«Православная вера нас объединяет» (часть 1)
Рубрика «Моя Сербия» посвящена Сербской Православной Церкви и ее людям. Через личные истории тех, кто нашел путь к Богу — монахов, священников, игуменов, известных православных христиан Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Косово, — мы познакомимся с духовными и культурными традициями сербского народа, поговорим о монастырях и храмах, о Православии и единстве славян. Наши герои с трепетом рассказывают о своем пути к Богу, родной земле, ее святынях и подвижниках веры…
Приход сербского храма святого Василия Острожского и насельников Свято-Елисаветинской обители связывают давние теплые отношения. Настоятель храма отец Предраг Тимотийевич с приходским хором в этом году гостили в нашем монастыре. Белорусско-сербская дружба и совместные молебны еще раз подтвердили, что у Православия нет границ. Сегодня в рубрике «Моя Сербия» отец Предраг делится историей своего пути к Богу и священству, рассказывает о жизни прихода в Белграде, где он служит почти полтора десятка лет, вспоминает светильников веры Сербской Церкви — патриархов Павла (Стойчевича) и Иринея (Гавриловича), митрополита Амфилохия (Радовича).
— Отец Предраг, расскажите о себе и своей семье. Видели ли вы в детстве пример глубокой веры и любви к Богу?
— Я родился в христианской семье, в городе Призрен в Косово и Метохии. Был четвертым, самым младшим, ребенком в семье. Мой отец священник, ректор богословия в Нише. Мама изучала историю искусства, связанную с христианским наследием и культурой сербского народа Косово и Метохии.
С малых лет родители учили нас молиться, прививали любовь к Богу, Церкви и людям. Каждое воскресенье и в праздники наша семья участвовала в Божественной литургии. В детстве нас возили в храмы и монастыри Косово и Метохии, в обители за пределами этих мест.
В своих родителях я видел образец. Мы всей семьей читали молитвы вечером, до и после еды. Отец в конце трапезы всегда читал Священное Писание. В первую и последнюю недели поста мы не смотрели телевизор, это время посвящалось молитве и богослужениям в храме. Я говорю во множественном числе, имея в виду покойную маму и отца, моих сестер и покойного брата. Все шестеро мы были в Церкви.
— Вы приняли решение стать священником по примеру отца?
— Отец был для меня образцом, его пример действительно много значил, но еще на мое решение повлиял покойный Сербский патриарх Павел (Стойчевич), который был епископом Косово и Метохии в течение 34 лет. Мы часто с ним общались. Каждую неделю я приходил в епархию, мы виделись в городе. Это был великий монах перед Богом и народом.
Многие монахи и священники, которые приезжали в Призрен, чтобы навестить епископа Павла, становились гостями в нашем доме. Среди них были покойный митрополит Амфилохий (Радович), еще до того, как он стал митрополитом, епископы Афанасий (Евтич) и Ириней (Булович), другие великие духовники того и нашего времени.
Благодаря примеру отца и близости таких людей я уже ребенком говорил: «Буду монахом в монастыре Высокие Дечаны». Этот монастырь имеет большое историческое и духовное значение для жителей Косово и Метохии.
Монахом я не стал, но стал православным священником. Слава Богу за это!
Иерей Предраг с отцом
— В истории Югославии и современной Сербии немало трагических страниц, многие из них пришлись на период вашего взросления и становления. Какое влияние они на вас оказали?
— Ситуация в Косово и Метохии была очень сложной для сербских православных людей. Мы находились под угрозой с двух сторон. В первую очередь это шиптары — косовские албанцы. Они были очень агрессивными по отношению к нам, по этой причине многие сербы вынуждены были покинуть Косово. Маяком для всех нас тогда стал епископ Павел. Он призвал оставшихся людей выдержать давление и не уезжать из Косово, сказав: «Молитесь Богу, чтобы это всё скорее закончилось».
В декабре 1990 года епископ Павел был избран патриархом Сербской Церкви и переехал в Белград. Позже были серьезные атаки на сербов в Косово и гражданская война, самая тяжела война, которую я видел и которую бывшая Югославия проиграла.
90-е годы прошлого века были очень несчастливыми для нашего народа — и для Косово и Метохии, и в целом для Югославии. Я переживал, видя, что происходит вокруг, но не изменил своего намерения стать священником. Напротив, условия, в которых я рос, еще больше убедили меня в правильности выбора и утвердили в решении держаться Бога и Церкви. Я почувствовал, что Господь меня благословляет на тот путь, которым я хотел идти с детства.
Иерей Предраг с отцом и сестрами
После окончания школы в родном городе Призрень я поступил на богословский факультет Белградского университета. Много времени проводил за учебой и чтением книг. После получения диплома через какое-то время стал священником.
В 2002 году меня рукоположили в дьяконы, 5 лет я служил в церкви Святого Марка приходским диаконом. 14 лет я священник в церкви Святого Василия Острожского Чудотворца на Бежанийской косе в Новом Белграде. Как у настоятеля, у меня много обязанностей, но я делаю то, что люблю, и это для меня несложно.
— Отец Предраг, расскажите о своем приходе. В церквях Беларуси, например, преимущественно люди старшего и среднего возраста, молодежи не много. А в храме, где вы служите, и в целом в Сербской Церкви есть молодые люди?
— В церкви святого Василия Острожского много молодежи. Слава Богу за это! Я думаю, что через все проблемы, которые пережила наша нация, мы смогли понять, что без Бога жить невозможно. Молодые родители с раннего возраста приводят своих детей в церковь. В нашем приходе много маленьких детей, молодежи, людей среднего и пожилого возраста.
У нас в Сербии есть система религиозного образования, и детям преподают религию в школах. На Бежанийской косе, где находится храм святого Василия Острожского, расположены две большие начальные школы. Пять учителей преподают богословие. Они каждую неделю организованно приводят детей на Божественную литургию. Дети присутствуют на богослужении и причащаются. После литургии мы приходим в приходской дом, там дети завтракают.
Радостно, что мы нашли способ привести школьников в храм, это тот возраст, когда человек интересуется и задает вопросы. Мы с детьми освящаем дома, им это нравится. Им нравится в храме, а я радуюсь, что дети пришли в Божий дом.
Другой способ собрать молодежь — наш приходской хор. В феврале мы были с хором в гостях в вашем монастыре. Вы слышали наш смешанный хор, а есть еще молодежный хор в средней и младшей школах. Дети в возрасте 12–15 лет поют Божественную литургию по субботам, и она звучит очень хорошо. Дети младшего возраста — от 5 до 12 лет — тоже занимаются с регентом, который заботится о них, учит церковному пению и в то же время учит молиться Богу.
Несмотря на эпидемию, которая сейчас продолжается, на последней Божественной литургии в нашей церкви святого Василия Острожского было около 500 человек, и 300, а может и больше, причастились. И такую картину можно видеть в храме каждое воскресенье. У нас в Церкви много людей, и слава Богу за это. Самое главное, что молодежь в храме!
Продолжение следует…
Беседовала Дарья Гончарова
29.12.2020