Забытые традиции: деревянное узорочье
Сегодня мы с вами поговорим о сказочной красоте деревянного узорочья. В старину из дерева делали и мастерили практически всё: посуду, ложки, пуговицы, детские игрушки, дома. В русской избе почти всё было выполнено руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки.
Древесина всегда находилась под рукой, обрабатывать ее было легко, для этого не требовались специальные приспособления. Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были большие топоры и столярные маленькие топорики. При долблении коры, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор — тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель — плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила, в древности всё делали топорами.
Наши предки понимали, что свободное время — время не праздное, оно не для скуки. Привыкшие к труду руки искали и часто находили себе приложение в художественном творчестве. Множество предметов самого различного назначения, сделанных из дешевого материала, крестьяне украшали виртуозной резьбой, от чего они приобретали сказочное великолепие и всеми высоко ценились.
Обычно для работы использовались мягкие лиственные породы деревьев. Особой любовью и уважением пользовалась липа. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но, высохнув, становится достаточно твердой. Раньше на Руси облупленные липовые поленца — лутошки — укладывали в штабель под навесом, где они просушивались всё лето. Зимой, когда было много свободного времени, крестьянин приносил лутошки в дом и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая, белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар, если, естественно, в них не нуждались. Быть может, крестьянскими мастерами, занятием которых была резьба по дереву, и придумана бытовавшая когда-то загадка: «В избу вороном, из избы — белым лебедем». Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка — липовое поленце, преображенное искусным резчиком.
На Руси издавна вырезали деревянную посуду всевозможных форм, размеров и назначений: ковши, ендовы, братины, ставцы. Ендова — это невысокий сосуд с округлым туловом и удлиненным, открытым сверху носиком-сливом. Из нее наливали в питьевые сосуды брагу, мед, вино и пиво. Для ендовы характерна приземистая форма. Такой сосуд, даже случайно и даже если очень постараешься, ну никак не перевернешь. Братина — сосуд с шаровидным туловом на небольшом поддоне, иногда с конусообразной крышкой. Она служила для подачи на стол напитков. Ставец — глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. В монастырях ставцы служили индивидуальной посудой, отсюда и поговорки: «Каждому старцу по ставцу», «Всяк старец имеет свой ставец».
Делали также типично русские сосуды: ковши в виде уточки или другой птицы. Хвост и голова составляли удобные рукояти. Непременной принадлежностью каждого стола были солонки, которые назывались тогда «солоницы». Делали их деревянными в виде птиц или животных. Все они обязательно имели крышку, чтобы соль ни в коем случае не отмокала. Солоницы чаще были двух видов: в виде стула, где сиденье было вместилищем соли, а откидная крышка — спинкой, или в виде плывущей птицы.
Основной предмет для еды — ложка, которая была известна с X века. Делали ложки из разных пород деревьев. При этом первые этапы раскалывания чурбана на баклуши, чурки, обтесывание баклуши доверяли детям, а заключительное скобление готовой продукции ножом, ошкуривание, полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало «делать очень несложное дело», а позже приобрело иной смысл: «бездельничать», «праздно проводить время».
Интересен сам обряд приема пищи на Руси: после того как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто ел из миски, не выпуская ложку из рук, то считался прожорливым. А сколько пословиц и поговорок сохранилось в русском языке о ложке: «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку», «Яство сладенько, да ложка маленька», «Красна ложка едоком, лошадь — ездоком», «Был бы обед, а ложка сыщется», «Один с сошкой, а семеро с ложкой», «Он тебя и в ложке утопит», «Пришлась ложка по рту, да хлебать нечего».
Необходимой принадлежностью крестьянского быта была прялка. Русским женщинам нужно было наткать необходимое количество ткани, чтобы суметь одеть всё свое, как правило, очень большое семейство, украсить дом скатертями и полотенцами. Не случайно именно прялка считалась у крестьян традиционным подарком, который всегда с любовью хранился и передавался по наследству. На Руси существовал давний обычай дарить возлюбленным девушкам прялку своей работы. Чем нарядней выглядела прялка, чем искусней ее расписывал и вырезал мастер, тем больше ему было чести. Зимними вечерами русские девушки собирались на посиделки и приносили свои прялки, чтобы похвастаться подарками женихов. Считалось, у кого самая красивая прялка, ту больше всего жених и любит.
Мастера ладили из древесины не только избы, но также могли сотворить настоящие резные храмы. Особняком стоит церковная резьба: иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано в основном только с живописью, о резной же традиции, пришедшей на Русь из Византии вместе с христианством, известно мало.
Резьба по дереву сопровождала русского человека по жизни. Вещи самого утилитарного значения, повседневные, бытовые с помощью народных умельцев превращались в шедевры декоративно-прикладного искусства. Во все времена русский человек любил и ценил красоту, тянулся к прекрасному, и художественные творения его рук об этом наглядно свидетельствуют.
14.01.2019