X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Холод металла и тепло человеческих сердец

Шум болгарок, стук молотков, шуршание наждачной бумаги, свист газовой горелки. И сосредоточенные глаза… В художественной мастерской цветных металлов меня замечают не сразу, все заняты делом. Я пришла сюда, чтобы своими глазами увидеть красоту, которая создается из холодного металла, и узнать, что значит «работать с душой».

— Многие технологии, которые мы используем, появились еще в XVIXVIII веках, — начинает экскурсию по мастерской Иван, начальник производства и заместитель руководителя. — Гальванопластику, например, открыл физик-изобретатель Борис Семенович Якоби более 200 лет назад. Скульптуры на сводах, барабане купола и иконостасах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнены как раз методом гальванопластики. Техника филиграни известна с VI века, на Русь пришла примерно в X, а расцвета достигла в XVXVII столетиях.

Иван пришел в мастерскую в 2011 году и проделал путь от ученика до старшего мастера. Теперь все вопросы по мастерской стекаются к нему.

Первое дело, которое мне поручили разрезать листы гальваники. Я приходил утром, включал болгарку и весь день резал. К обеду инструмент прижимал к животу, чтобы руки не дрожали, а к вечеру не чувствовал пальцев…

Когда он начинал работать в мастерской, система изготовления изделий еще только формировалась. Все технологии ребята осваивали самостоятельно, что-то придумывая, дорабатывая, улучшая.

Самое главное изменилась команда, — делится Иван. — Интересно, что у всех нас разные специальности: Андрей Петрович модельщик, на стройке работал, Паша фельдшер, Андрей массажист, я психолог. Но все нашли себя именно в нашей мастерской.

Если убрать из мастерской костяк, то опять начнется всё сначала. Здесь работает команда, которой уже 7 лет. Те, кто приходят сюда исключительно как на работу, надолго не задерживаются. Остаются те, кто когда-то пришел за помощью, получил ее и теперь с благодарностью трудится, стремясь оставить часть своей души в работе. Это не работа, а жизнь.

Ассортимент в мастерской стараются постоянно расширять: дарохранительницы, ковчеги, оклады для Евангелия и Апостола, кресты, подсвечники, лампады, кадила, кресты и фонари — здесь всегда открыты новому. Не так давно начали изготавливать небольшие лампады и подсвечники для домашней молитвы, брелоки и автомобильные иконы.

Мне как художнику хочется не повторяться и создавать что-то новое, свежее. Все-таки наша мастерская имеет узкую церковную направленность, но просто невозможно удержаться и не внести какую-то изюминку. Мне, например, нравятся природные материалы: дерево, глина, шамот. Пришла идея соединить их с холодным металлом. Получилась линейка гармоничных, нежных храмовых лампад и кадил.

Сегодня, в век технологий, человеческая душа так или иначе тяготеет к чему-то ручному, естественному, природному. В мастерской все изделия создаются вручную. И каким бы ни было красивым штампованное, изготовленное станком изделие, всё равно чувствуется, когда его создает машина, а не человек.

Работа здесь колоссальный опыт, — дополняет Ивана Ольга. — Я очень благодарна мастерской, потому что мне дают возможность проявить себя, я чувствую доверие руководителя, коллег, и это очень радует.

Конечно, краеугольным вопросом в мастерской становится вера. Многие сотрудники пришли сюда нецерковными людьми, а сегодня — глубоко верующие, принимающие участие в жизни и таинствах Церкви. В том числе и Ольга.

Понимание веры пришло именно здесь. В моей жизни были ситуации, которые я смогла преодолеть только благодаря мастерской: возможности трудиться, выкладываться и в первую очередь поддержке людей. Очень хочется, чтобы между нами остались доброта друг к другу, терпение, умение слушать, не убегать от человека, а идти навстречу.

О вере новичкам обычно рассказывает Павел, выпускник Минской школы катехизаторов, в прошлом — фельдшер скорой помощи. После 10 лет работы в медицине, в трудный период своей жизни, он принял решение сменить работу, в некотором смысле уйти от мира. Вскоре после прихода в мастерскую стал пономарить, петь в братском хоре.

Тут я нахожусь в центре смысла моей жизни: работаю в монастыре, делаю богослужебную церковную утварь. Вся моя жизнь направлена на изменение внутреннего состояния, иначе страдают люди вокруг, а это недопустимо. Да, изменить меня может только Бог, но для этого и мне нужно трудиться. Послушание в мастерской, на клиросе и в алтаре это и есть моя внутренняя работа.

Здесь, в мастерской, где тонко, там и рвется. Враг не будет биться в стену, зачем ему изобретать колесо… Он бьет в твои слабые места. Не можешь не раздражаться будешь раздражаться еще больше, любишь осуждать, сплетничать будешь это делать…

Нужно терпеть, преодолевать себя. Это всё духовный труд. По-другому не получится. Ты на послушании. В монастырь приходят менять себя, смиряться, чтобы получить внутреннее спокойствие. А люди обычно требуют, чтобы монахини смирялись перед ними. Вот мы пришли, и вы должны быть такими хорошими, справедливыми, святыми, да еще и хорошо платить. Но в монастырь приходят трудиться для Бога. Отец Андрей Лемешонок часто повторяет слова апостола Павла: «Отдай кровь, прими Дух». Здесь работает именно это формула.

Про духовную брань, важность молитвы, участия в церковных таинствах говорит и старшая в мастерской — инокиня Евгения (Яковлева).

Первый год я требовала, чтобы в четверг все были на службе. Но скоро поняла, что веру нельзя навязывать. Насильно в рай никого не загонишь. Человек должен сам нести ответственность и понимать, насколько важно, трудясь в монастыре, исповедоваться, причащаться, потому что каждый день идет духовная брань. Враг дышит в спину каждому. При создании изделий, которые затем будут находиться в алтаре, он просто так не оставит.

Именно поэтому каждый день в мастерской начинается с молитвы: утреннее правило, глава Евангелия и Апостола, 10 Иисусовых молитв и молитва о единстве старца Софрония (Сахарова). В обед читается акафист разным святым: Иоанну Шанхайскому, Георгию Победоносцу (в мастерской в ковчеге находится частица его мощей), Спиридону Тримифунтскому, святителю Николаю. И, конечно, акафист иконе «Неупиваемая Чаша». Для поддержки тех, кто пришел сюда с проблемами, алкогольной и наркотической зависимостями, сотрудники просят покрова Божией Матери.

Интересно, что даже в отпуск мастерская уходит всей командой. Каждый год матушка Евгения организует многодневные паломнические поездки. Сотрудники со своими семьями успели побывать в Псково-Печерском монастыре, Никандровой пустыни, на Соловках и острове Валаам. По словам мать Евгении, такие поездки помогают сблизиться, дают внутренний заряд на предстоящий год.

Сегодня в мастерской трудится 15 человек. Не так давно сюда пришли несколько девушек, выпускниц ювелирного училища, талантливых художниц. На мой вопрос «К чему стремится мастерская?» матушка, улыбаясь, отвечает следующее:

«Стяжай мир в себе, и тысячи спасутся вокруг тебя». Хочется, чтобы всех нас соединял дух единства, чтобы мы не осуждали друг друга. При создании богослужебных вещей важны согласованность и взаимовыручка. А это очень тяжело сохранить: враг всё время переключает на другую волну, показывает другие картинки. Человек в мастерской должен расти, он не может стоять на месте, застыть в какой-то паузе. В духовной жизни такого не бывает. Поэтому, конечно, прежде всего должна быть внутренняя ответственность, чтобы человек сам понимал, для Кого и для чего он здесь трудится.

Любое послушание Господь возлагает, чтобы мы в себе что-то открыли и исправили. Поэтому нужно стараться вести более внимательную внутреннюю жизнь, сохранять связь с Богом, чтобы видеть и чувствовать людей рядом.

10.09.2019

Просмотров: 121
Рейтинг: 5
Голосов: 3
Оценка:
Комментарии 0
5 лет назад
Благодарю за удивительный рассказ-знакомство с творческой мастерской и талантливыми умельцами! Прекрасно то, что вы создаёте!
дорогие)
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать