X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Введение во храм Пресвятой Богородицы

О Введении Богородицы во храм, как и об истории детства Пресвятой Девы, Священное Писание ничего не говорит. Однако существует древнее Предание Церкви, восходящее к апокрифическому протоевангелию Иакова, датированному II веком, где сообщаются подробности Ее детства. В дальнейшем церковное Предание было дополнено в проповедях отцов и учителей Церкви и сохранило немало подробностей этого события, многие из которых, конечно, невозможно подтвердить исторически. Вот в каком виде этот рассказ дошел до нас.

Иерусалимский храм времен Иисуса Христа называли вторым храмом. Он был восстановлен после вавилонского плена, но по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, — она исчезла. Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего не происходило, Святое Святых пребывало пустым.

Однако храм продолжал оставаться центром всей духовной жизни израильского народа. Кроме священников и других служителей при храме жили назореи — мужчины и женщины, давшие обет служения Богу. Они воздерживались от употребления опьяняющих напитков, не стригли волос, выполняли посильную работу в храме и получали необходимое пропитание. Обыкновенно назорейство принималось добровольно по разным побуждениям и продолжалось какое-то заранее определенное время.

По прошествии же срока обета назореи приносили жертву Богу, стригли волосы и возвращались в свои семейства. Но иногда обет назорейства давали родители за своих детей, особенно если эти дети были долгожданные и о появлении их на свет горячо молились.

 

Так было и с Девой Марией. Она была обещана, посвящена Богу еще до Своего рождения, и с раннего детства в Ней возникло стремление жить только для Бога. Она Сама просила родителей скорее исполнить обет, то есть поселить Ее в храме. И хотя возраст избранницы Божией, едва научившейся говорить, был слишком мал для глубокого понимания предметов веры, сердце Ее пламенело любовью и желанием служить Богу. По выражению святых отцов Церкви, Богоотроковица «младенчествовала плотью, но была совершенна душою», «трилетствовала телом и многолетствовала духом». Потому-то святые родители, когда Деве Марии исполнилось три года, решились не откладывать далее обряда посвящения Ее храму.

 

Предание повествует, что в Назарете к торжеству посвящения приглашены были все родственники и знакомые. Пречистую Деву Марию украсили с царским великолепием и, кроме того, пригласили для сопровождения Ее юных девиц. И вот процессия двинулась из Назарета в Иерусалим: впереди шествовали с зажженными свечами, напоминая великолепный звездный круг, юные девушки, поющие псалмы Давида, за ними Иоаким и Анна, которые вели за руки свою Преблагословенную Дочь, замыкали процессию родные и знакомые.

 

Три дня с краткими остановками для отдыха двигалось это торжественное шествие, вслушиваясь в слова многократно повторяемого псалма: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему (Пс. 44: 11: 12).

Наконец процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией. Ко входу в Иерусалимский храм вели пятнадцать больших ступеней, на которых священники пели особые «степенные» псалмы, входя в храм для служения. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь — радость и веселие мира». И первосвященник принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя». И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать.

 

Здесь, как и во многих других случаях, мы имеем дело не столько с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением событий. Вот что говорят об этом отцы Церкви. То, что Святое Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Отроковица Мария оказалась живым вместилищем Божественной благодати и более самого Ковчега достойна предстоять лицу Божию. Она новый живой Кивот Божий. И Ей суждено послужить делу Божественного замысла.

После принесения благодарственных жертв и молитв Иоаким и Анна возвратились в Назарет, а Дева Мария осталась жить при храме и ежедневно приходила в Святилище на молитву. К Ней были приставлены старшие Ее по летам девицы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать священные книги, прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать, шить священные одежды. Образ жизни Ее при храме был строго упорядочен и состоял из молитв, чтения Священного Писания и рукоделия. Скоро Пречистая Дева почувствовала неизъяснимую сладость молитвы, а вместе с тем полюбила и необходимое для нее уединение. Всё относящееся к Богу, действующее на сердца других детей слабо и на короткое время, в Ней производило глубокое и неизгладимое впечатление. С каждым днем Она более и более совершенствовалась. Никто не слыхал от Нее укора, никто не видел Ее в гневе или капризах. Она была немногословна, речь Ее была приятна, и чувствовалось, что истина — одна истина — движет Ее устами.

 

В обители девиц Ей было отведено особое место для отдыха. Молилась Она всегда в храме, где являлись Ей Ангелы Господни и приносили пищу. Очевидцем этих явлений неоднократно был сам первосвященник Захария.

Однажды, будучи неподалеку, он увидел, как некто, видом похожий на Ангела, подает Марии корзину с пищей. Захария весьма удивился: что это за новое и необыкновенное видение?! «Явление Ангелов бывает одним лишь священникам, и то редко, — думал он, — а чтобы Ангел пришел к девице, и притом столь юной, и принес ей пищу?! Естеством невещественный подает Деве нечто вещественное, бесплотный принес пищу, питающую плоть, — это небывало! Непостижимо, почему Она удостоилась таких даров, такого служения духов бесплотных?! Не та ли это Дева, Которой суждено послужить великой тайне? Не от Нее ли примет естество человека Тот, Который придет спасти род человеческий?» Захария, конечно, знал пророчества о пришествии Спасителя, и тем острее были его впечатления.

 

Архангел Гавриил, личный покровитель Пресвятой Девы, являлся к Ней каждый день, иногда один, иногда с другими Ангелами, и подолгу беседовал с юной избранницей. Естественный разум Пресвятой Девы, образованный чтением Священного Писания, укрепленный молитвой и размышлением, еще более просвещался ангельскими наставлениями. Мария знала пророчество Исаии, что Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит «с нами Бог», и воспламенилась горячей любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к Его Матери. Она молит Бога, чтобы сподобил Ее лицезреть Божию Матерь.

 

В это время Мария лишилась своих благодатных родителей. Сначала умирает праведный Иоаким, за ним вскоре почила и святая Анна. Таким образом, по Промыслу Божию, Та, Которая впоследствии станет Матерью всех сирот рода человеческого, Сама испытала эту горькую участь. Ничто больше не привязывает Ее к земле! Она всецело предается сердцем Богу. В Ней преобладает теперь одно чувство, что Она — раба Господня и в радостях, и в трудностях, приносимых жизнью. Одно было у Нее стремление — быть покорной воле Божией. Она готовила Себя к великому служению.

Предчувствуя Свое высшее назначение, Дева Мария пожелала проводить жизнь в ангельской чистоте и дала необыкновенный для того времени обет — сохранить девство Свое до смерти. «Невестой Царя Бога» величает Ее Церковь. Мария стала первой из иудейских дев, возлюбивших девство больше супружества.

Скоро наступило время, когда девушка должна покидать храм и возвращаться в родительский дом или выходить замуж. Хотя Марии было тогда всего 14 лет, твердость Ее решения удивила всех. Священники не могли оставить Ее в храме, но не могли и принуждать к нарушению данного обета. Они начали совещаться и никак не могли прийти к единому решению. Наконец Захария после долгой общей молитвы получил ангельское указание собрать неженатых мужей от рода Давидова — пусть принесут свои посохи, и одному будет дано знамение: ему-то и следует отдать Деву Марию в соблюдение девства.

 

Послали глашатаев во все концы земли Израильской. А тут, кстати, и праздник обновления Иерусалимского храма — отовсюду стал стекаться народ. Первосвященник Захария собрал у храма неженатых мужей рода Давидова и возгласил всенародно: «Господи Боже! Яви мужа, достойного обручиться с Девой!» — затем взял их посохи (жезлы) и внес в храм. Когда же вынес их, то увидел, что посох, принадлежавший праведному Иосифу, восьмидесятилетнему древоделу, расцвел, и голубица, откуда ни возьмись, прилетела на него. Остальные посохи оставались без знамений. Тогда первосвященник, возвращая жезл Иосифу, сказал: «Приими, Иосиф, Деву в соблюдение обета». Иосиф же сначала стал было возражать, что имеет в доме взрослых детей и что он уже стар, и не стать бы ему посмешищем сынов Израилевых. Но Захария убедил его покориться воле Божией, и тогда же Пречистая Дева была обручена с ним.

Обручение это набросило покров таинственности на истинно совершаемое дело. Божественный Промысл оказался скрытым от исконного врага рода человеческого — диавола. Не без причины и зачатие от Святого Духа не свершилось прежде обручения. Иоанн Златоуст говорит, что было это устроено так, чтобы не ввести в смущение людей. Столь необычайное событие, аналогий которому не было в истории их предков, могло быть превратно понято, и Деву вполне могли бы побить камнями, как поступали в то время с обольщенными и обольстившими. Но Премудрость Божия устранила все эти затруднения. Вот чем заканчивается период пребывания Девы Марии в Иерусалимском храме.

А теперь вернемся к началу, чтобы осознать смысл и глубину этого события. Иерусалимский храм в ветхозаветные времена был единственным священным центром, сосредоточением религиозной жизни общества. Теперь же в пустующее Святое Святых храма вводится Дева Мария. Отныне храмом Божиим избирается человек. И первым таким храмом в буквальном смысле этого слова стала Дева Мария. Ее тело есть храм, воздвигнутый самим же Ветхим Заветом, всей его святостью, ожиданием спасения. Верность Богу сделала возможным соединение Его с человеком, и в этом смысле Дева Мария — плод ветхозаветного храма, его продолжение в истории, теперь Она становится источником спасения и соединения людей с Богом. «Пречистый храм Спасов сегодня вводится в дом Господень», и в этом введении раскрывается как бы главный смысл ветхозаветного храма и совершается его преодоление — Введение во храм знаменует завершение Иерусалимского храма как места обитания Бога.

 

Праздничные церковные песнопения этого дня неоднократно повторяют, что Дева входит во храм, чтобы Самой сделаться живым храмом Божиим во исполнение древних пророчеств, что «жилище Бога будет с людьми» и что сам человек есть единственное истинное место Божественного присутствия. Вот почему этот праздник нам сегодня так важен — он как бы указывает на наше истинное призвание, напоминает о божественном достоинстве каждого человека. В лице Девы Марии весь род человеческий идет навстречу Богу, готов посвятить себя Божиему Промыслу и Божиему замыслу. Каждый может войти во храм и стать храмом Божиим, стать обиталищем Бога живого.

Из книги Л.В. Суворовой «Церковный год. Беседы о Православии»

04.12.2019

Просмотров: 181
Рейтинг: 5
Голосов: 3
Оценка:
Комментарии 0
5 лет назад
Пресвятая Богородица, спаси нас! Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать