X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О борьбе за добрый помысел

«Но вы-то почему следите за тем, какие страсти есть друг у друга?
Вы еще не выучились работать над собой. Если хотите научиться работать
над собой, то не исследуйте, чем занимаются другие, но включайте в работу
добрые помыслы о том, что видите в них. Независимо от того, какую цель
преследует человек, — включайте в работу добрые помыслы.
Добрый помысл содержит в себе любовь.
Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму».

(Преподобный Паисий Святогорец)

Вся жизнь верующего человека — это борьба. В том числе — с собственными мыслями. Попробуйте проанализировать, о чем вы думали на протяжении последнего часа? Теперь попробуйте подумать о чем-то хорошем, помолиться. Вероятнее всего, посторонние, а чаще всего и не самые хорошие, помыслы будут сбивать, уводить в сторону. Как стать хозяином собственных мыслей? Что такое благой помысел и как за него бороться?

Монахиня Агриппина (Чижик): Как-то на мой вопрос, почему люди психически заболевают, врач ответил: «Потому что замыкаются в себе». И действительно, дьявол стремится людей поссорить, разделить, чтобы человек озлобился, замкнулся. «Разделяй и властвуй» — политика врага рода человеческого, который действует в мелочах. Как из маленького снежка получается большой снежный ком, так и в нашей жизни из всего маленького получается всё большое — и хорошее, и плохое.

Каждому хочется, чтобы в нем видели хорошее. Но, наверное, только матери, и то не все, способны в своих детях видеть внутреннюю глубину, видеть человека, несмотря на всю жизненную шелуху. Поэтому даже для тюремных заключенных мама — самое дорогое, святое. У Господа такое же материнское сердце: Христос до последнего верит в человека.

Помню, в детстве, когда смотрела на людей, думала: «Если взрослые такие, то я не хочу становиться взрослой». И только рядом с дедушкой Иваном, верующим человеком, потерявшим ногу на войне, было хорошо просто сидеть рядом, не хотелось уходить. Хотя он практически ничего не говорил. Такая от него исходила любовь…

Мы, вопреки всем жизненным обстоятельствам и искушениям, должны стремиться сохранить свою детскую открытую душу, всему верящую и доверяющую. Должны бороться за любовь, за то, чтобы не озлобиться. Любовь … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13: 4, 7).

В тексте панихиды есть такие слова: «…идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание…» Думаешь, как же там хорошо… А здесь то болезнь, то печаль, то воздыхание — постоянно одно за другим. Но, с другой стороны, без этого мы не вырастем в ту меру, в которую должны вырасти.

Господь говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Наша задача — научиться любить. То есть не мстить, не озлобляться, не отвечать злом на зло. Пусть с ропотом, с каким-то внутренним осуждением, но уступить, из последних сил постараться понять другого, пожалеть. В свою меру. Кто-то может потерпеть больше, кто-то меньше. Кому-то легче понять своего ближнего, а у кого-то сердце огрубело. И обязательно помолиться, даже если человека видеть не можешь. Другой всегда это чувствует и откликается.

…Не осуждай… Не люди злы душою,
А жизнь людей бывает часто зла.
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела…

(М. П. Розенгейм «Не осуждай!»)

Мы все бываем в разных состояниях. Сегодня человек ошибся, а где гарантии, что завтра ты не сделаешь в тысячу раз хуже? Всегда нужно жалеть друг друга. Ведь даже в мире животных муравей тащит другого муравья. Может быть, и тебя Господь помилует, если ты кого-то хоть чуть-чуть пожалеешь, помилуешь. Насколько кто может. Кто-то промолчит, кто-то улыбнется, кто-то чашку за другим помоет, а кто-то после храма придет домой и скажет: «Какие же вы мои любимые, хорошие!»

Сестра милосердия Елена Ленковец: У меня был помысел, что мама такая, сякая… А потом я подумала, точнее, Бог пожалел, открыл: когда я последний раз маме говорила красивые, хорошие слова? Она болеет, всё время дома, ей трудно. И какая же я православная, если мама мне говорит: «Ты в храм сходишь, а потом ходишь и жалуешься». Какой я ей пример подаю? Никакого! И однажды я пришла и просто сказала: «Мама, ты самая красивая, самая трудолюбивая, самая терпеливая!» И, к моему удивлению, она стала искать молитвослов, хотя после инсульта не могла читать молитвы. Понимаете? То был мой гордый помысел, что мама не такая... А ты кто? То, что мама выдержала, ты бы никогда не выдержала...

То же самое и с детьми. Теперь, когда я вижу в них какой-то грех, думаю: «Это же мой грех... Мне вот в них он болит, я от него страдаю, а в себе не болит… Потому что каменная я. Через детей он мне и достается». И дети сразу это чувствуют, начинают слушаться, хотят быть рядом. То есть когда внутри нет этой грязи осуждения, что ты лучше, а ребенок хуже, — сразу же приходит мир, спокойствие.

