X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

История усыновления. Продолжение (ч. 8)

В юности, когда одна из первых моих коллег по иконописной мастерской родила ребенка, я, встретив ее после года декрета, спросила: «Что нового ты открыла для себя с опытом материнства?» Она сказала о том, что теперь в каждом взрослом человеке видит маленького ребенка, которым он когда-то был, что эмоции и реакции взрослых, при всей их кажущейся сложности, так похожи на ясные и простые эмоции детей!

От одного нашего батюшки услышала однажды: «Чем отличаются взрослый и ребенок? — Ценой игрушки!»

Когда думала о себе — что же мне дал опыт усыновления, какие открытия? Наверное, самое главное: всё, что мы имеем, — это Божий дар, талант.

Я имею в виду не столько способности творческие — слух, голос, интеллект и так далее. Как-то от одного известного преподавателя музыки услышала слова, что есть очень одаренные дети, но из-за того, что им всё легко дается, они ленятся и не добиваются больших успехов, а есть менее одаренные, но очень трудолюбивые, и они достигают вершин. И я тогда подумала: ведь трудолюбие и целеустремленность — это тоже огромный талант!

Именно благодаря усыновлению я поняла, прочувствовала, что все обстоятельства жизни — родительская любовь и забота в детстве, хорошее окружение и пример, все свойства личности, такие как легкий характер, уживчивость, трудолюбие, жизнерадостность, изобретательность, предприимчивость, такт, деликатность, чуткость, отзывчивость, ответственность — всё, что обычно ценится в ежедневном общении среди людей, — это тоже Божии дары, по наследству ли они достались или человек попал в такие обстоятельства, что сумел их выработать. Потому что вижу перед собой детей, которые лишены многого из этого, и не знаю — можно ли это восполнить? Очень близки были слова одной мамы обычных кровных детей, старший из которых родился, по ее словам, «с врожденной совестью», а у второго эта опция отсутствовала: «До рождения второго ребенка я была уверена, что положительные свойства старшего — это плод моих педагогических талантов и усилий. С рождением младшего я поняла, что в достоинствах старшего моей заслуги нет!» Очень ложатся на душу подобные слова! Их я слышала от многих родителей проблемных детей. И горько, когда замечания и советы по поводу воспитания родителям сложных детей дают люди, которые с подобными трудностями не сталкивались и пребывают в уверенности своих «педагогических заслуг». А если и дают такие советы суперродители, профессионалы, действительно умеющие обращаться со сложными детьми, — всё равно, трудно им следовать. У меня пока не получается! Я не знаю, где тут грань между самооправданием — «у меня нет дара» — и собственным усилием, чтоб его получить… Ведь Бог может всё!

Стою как-то в храме в честь иконы Божией Матери «Державная» прямо перед алтарем в ожидании Причастия. На ступеньках солеи сидят дети примерно одного возраста. Смотрю на них — какие они разные! И думаю: зачем, почему так? Вот сын знакомых — красивый, умный, добрый мальчик, хорошо учится в школе, спортсмен, интеллектуал, побеждает на соревнованиях, рисуется его будущая благополучная жизнь. Вот мальчик из детского психоневрологического интерната — черты лица искажены болезнью, в школе он не учится, после детского интерната перейдет во взрослый и проживет там всю оставшуюся жизнь. Вот мои дети — промежуточный вариант между первым и вторым ребенком, что их ждет в дальнейшем — неясно. Думаю — почему такой разный жизненный старт? Почему такое различие судеб? Без всякой вины, без всякой заслуги. Утешить себя, сказать себе, что эта жизнь — временна, что таланты, благополучие и принятие обществом — не важны, что не от них зависит спасение? Вообще непонятно — от чего же оно зависит?.. Утешить себя, что каждому дается по силам?.. Всё равно не понимаю — зачем такая разница? И это не праздный вопрос, он рождается из боли за детей, за себя.

Размышляла как-то о жизни святой преподобномученицы Елисаветы, покровительницы нашего монастыря. С такой завистливо-самооправдательной позиции — вот легко ей было стать святой, имея такое прекрасное во всех отношениях воспитание, такие дары, внутреннюю красоту, благочестивых родителей и святых родственников, и так далее. А куда мне деваться со своим убожеством? Зачем, для чего такое различие в жизненном старте, в качествах и свойствах людей? Чья вина, чья заслуга? Во время этих мучительных размышлений неожиданно в сердце прозвучали слова из Нового Завета о том, что сильные должны немощи слабых носить и не себе угождать. Это был ответ для меня, я поняла вдруг тогда, что все мало-мальские таланты даны человеку не для гордости, превозношения над теми, у кого их нет, а для служения этим ближним. Опять же, это не только про пение-рисование (хотя и тут — что толку в красивом голосе, если не будет слушателей), но и про обычные жизненные дары — ответственность, трудолюбие, жизнерадостность, здоровье, силы, и даже про праведность и святость — они даются человеку не просто для того, чтоб насладиться самому, погордиться, зарыть, а чтоб послужить, помочь тем, у кого этого НЕТ! Просто, чтоб окружающим стало легче. А для самого обладателя талантов это может быть вовсе не легко. Поэтому, да — каждому по силам!

О наглядной иллюстрации этого закона в совсем простых вещах рассказал мне как-то о. Сергий. Когда строился храм в честь иконы Божией Матери «Державная», из-за большого количества прихожан в монастыре на праздники не стали ждать завершения внутренней отделки храма и начали служить там на Пасху и на Рождество. Приходилось перед этими праздниками полностью готовить храм к богослужению, работа кипела днем и ночью — завершали какие-то этапы отделки, росписей, мозаики, каждый раз приносили и временно устанавливали огромные иконы для иконостаса из мастерской, где они писались.

 Это были радостные моменты. Отец Сергий говорил, что это напоминало ему юность, ночи перед семестровыми просмотрами в Академии искусств. И вот про путь икон по извилистым лестницам и переходам монастыря и был поразивший меня рассказ. Каждую икону несли четыре человека. Было очень тяжело. Осложнялось всё тем, что иконы нужно было нести очень аккуратно, т.к. малейшая неосторожность — и на лике или на золотом фоне могла возникнуть непоправимая царапина. А иконы огромные, тяжеленные. Особенно трудно приходилось на узких лестницах и в дверных проемах. Каждый раз в это время о. Сергий замечал некую странность — вес иконы меняется! Иногда тебе становится так легко, как будто несешь пушинку! А иногда тяжесть огромной иконы вдруг наваливается на тебя с невыносимой силой! Он никак не мог понять — в чем дело, ведь на самом деле вес один и тот же? А потом однажды во время очередного переноса икон вдруг до него дошло: когда легко тебе, то тяжело всем остальным. Когда тебе невыносимо — тогда всем остальным становится полегче. И этот принцип касается всех сторон нашей жизни.

Это был ответ и на мой вопрос: зачем терпеть тяжелые моменты в усыновлении? Затем, что необходимо тяготы друг друга носить. Такой закон этого мира.

Помню, как во время служения сестрой милосердия в отделении реанимации познакомилась с одним пациентом. В беседе со мной он упомянул, что никто к нему не приходит. Оказалось, что родители у него уже умерли, братьев и сестер нет, жены и детей никогда не было. Я удивилась, так как выглядел он очень хорошо, видно, что вредными привычками не страдал, разве трудно было такому мужчине создать семью? А он в ответ на мое удивление так простодушно, открыто рассказал, что работал когда-то на заводе, зарплата у него была очень хорошая, квартира трехкомнатная, и ему не хотелось этим всем с кем-то делиться, кому-то помогать. «Теперь оказалось, что помощь нужна мне самому, а помочь некому!» — так закончил он свой рассказ. Это повествование было таким по-детски бесхитростным, каким-то даже наивным для пожилого мужчины, таким сквозило от него трагизмом и одиночеством, что врезалось мне в память навсегда. Наверное, подобные рассказы (а что-то похожее приходилось не так уж редко выслушивать, в реанимации часто лежат люди, у которых нет ни одного близкого человека) тоже капля за каплей склонили меня к решимости усыновить детей. И дело не в том, что я надеюсь на «стакан воды» в старости, ведь вообще неизвестно, как сложится жизнь в конце, будь ты изначально окружен хоть целой толпой детей, родных и близких, но я верю в «закон сохранения энергии», думаю, что если человек жертвует чем-то ради других, отдает свои силы и время, то эта энергия любви не исчезает, а рано или поздно возвращается. И в этой жизни, и в вечности…

Продолжение следует...

4.06.2020

Вы можете задать матушке Ларисе Нежборт свой вопрос.

История усыновления. Продолжение (ч. 1)>>

История усыновления. Продолжение (ч. 2)>>

История усыновления. Продолжение (ч. 3)>>

История усыновления. Продолжение (ч. 4)>>

История усыновления. Продолжение (ч. 5)>>

История усыновления. Продолжение (ч. 6)>>

История усыновления. Продолжение (ч. 7)>>

Просмотров: 142
Рейтинг: 5
Голосов: 4
Оценка:
Комментарии 0
3 года назад
Дорогая Матушка Лариса! Благодарю Вас за эти дорогие и долгожданные Встречи, за Вашу искренность и глубину Общения!!! Вспомнились слова: " У каждого святого есть прошлое, у каждого грешника есть будущее." Буду рада возможности Общения с Вами .... Спаси и укрепи Вас, Господи!
Комментировать