«Пра Тяу» значит «Бог» (часть 1)
В Таиланд путешественники летят ради экзотики: теплого моря, джунглей, пряной кухни и причудливых буддистских храмов. И уж никак не ожидают среди пальм и азиатского колорита увидеть маковки и колокольни православных церквей. А между тем наши миссионеры трудятся в Королевстве Таиланд уже более 20 лет. За это время здесь появились 10 православных храмов и даже мужской монастырь!
Приход в честь святого преподобного Сергия Радонежского находится на Ко Чанге — одном из крупнейших островов Таиланда, омываемом Южно-Китайским морем. Его настоятель — молодой священник, иерей Роман Бородич, белорус, родом из Барановичей. Отец Роман рассказал, как оказался в нескольких тысячах километров от дома и зачем тайцам Православие.
История первая. Из Беларуси — в Азию
— Отец Роман, как Вы стали служить в Таиланде?
— После семинарии и магистратуры я какое-то время не был рукоположен, проходил практику в минских приходах. На жизнь зарабатывал тем, что возил тележки в торговом центре и играл в переходах на гитаре. Однажды созвонился с бывшим однокашником по жировичской семинарии отцом Андреем Иващенко. Оказалось, что он трудится в миссии в Таиланде, женился на православной тайке, выучил местный язык и на момент нашего разговора как раз получил назначение настоятелем в храм на севере Таиланда. «А давай к нам, — сказал он мне, — сейчас как раз нужны псаломщики». Особо ни на что не надеясь, я написал письмо основателю и руководителю миссии архимандриту Олегу (Черепанину). Он, кстати, тоже белорус. 20 лет назад именно он первым из православных священников приехал в Таиланд проповедовать Православие — без знания языка, совсем один в чужой стране. Именно его трудами в Королевстве Таиланд появились приходы, первые крещеные тайцы. В общем, человек легендарный. Скоро я получил от него ответ на свое письмо: «Приезжайте». В тот момент миссии нужны были люди. Кто-то скажет, что мне повезло, а я верю, что это Промысл. Незадолго до этого мне в руки попала книга воспоминаний святителя Николая Японского. Помню, еще тогда подумал: «Интересно, а смог бы я послужить в миссии?» И вот возможность представилась.
— И Вы так легко уехали?
— Не легко. Моя супруга Надежда сразу согласилась поехать. Наверное, думала, я шучу. Но когда пришел положительный ответ, мы были немного растеряны, понимали: жизнь круто меняется. Надя в тот момент работала тележурналистом, неплохо зарабатывала, но ради моей мечты — быть священником — решилась всё оставить. Родные тоже очень переживали: у Таиланда среди наших соотечественников не лучшая репутация. Дядя даже пошутил: «Езжай-езжай, там-то людям есть в чем каяться». Да и страна находится очень далеко — лететь 14 часов минимум с одной пересадкой. Но все-таки приехали и ничуть не пожалели. Вначале мы с женой несли послушание псаломщиков в Чиангмае у отца Андрея, моего соученика, а потом меня рукоположили и через какое-то время назначили настоятелем в храм на Ко Чанг.
История вторая. Их нравы
— Расскажите, что было непривычным, удивительным для вас поначалу?
— Много всего! Таиланд — это совершенно другой мир. Долго привыкали к жаре, живности, острой пище. Да и к мужчинам в женской одежде, которые спокойно ходят по улицам, — тоже. Здесь это считается нормальным. Никто не оборачивается и пальцем не показывает. Что касается местных обычаев, сразу удивила традиция тайцев менять имена. У местных они очень длинные и сложные, по 10–15 букв. Выговорить, особенно европейцу, нереально. Поэтому свои настоящие имена они употребляют только в официальных документах, а в повседневной жизни пользуются никнеймами, часто очень странными. К примеру, одного прихожанина зовут Guitar — «Гитара» — просто потому, что он играл на гитаре. Другого прихожанина зовут Bear, что значит «Пиво». Знаю также людей, которых зовут Рыба, Земля, Рисовое дерево, Малыш, Вода и т.д.
Еще интересно, что в Таиланде, как и во всей Юго-Восточной Азии, в храмы не принято заходить в обуви, поэтому на службах у нас все босые. Кстати, показывать свои голые нечистые ступни другим людям тут считается неприличным.
Тайцы в большинстве своем исповедуют буддизм, но открыты для любой религии. Перед православным храмом некоторые останавливаются и кланяются, сложив руки — это называется «вай», приветствие.
В Сергиевском храме на Ко Чанге, где я служу, есть икона и частица мощей святителя Тихона Задонского. Когда началась эпидемия коронавируса, тайцы пришли и оставили у иконы подношение — две бутылочки с водой. Это обычай: тайцы оставляют у маленьких капищ подарки для духов, чтобы их задобрить или о чем-то попросить.
Маркетологи тоже используют эту традицию с едой и напитками возле капищ. В Таиланде выпускают «Фанту» розового цвета. Поначалу она не пользовалась спросом. Тогда производитель запустил рекламу, которая показывала, что розовую «Фанту» обожают духи и именно ее хотят видеть в качестве подношения. Продажи тут же взлетели!
Капища, «домики для духов» — это одна из визитных карточек Таиланда. Они повсюду, буквально возле каждого дома и административного здания. На участке, где стоит наш храм, тоже стоял такой домик. Сносить его было нельзя — это означало бы неуважение, тайцы бы очень оскорбились. Поэтому построили храм, а домик для духов продолжал оставаться на территории прихода. Но однажды приехали тайские рабочие, не говоря ни слова демонтировали капище и увезли в неизвестном направлении. Как потом оказалось, один буддистский монах увидел во сне «духа» этого домика, который попросил, чтобы его жилище перенесли, потому что «Дух Большого Дома» (то есть нашего храма) его притесняет.
История третья. Храм из семечка
— Как вообще на островке в Сиамском заливе появился православный храм?
— Наш храм — один из 10 православных приходов Таиланда. У каждого своя уникальная история создания. Наша началась так. У одной супружеской пары не было детей. Женщина переживала из-за этого, много молилась. И вот однажды ночью увидела сон. В нем Богородица положила ей на руку семечко, из которого начал расти храм. Супруги посчитали это знаком и предложили архимандриту Олегу (Черепанину), руководителю нашей миссии, проспонсировать строительство храма на Ко Чанге — на тот момент это был один из туристических островов, на котором еще не было церкви. Собрали подписи русскоговорящих жителей острова, получили одобрение священноначалия. Первый камень заложили в 2014 году, когда Церковь отмечала 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского — он и стал небесным покровителем прихода. А у бездетной семьи скоро родился ребенок. Сейчас у них трое малышей.
Первым настоятелем Сергиевского храма был иерей Сергий Шапкин из Мурманска. Он очень много сделал для прихода: собрал общину, облагородил территорию, посадил манго, какао, кофе, авокадо — теперь мы показываем растения туристам во время экскурсии. К сожалению, его командировка в Таиланд закончилась, и батюшка вернулся домой. Сейчас командировка на Ко Чанге у меня.
Продолжение следует…
Беседовал Вадим Янчук
Фотографии из личного архива героев
23.07.2020