Мария
5 лет назадБлагодарю Вас за Ваше проникновенное пастырское Слово! Всё сказанное Вами остаётся в сердце, чтобы прорасти и принести достойные плоды! Спаси и укреии всех нас, Господи!
Слово духовника обители
Несмотря на плохую погоду, дождь, ветер, на болезни, на скорби, на печали, мы все-таки учимся быть верными чадами Православной Церкви. У нас нет еще таких людей, которые чему-то научились бы. Но мы в процессе. У нас есть возможность подготовиться ко всеобщему воскресению из мертвых. Однако для этого нам еще многое нужно пройти, усвоить правильные жизненные установки, истины, которые должны быть непоколебимы ни при какой погоде, ни при каком внутреннем состоянии.
Грех никогда не может дать человеку что-то хорошее. Грех — это поражение, смерть. Под каким бы соусом он ни был подан, как бы он ни был представлен, как бы он ни был оправдан, грех является грехом. Мы можем злиться, ругаться, говорить, что мы правы. Мы можем отвернуться от кого-то и сказать: «Я больше не могу». Мы много чего можем, нам предоставлена эта свобода выбора, но верующий человек понимает, что если он не сделает дело Божие, то потеряет Бога: порвется ниточка, которая связывает нас со Христом. И что будет тогда, куда мы пойдем, кому мы нужны, потерявшие Бога? Мы нужны тогда, когда в нас есть Дух Святой, когда в нас есть любовь, сострадание, милосердие, когда мы действительно можем нести немощи друг друга, когда мы можем человека утешать, вразумлять и помогать ему жить на этом свете. А если мы теряем Бога — мы становимся беспомощными и начинаем только мешать. Пытаясь что-то сделать лучше, мы делаем еще хуже. Пытаясь что-то наладить, настроить, мы приходим в еще большее уныние и отчаяние, потому что нет результата. Поэтому Господь нам говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5).
Видите, что может Бог? Ну как мы могли построить этот храм, когда у нас куриные мозги, когда у нас такие маленькие сердца, когда мы друг с другом не можем мирно жить? Мы друг друга видеть не можем, услышав не то, что мы хотим. А Бог творит дивное. «Аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою» (из молитвы святого Иоанна Дамаскина. — Прим. ред.). Если мы это примем и не будем говорить «я не могу, я недостоин» (это свидетельствует о нашей гордыне), а скажем, как апостол — все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13) — это уже будет означать то, что мы начинаем понимать. Может быть, не много, но главное: я могу всё, если буду с Богом. И тогда вся наша внутренняя энергия будет направлена на то, чтобы не согрешить. А как не согрешить? Не осудить никого.
Дорогие мои, самый страшный грех — это осуждение. Когда человек осуждает — от него отходит Бог. Учтите, вы можете рассуждать, но если много будете рассуждать, то обязательно «сползете» на осуждение. У нас нет такого камертона, который держал бы нас на высоте. Мы всё время «сползаем». В нас живет грех, и он говорит: ага, вот она такая, вот они такие, вот они всё не так... Это такой яд, который, к сожалению, может заражать и других: соседей, сослуживцев... Я помню отца Николая Гурьянова, которому мой знакомый (он был сторожем у одного архимандрита) говорил страшные вещи. А старец в ответ: «Хороший батюшка, замечательный батюшка, всё хорошо, я грешник, прости меня». А тот не понимает, что в старце дух Божий, и он не хочет этот дух терять. Хотя по-человечески можно было сказать: «Да, это безобразие». Но безобразие, не безобразие — разберется Бог. Поэтому что бы вы ни делали, где бы вы ни были, пускай разбирается Бог. Вы никому ничего не докажете, если человек не хочет этого понимать. Бог должен коснуться сердца, и тогда человек скажет: «Да, действительно, я этого не видел, я всё понимал не так, я строил жизнь не на камне веры, а на каких-то своих обидах, эмоциях, желаниях, которые совершенно Богу не нужны».
Я хотел бы, чтобы мы все радовались, а это так трудно! Почему трудно? Потому что грех. Тебя Церковь благословляет радоваться — вот и радуйся! А ты осуждаешь. Не надо. Мы должны быть в строю, мы должны идти за Христом и не доверять греху, который живет в каждом из нас. Только тогда мы сможем бороться с дьяволом, с этим миром, со своим естеством и побеждать. А иначе мы изначально уже в проигрыше, потому что доверяем греху, доверяем дьяволу, который нас, конечно, запутает, обманет, и в конечном счете мы останемся с разбитым корытом. Не надо быть столбовыми дворянками и царицами морскими. Надо быть простыми скромными труженицами, кающимися и просящими у Бога милости на каждый день. И тогда у вас начнется другая жизнь, и вы не будете смотреть по сторонам и давать оценки кому-то. Тогда вы будете смотреть на себя и видеть, как вы недостойны этого великого звания — православный христианин. От этого будут рождаться и скорбь о грехе, и покаяние, и благодарность Богу за Его неизреченное милосердие.
Апостол Фома дерзновенно сказал: если не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20: 25). Этой горячностью он хотел утвердить свою веру, сделать ее не теплохладной. И вот это должно произойти с каждым из нас — эта встреча с Богом. Потому что когда ее нет, это видно. У человека нет еще опыта воскресения из мертвых. А когда есть — Господь мой и Бог мой (Ин. 20: 28). Видите, как красиво. Такое простое преображение человека, который сказал: «Всё, это мой Бог, это мой Господь, и я пойду за Ним». И он пошел, и окончил свой путь мученической смертью. Мы, конечно, до этого вряд ли дорастем, но хотя бы немножко себя нудить ради Бога должны: отказываться от болтовни, от любопытства, от излишеств, которые мешают человеку быть с Богом.
Спаси вас Господи.
15.05.2019