает всё хорошее кино, в котором авторы ищут смысл человеческого существования, думают о жизни и о смерти, исследуют внутренний мир людей.
О творческом будущем
— В одном из интервью режиссер Сергей Параджанов говорил, что любая тема хорошим режиссером превращается в произведение искусства. И я согласен с ним, что проявления Творца мы находим в самых неожиданных темах. Но много потенциала вижу именно в Библии. Это та Книга, над которой надо думать всю жизнь! Даже Богу угодно, как мне кажется, чтобы Она была переложена на киноязык. Может, кто-то никогда Библию и не открывал, а в кино увидит. Людей, которые смотрят фильмы, больше, чем тех, которые читают Библию.
У меня по библейским сюжетам лежат уже несколько готовых сценариев. Не факт, что я сниму по ним фильмы. Не знаю, будет ли угодно это Богу, но я мечтаю экранизировать земную жизнь Богородицы и снять игровой фильм по Ветхому Завету.
Беседовал Вадим Янчук
В материале использованы кадры из фильмов «Невеста» и «Ольга»
и фотографии из личного архива Марата Потатурко
5.06.2020