Сестра милосердия Татьяна Якубович: По плодам их узнаете их (Мф. 7: 16). Когда меня одолевают помыслы против какого-то человека, я понимаю, что это потеря и с этим нужно бороться. А как бороться? Перекреститься и сказать: «Господи, не мое». Опять нахлынуло? Снова отвечай: «Не мое!»

Если при встрече с другим человеком я изначально вижу его неправильно, помню его какие-то немощи, думаю о том, как мне будет с ним тяжело, — то есть образ Божий в нем для меня искажен, — то просто прошу: «Господи, дай мне увидеть его, как Ты хочешь». Как правило, всё проходит мирно.

Как-то на собрании я поделилась, что ко мне в виде помыслов периодически возвращается давняя обида, хотя я ее уже исповедовала. И одна сестра посоветовала отвечать так: «Я уже простила». Мне помогает.

Молитвы нет постоянной, поэтому и помыслы одолевают...

Я понимала, что с помыслами нужно бороться. Но четкое понятие «добрый помысел» я услышала из поучений преподобного Паисия Святогорца о силе доброго помысла, где он приводит два ярких примера.

На вопрос «Геронда, а как быть, если сестра говорит мне неправду?», старец Паисий пояснил, как в таком случае бороться за добрый помысел: «Гостиничная просит у поварихи салата. Та отвечает, что у нее нет, хотя первая точно знает, что есть. Если у гостиничной нет добрых помыслов, она скажет: "Вот лгунья!" Но если у нее есть добрые помыслы, она подумает: "Бедняжка, замоталась с работой и забыла, что у нее остался салат". Или же она может оправдать сестру таким помыслом: "Видимо, она решила приберечь салат для какого-то другого, более важного, случая"».

В этой же книге он рассказывает про мальчика, возраста нашего шестиклассника, который пришел к старцу Паисию отдать письмо и взять благословение. На что батюшка ответил пареньку: «Паисия нет — он пошел купить сигареты». — «Наверное, батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу». — «Для себя покупает, — продолжал старец, — у него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин». Тогда мальчик расплакался: «Это как же мы докучаем старцу, что он курить начал». Тем временем старец не остановил испытание юноши: «Ты что, будешь его ждать? Да он же еще и пьяный придет — я его знаю, он ведь и за воротник не прочь заложить. Такой беспутный человечишка. Ты уходи, я ему всё передам». Но мальчик со слезами на глазах сказал, что всё равно дождется батюшку.

Старец пишет, что тот юноша удивил и восхитил его: мальчик сопротивлялся всем попыткам осудить старца и всё принимал с добрым помыслом.

Но как такому научиться? Как взрастить в себе такое отношение?

Протоиерей Андрей Лемешонок: Такие добрые помыслы идут от чистоты и мира на сердце. И когда подходит помысел греховный, сердце пытается защитить себя, не пускает помыслы. А когда в сердце неизвестно что творится, какие уж тут барьеры...

Если вы хотите беречь сердце, не пускать плохие мысли, не заражать ими ум, сохранять внутреннего человека в чистоте, — нужно начинать внимательно к себе относиться. Бороться, следить за собой, укорять себя, когда приходит недобрый помысел, исповедоваться, молиться утром, чтобы грех не вошел в сердце. В этом деле нужен навык. Вот человек не умеет плавать, барахтается. Но когда он понял технику и начал тренироваться — со временем у него получается само по себе, он не задумывается об этом.

Да, можно принять плохое, обидеться и потерять Бога. Но если человек хранит благодать, душа этого не хочет. Ей есть с чем сравнивать, и она не принимает дурной помысел. А как его не принять? Надо его отогнать другим помыслом — Божиим. Тогда вы будете хранить свой ум, сердце. И это уже будет борьба.

Борьба может быть очень тяжелой. С обычным человеком и бороться нечего: мелькнет мысль, и он тут же принял. А если противостоишь лукавым помыслам, они начинают наседать, окружать, приходят в самые неподходящие моменты, убеждают, доказывают, выстраивают логические цепочки. Так враг пытается найти слабое место, когда человек дрогнет и все-таки примет помысел. Но человек уже не хочет терять Бога, становится воином Христовым.

Воин Христов — тот, кто хранит свой ум и сердце в чистоте. Он не болтает. Лишние слова, празднословие мешают. Каждое слово у такого человека становится значимым, идет от сердца. Вот сестры в кельях — они не болтают, скажут пару слов: «Христос посреди нас», «Радуйся, сестра» — и всё. Остальное внутри.

А если принял помысел — проиграл. В этом случае нужно проводить работу над ошибками. Нелишним будет подумать, поискать, как нужно было поступить, как в следующий раз сделать. Человек ведь не автомат. Нужно много потрудиться, чтобы приобрести навык борьбы с помыслами.

15.01.2020

Просмотров: 114
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментировать