— Татьяна, как Вы стали составителем жития матушки Валентины?
— Мы с мужем Николаем Шипиловым в Беларусь переехали в 2000 году, и матушка Валентина уже неотступно следовала за мной. Сначала в храме мне сказали: раз я писатель, то должна написать житие матушки, потом люди принесли какие-то записи о святой, а после митрополит Филарет (Вахромеев) благословил работу над житием матушки Валентины. Соавтором книги стал церковный историк протоиерей Федор Кривонос. Он же возглавлял комиссию по канонизации блаженной, и у него уже было многое написано о ней. Мы объединили наши труды.
После благословения владыки ко мне в руки сами пошли документы, вещи матушки Валентины, записная книжка, ее архивы. Архив рассматривала комиссия по канонизации. Я пришла с ее тетрадями, завернутыми в платок. У комиссии были образцы почерка матушки Валентины. Сомнений не оставалось: почерк соответствовал, от тетрадей исходило благоухание.
«Весь архив матушки Валентины поместился в двух таких узелках. Один плат — чисто белый, в нем находятся рукописи прихожан. Второй – пестрый, в цветок-крестик, платок матушки Валентины. Когда этот пестрый платочек впервые был привезен на могилку блаженной летом 2006 года, икона святой Валентины замироточила…»
Из книги «Блаженная Валентина Минская»
В тетрадях матушки Валентины есть переписанное от руки Священное Писание, акафисты, Евангелие, Псалтирь, молитвы. Книг ведь не было в годы советской власти, и она сама переписывала священные тексты, а также это делали и ее духовные чада.
В тетрадях есть пометки матушки, в которых разберется только умудренный духовным опытом человек. Например, «миллионы трупов», «тысячи жертв», названия городов Минск, Санкт-Петербург, Варшава. Всё это — явные пророчества! Она же блаженная, не просто так ее причислили к лику блаженных.
Обратите внимание, как она говорила о Киеве, что тот станет заштатным европейским городишкой и американские солдаты будут кланяться русским монахам. В те годы не было понятно, о чем идет речь, а сейчас мы видим зерно в этих пророчествах.
— А как понять, где пророчества матушки, а где человеческий домысел?
— К сожалению, никак. Надо быть гением или святым, чтобы разобраться в столь тонких материях. Во все времена пророков то просто не слышали, а то и камнями побивали. Это так же, как со святостью. Как становятся святыми? Это — загадка. Кто-то говорит: достаточно вести святой образ жизни. Но есть святые — раскаявшиеся грешники.
Для канонизации святого необходимо несколько условий, в том числе наличие чудес. Поэтому и собирались свидетельства о чудесах, воспоминания людей.
Есть свидетельства, которые я услышала из первых уст, некоторые записаны из воспоминаний. Очевидцы, которые были рядом с матушкой, рассказывали, что она видела, как тонула подводная лодка «Курск», смерть Сталина, а также немецкие самолеты еще за два года до войны. Словам этих людей мне нет основания не доверять. Она была в курсе политических событий и всех непредвиденных изменений.
Кроме этой книги с житием блаженной Валентины Минской, которая вышла в издательстве братства Архистратига Божия Михаила, есть еще книга для детей, выпущенная в издательстве Белорусского Экзархата. Я получила предложение переиздать житие блаженной Валентины Минской, и мне прежде хотелось бы его дополнить, потому что появились новые свидетельства. А потребность в книге большая. Много паломников можно встретить на могилке матушки. Например, мои знакомые из Сыктывкара приезжают к месту упокоения святой дважды в год. И каждый хочет прочесть о ней не только акафист, который, кстати, очень хорош.
— Мне запало в душу произведение о матушке Валентине, которое написали Вы сами — оно называется «Песня о блаженной Валентине». Слышал его в двух вариантах — акапельном женском пении и в дуэте, где Вы поете вместе с мужем.
— Это поют прихожанки храма святителя Николая в Станькове, где служил отец святой. Они почти все Светланы, работают учителями музыки. Эти женщины поддерживали память о матушке Валентине, начинали ухаживать за ее могилкой и сегодня ведут переписку с людьми, которые просят помолиться на могилке матушки: отвечают им и вкладывают в письма засушенные цветочки с могилки.
Параллельно с этими милыми женщинами знаменитый Георгий Георгиевич уже два десятка лет водит на могилку крестные ходы, рисует эскизы цветочных украшений этого притягательного для многих места, а также с паломниками воплощает эти эскизы в жизнь. Он же автор проекта часовни. Всегда на кладбище деревни Крысово благодатная красота! Это — тоже проявление народной любви.
Песня о блаженной Валентине стала и последней записью, которую я сделала вместе с мужем Николаем Шипиловым. Мой муж умер в 2006 году, ровно через полгода после канонизации святой.
Он расшифровал письма матушки. В письмах блаженной — простота и сложность, удивительная сила. Рукописи пахнут ванилью. Это чудный запах! Понятно, что никакая ваниль 50 лет не будет благоухать…
— А у Вас есть личная история, связанная с матушкой Валентиной?
— Я думаю, что матушка Валентина вымолила моего мужа. Его не стало 7 сентября 2006 года. Он умер прямо со шнурочком на шее, который она плела. Его крест висел на этом шнурке. Этот шнурочек и сделанный руками матушки Валентины цветочек у меня есть до сих пор. Их мне передали хранительницы тетрадей матушки. Такие святыни хранятся во многих семьях. Известно, что руки блаженной не были свободными никогда! Об этом говорят абсолютно все очевидцы.
«Крест свой деревянный матушка Валентина украшала этими же самодельными веревочками и бумажными цветами. Цветы она делала из жатой бумаги — той, которую тогда называли “папиросной”. Эту бумагу привозили матушке Валентине ее духовные чада. А если не было у нее жатой цветной бумаги, так она скручивала цветики, напоминающие колокольчики, из простой, тетрадной. <…> У некоторых чад матушки Валентины хранятся и пояски Ахтырской Божией Матери, как называла их сама старица. Из тех же хлопчатобумажных ниток она плела эти пояски толщиной с мизинец; их она давала только самым любимым своим посетителям, передавала священникам. Пояски Ахтырской Божией Матери носили поверх рубахи, как девяностый псалом».
Из книги «Блаженная Валентина Минская»
Чудом можно назвать и само появление тетрадей, которые пришли ко мне необычным способом — не через православных активистов, а через родную маму. Она врач, к ней поступил больной, за ним приходила ухаживать его родная сестра. Эта женщина сказала, что поможет мне. Почему? Для меня самой это остается загадкой. Я человек земной, грешный, но через нее в мои руки попали тетради блаженной…
Я могу говорить о явных чудесах, связанных с духовными чадами матушки Валентины.
Алтарником в минском кафедральном соборе, иподьяконом митрополита Филарета много лет прослужил Александр Васильевич Сницер. Человек святой жизни, он умер в 2010 году. В книге есть эпизод, когда приезжает комиссия из епархии к матушке Валентине проверять, служит ли она обедню. Он был водителем этой комиссии, а потом в Свято-Духовом соборе прослужил более 40 лет, не пропустив ни одной службы. О нем я сейчас собираюсь писать книгу, потому что этот человек — личность уникальная.
Вспоминает игуменья Евгения (Волощук):
«С проверкой от владыки Гурия в 1960 году приехала в Коски монахиня в сопровождении иподиакона Алексея. Она должна была разузнать, не служит ли матушка Валентина обедню.
“Когда мы вошли в небольшую убогую хижину, — вспоминает игуменья Евгения, — она сказала:
— Пожалуйте, пожалуйте слуги владыки, я вас давно жду, — и тут же предложила нам вместе совершить службу “Обедницу”. Обедницу может совершать каждый верующий христианин. Это молитвенная служба, в которой не совершается евхаристический канон — его имеют право совершать только епископы или священники. В конце молитвы матушка громко сказала:
— В храмах приносится бескровная жертва, совершается евхаристический канон, а я вот тридцать лет без причастия и так молюсь.
Этим она дала нам ответ на наш невысказанный вопрос.
<…> Когда мы вернулись, нас ожидал владыка Гурий. Он только вернулся из поездки. Я ему всё рассказала, причастить матушку он поручил иеромонаху Михею (потом епископ Ярославский).»
Из книги «Блаженная Валентина Минская»
Александр Васильевич словно перенял молитвенную и духовную харизму от матушки. Он слег после инсульта. Подобно матушке он нес свой подвиг 10 лет — был прикованным к постели. Немногие о нем знали, немногие к нему ходили. А любовь от него исходила безусловная, ее можно сравнить с любовью старца Николая Гурьянова с острова Залит. И простые, и известные люди благодарили Александра Васильевича, потому что получали от него огромную духовную поддержку. Такую, которая поистине двигает горы.
С именем этого человека связано многое. Он вымаливал людей. Это случалось и со мной, поделюсь такой историей.
У меня была путевка в Египет. Перед поездкой позвонила келейнице Александра Васильевича, чтобы попросить молитв, и слышу четко его голос: «В Египет ехать нельзя!» Он повторил это несколько раз. Я же твердила свое и в конце услышала, что если хочу, могу ехать, но ехать нельзя…
В той поездке я не дошла ни до моря, ни до ресторана. Случился приступ болезни, о которой я не знала. Все мои сбережения ушли на несколько ампул но-шпы — одна стоила около 50 долларов. Было очень плохо. Но вернулась живой, после попала в больницу, мне делали операцию.
Через несколько дней после моего возвращения показывали по телевизору, что в Шарм-эль-Шейхе, в том месте, где я была, акулы стали нападать на людей, а через несколько месяцев в Египте произошла революция. Я поняла, почему нельзя было ехать!
Да, есть в рассказах людей фольклорные моменты. О достоверности их мы не можем спорить, но не записать их нельзя. Известные люди всегда «обрастают» легендами. Так, мне очень хотелось выяснить достоверность посещения матушкой двух стариц: одной в Одессе и второй — в Беларуси. Красивая история о том, что Валентина Федоровна с мужем хотели эмигрировать и, пока ждали парохода, зашли к прозорливой слепой старице. У Валентины в руках была гроздь винограда. Она подала его незрячей женщине и услышала: «Возвращайся на родину. Ты будешь лежать».
Хотелось бы узнать, были ли Сулковские в Одессе. А о слепой старице, живущей в этом приморском городе в то время, я не нашла никакой информации. Вот таких историй немало.
— Или что на руках ее носил Христос?
— Это слова самой матушки: «Меня Христос трижды вокруг дома на ручках обнес». Может, она говорила в метафорическом смысле?! Воспринимать конкретно или нет — личное дело каждого. Лично я от игумена Антония (Зиновьева) слышала, как Ангел спустился через кровлю к матушке, положил свои крылья ей под спинку, а потом так же, через крышу, вышел. Почему нет? У нее не было ни пролежней, ни застойных явлений. А пролежала она почти 40 лет.
«Она явно общалась с ангельским миром. Во многих воспоминаниях ведется речь о том, что матушка Валентина часто, отвечая на вопросы людей, как будто с кем-то разговаривала, советовалась. По преданию, она сподобилась лицезреть Самого Господа Иисуса Христа. “Он меня трижды на Своих ручках вокруг хаты обнес”, — рассказывала матушка Валентина. Ангельский мир был так же близок матушке Валентине, как и души умерших, о которых она молилась. Однажды в Коски приехал о. Алексей (в постриге Антоний) Зиновьев. Время было позднее, и он остался на ночлег. Матушка благословила его ложиться на русскую печь. С печи ему хорошо была видна вся хата и лежанка матушки Валентины. Гость никак не мог уснуть, в душе было какое-то волнение. “Вдруг он увидел небо; потолок как бы расступился и с неба спускался ангел. Ангел приблизился к кровати матушки и подложил под нее свои крылья. Прошло некоторое время — и ангел так же удалился, и всё пришло в первоначальное состояние”».
Из книги «Блаженная Валентина Минская»
Житие матушки Валентины нужно было написать быстро, где-то за полгода. Мне помогал муж, мы работали вместе. Он систематизировал рукописи свидетельств, выбирал интересные материалы. К тому же в тот период, когда я стала работать над книгой, дочери было только 4 месяца. Мне муж очень помог!
Летом я выехала в Станьково и успела застать людей, знавших Валентину Феодоровну, бывавших у нее детьми, а также приносивших ей молоко, пироги… Расспрашивала сына Ефросиньи Лойко, келейницы матушки. Это — бесценный материал, просто золото для меня
И сейчас в кафедральном соборе служит Александра Никитична Монтик, которая прежде была старостой и не просто знала матушку Валентину, а со своей сестрой Ниной ездила к ней постоянно. Вместе с почившей схимонахиней Софией, которая сберегла память о матушке, и прежней казначеей собора Валентиной Александровной Тумер они втроем девчонками 15–16 лет ездили к матушке Валентине. И до самого последнего дня, а потом — на могилку.
Божия милость разговаривать с людьми, которые матушку знали лично. Я как писатель-биограф замечаю: только очевидцы могут передать личные особенности человека, его образ так, как не передаст ни видеосъемка, ни фотографии, ни аудиозапись. Важно говорить именно с такими людьми, чтобы история звучала из первых уст. В этот момент происходит что-то мистическое.
Что еще сказать о чудесах… Самое большое чудо для меня — возможность «прожить» с матушкой Валентиной все время работы над книгой. Это — благодатнейшее время моей жизни, когда думала о святой каждый день, каждую минуту. Слава Богу за это!
Беседовал Вадим Янчук
Фотографии Ольги Вечёрко и из личного архива Татьяны Дашкевич
Религия – это особенная часть жизни человека, которая незаметно влияет на многие ее решения и повседневные действия. В современном мире технологий и науки религия до сих пор остается важной сферой, без которой многие не представляют своей обыденности. Независимо от религиозного направления, всех объединяет глубокая вера в неизменные и важные постулаты. Религия помогает обрести гармонию с собой и миром, покой и любовь.
Несомненно, каждый верующий назовет сразу несколько своих «избранных» книг, я же хочу посоветовать ещё такую книгу, стоит ее вносить в свой список или нет, решать вам - https://labarum-book.ru/product/ya-ispytal-tebya-v-gornile-stradaniya-aleksandr-trofimov