X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Я не знаю, как жить без Бога…» (часть 1)

Интересно посмотреть на историю страны, Церкви и людей сквозь призму другого человека. Мы беседуем с удивительной женщиной — сестрой милосердия, доктором филологических наук, профессором Татьяной Поплавской.

«В детстве проходила мимо храмов и крестилась…»

— Я пришла к Богу почти 30 лет назад, — рассказывает сестра Татьяна. — С одной стороны, это был резкий приход, с другой — атеисткой я никогда не была. Помню, в детстве проходила мимо храмов и крестилась, хотя меня этому никто не учил. Родилась в Одессе, крещена в младенчестве. Не могу сказать, что семья была церковная, но родители с глубоким уважением относились к вере, отец в молодости даже пел в храме. Про советскую власть родители всё понимали. Я выросла с представлением, что такое хорошо и что такое плохо в окружающей действительности.

В 50-е годы XX века в Одессе было много людей дореволюционной закалки, в основном коренные одесситы. Город радостный, распахнутый — в трамвае проедешь и уже развлечешься. В городских садах играли духовые оркестры, прогуливались дамы в шляпах — у Одессы была своя особая атмосфера…

— В Беларуси я оказалась в возрасте 12 лет. В Академии наук открылся сектор «Общего и славянского языкознания», отца пригласили им заведовать. В Минск мы приехали втроем — папа, мама и я, брат родился здесь.

После Одессы белорусская столица казалась хмурой: музыка не играла, люди по улицам не гуляли, прохожие не улыбались. В начале 60-х город был очень советским и каким-то неопределенным — улицы, дома, обреченность в глазах людей. Со временем выкристаллизовался облик, а в те годы всё было грустно…

Замуж я вышла раньше, чем пришла в храм. Отец мужа — белорус, летчик. Перед войной его отправили в Иркутск преподавать в летную школу, там он женился на сибирячке. Во время войны готовил военных летчиков. Супруг родился в Кировограде (Вологда), где семья остановилась на несколько лет, возвращаясь на историческую родину отца. В Минске муж оказался лет на семь раньше, чем я.

«Господь дал толчок — в семью пришла беда…»

— Я всегда бродила недалеко от Церкви — созревание происходило долгие годы. Куда-то приезжала, заходила в храмы. Мне там всё нравилось, было интересно, я ощущала, что это мое. Однажды Господь дал толчок — в семью пришла беда: племянница заболела сальмонеллезом. Состояние было критическое, годовалый ребенок умирал.

— С того времени я начала ходить в храм. Мне не хватало богослужений: служба заканчивалась, а мне было мало... Супруг пришел в Церковь вслед за мной. Отец мужа — не практикующий католик, мать тоже не была глубоко верующей. Люди советские, партийные, детей не крестили. У супруга было всё сразу — и Крещение, и Венчание. В 1991 году в День Святого Духа мы венчались в Александро-Невской церкви.

«На Прощеное воскресенье я попросилась в сестричество»

— В том же 1991 году, еще до венчания, в моей жизни случилось важное событие — на Прощеное воскресенье я попросилась в Сестричество во имя святой Софии Слуцкой при Минском Свято-Духовом кафедральном соборе.

Сначала у меня было послушание в спинальном отделении РНПЦ травматологии и ортопедии. Там лежали люди с компрессионными переломами позвоночника. Представьте, они были здоровы, активны и в одночасье оказались прикованы к больничной койке. Еще вчера человек бегал, а сегодня осознает, что больше никогда не будет двигаться...

— Позже меня перевели в детскую гематологию 1-й городской клинической больницы. В спинальном отделении всё получалось как-то естественно: с людьми разговариваешь, заодно кого-то побрил, помыл пол в палате. В гематологии лежали дети, больные раком. Рядом — обезумевшие от горя матери, им было всё равно, заказывать сорокоуст или приглашать экстрасенсов…

«В храме был полный разгром»

— Мой приход в Церковь пришелся на период открытия Свято-Петро-Павловского собора. При советской власти в одном из древнейших храмов Беларуси был архив. Народ постепенно готовился к тому, что святыню возвратят Православной Церкви. Почти полтора года (1990‒1991) у ограды собора совершались молебны. По воскресным дням после Божественной литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе группа прихожан во главе со священником шла к Свято-Петро-Павловскому храму, на улице у ограды служился молебен.

Наконец, бюрократические процедуры остались в прошлом, архив выехал, и отцу Георгию Латушко (настоятель Свято-Петро-Павловского собора.Прим. ред.) отдали ключи. Помню, как мы с батюшкой и группой товарищей из молодежного Братства в честь Святого апостола Иоанна Богослова открыли двери храма.

— Я склонна за многое возлагать вину на советскую власть. Лучших людей уничтожили — убили, сослали, выгнали. Люди жили в каком-то совершенно извращенном обществе. Я благодарна родителям, что они никогда мне не внушали пиетета к советской власти. Я всегда знала, что Ленин — жестокий человек, а не добрый дедушка. Когда открыли архивы, у меня не было серьезного разочарования, как у многих людей в те годы.

«Ты там батюшкам кофе варишь, а семья сидит без обеда…»

— Во времена архива в Свято-Петро-Павловском соборе было несколько этажей, чтобы их оборудовать, создали железобетонные перекрытия. В Свято-Духовом кафедральном соборе старостой долгие годы был Иван Александрович Макарчик. Когда Петропавловский храм отдали Церкви, он посмотрел на всё это и сказал: «Отец Георгий, тебе надо несколько таких крепких мужиков, как я. Мы быстро все эти перегородки сломаем». Помню, отец Георгий ответил: «Не надо быстро, надо, чтобы служилась Божественная литургия…»

— В тот период я была в докторантуре и могла свободно распоряжаться временем. Практически не выходила из собора — готовила в трапезной, помогала казначею, еще что-то делала. Люди думали, что я там работаю, а я каждый день и шла как на работу. Как-то дочь сказала: «Ты там батюшкам кофе варишь, а семья сидит без обеда…» Дочь ходила в храм, но не была в нем круглосуточно. Муж посещал богослужения, но тоже не был так активен, как я…

В какой-то момент я ушла из Сестричества во имя святой Софии Слуцкой. Осталась прихожанкой Свято-Петро-Павловского собора, участвовала в деятельности молодежного Братства в честь Святого апостола Иоанна Богослова, преподавала в воскресной школе, пела на клиросе. Наш хор пел и в Свято-Петро-Павловском соборе, и в Покровском храме в Крупцах. В Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы пришла 21 год назад за отцом Андреем Лемешонком.

Так сложилась жизнь, что сегодня мы с мужем в разных приходах. В воскресенье я еду в одну сторону, он — в другую. Супруг в Совете Братства во имя Архистратига Божия Михаила при Покровском храме в Крупцах, довольно активен, делает сайт храма. Мы вместе с ним посещали службы, когда я пела в Покровском храме в Крупцах, там он и остался. У нас двое детей — сын и дочь, есть внучка. Все они бывают в монастыре.

Дочь около 15 лет помогает в тубдиспансере, ходит туда со священником Андреем Малаховским. Сейчас, правда, реже, чем раньше. Всегда поздравляет деток с Рождеством и Пасхой. По мере возможности занимается другими добрыми делами. Сын приходит в больницу нечасто, но на Пасху в храм обязательно.

«Я не знаю, как жить без Бога…»

— Помню, был Покров. Я пела во время Божественной литургии в Покровском храме, где сослужил отец Андрей Лемешонок. Мы с батюшкой после богослужения поехали к нему домой. Мастерской тогда еще не было, всё облачение шила матушка Людмила. В те годы у батюшки с матушкой был огромный алабай. Мы подошли к дому, отец Андрей не открывает дверь ключом, а кричит: «Люся, убирай зверя, я не один». Мы зашли, матушка Людмила сняла мерки, и вскоре у меня появилось облачение…

— В нашем сестричестве 2,5 года у меня было послушание в онкохирургическом отделении 2-й городской клинической больницы. 8 лет в отделении для женщин, страдающих алкогольной зависимостью, в психиатрической больнице в Новинках. Вот уже 11 лет я в отделении неврозов этой же клиники.

— Служение — это радость и Божие благословение. Все послушания, которые у меня были, приходили сами — я никогда не просила и не выбирала. Всё выстраивалось помимо меня, я просто плыла по течению. Думаю, такой алгоритм для моей жизни придумал Господь…

Беседовала Дарья Гончарова

Продолжение следует…

Фото из семейного архива Поплавских

17.12.2019

Просмотров: 141
Рейтинг: 5
Голосов: 1
Оценка:
Комментарии 0
4 года назад
Благодарю вас, дорогие за Встречу и Знакомство с сестрой Татианой, с человеком такой удивительной жизни! Спаси и укрепи всех нас, Господи!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать