X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Ткачество (часть 2)

Способы ткачества

Самым распространенным было «тканье на дощечках». Для этого использовали костяные или квадратные дощечки с четырьмя отверстиями — по одному в каждом углу. Нити основы пропускались в отверстия, а зев равнялся длине стороны дощечки. Чтобы поменять местами верхние и нижние нити, нужно было повернуть дощечку на 90 градусов в одну из сторон; при этом сменялась четвертая часть основы. Данный способ давал возможность получить широкую полосу ткани.

Нити утка и основы бывают самых разных цветов. Дощечки поворачиваются в каком угодно порядке и в любую сторону, нити перекручиваются, а при этом возможно создавать даже очень сложные узоры. На дощечках наши предки обычно ткали пояса, тесьму и ленты.

В средневековых христианских монастырях таким образом ткали декоративные шелковые ленты со словами молитв и перевязывали ими рукописи.

Следующий способ ткачества — «на бердечке». Для этого использовалось подобие мелкого ручного ткацкого станка. Данный способ также предназначался для изготовления лент и полос.

Бердечко, бердо — подобие гребня, закрытого с обеих сторон. Каждый зубец этого гребешка имеет поперечное отверстие, так что половина нитей основы проходит в них, а другая половина — между тростями. Качая бердечко вверх-вниз, меняют ткацкий зев и пропускают уток.

Существовал и еще один способ ткачества — «живой стан». Он требовал участия не менее десятка женщин. Они надевали на пальцы петли основы и по команде меняли зев, а одиннадцатая протаскивала уток.

Вертикальный ткацкий стан представляет собой П-образную раму (кросна) — пара вертикальных брусьев с развилками на верхних концах, соединенных вращающейся перекладиной, к которой крепятся нити основы. В дальнейшем на перекладину наматывают готовую ткань. В нижней части брусьев располагается нитеразделительный пруток: нити основы проводятся над ним или под ним, через одну. Свободные концы подматываются и скрепляются в связки, к которым подвешиваются гирьки, для того чтобы основа оставалась плотно натянутой.

Кросна ставились наклонно, так что часть основы отвисала, оказавшись за нитеразделительным прутком. Каждая из нитей, оказавшихся сзади, подвязывалась петелькой к поперечной палочке, так называемой ремизке. На Руси ее называли «нит». Когда эта поперечная палочка лежит на раме, мастерица пропускает уток в естественный зев — там, где как бы отвисла часть основы. Когда нит оттягивают на себя и кладут в специальную вилку, передние и задние нити основы сменяют друг друга — возникает искусственный зев, и уток пропускается еще раз. Если ткань при этом у мастерицы льняная, то это переплетение называют полотняным, если же шерстяная — суконным.

Нитов бывает несколько, а комбинации нитей основы подбираются разные. Так что древние мастера ткачества в совершенстве владели более сложными переплетениями, такими как «саржевые» и «атласные».

В иных видах вертикального стана кросна могли ставиться не наклонно, а прямо, а вместо нита использовались подобия уже знакомых нам с вами бердечков. Их подвешивали к верхней перекладине на четырех веревках и двигали вперед-назад, меняя зев. И во всех случаях проведенный уток «пристукивали» к уже сотканной ткани с помощью специальной деревянной лопатки или гребня.

На смену вертикальному ткацкому станку пришел горизонтальный ткацкий стан. И имел он одно важное преимущество — ткачиха могла работать сидя, перемещая ниты-ремизки ногами. Для этой цели были сделаны специальные подножки. Данное изобретение использовалось еще в Древнем Египте, где из простого домашнего промысла ткачество выросло в настоящее ремесло, так что египетские ткани вывозились на продажу в Грецию и Рим.

На Руси такие станки делали из дуба, ясеня, клена, сосны и березы. Древесина этих деревьев наиболее удобна и долговечна при работе.

Работа за ткацким станком

Ткачиха садилась на скамейку перед первым навоем, нажимала на подножку, соединенный с этой подножкой нит опускался вниз, подтягивая за собой один из двух рядов нитей основы. В образовавшийся зев прокидывался челнок с уточной нитью. После этого мастерица нажимала вторую подножку, нити основы чередовались, в образовавшийся зев пропускался челнок, а затем нити прибивались бердом.

Незаменимым приспособлением для ручного прядения было веретено. Веретена на Руси традиционно изготавливали из сухого дерева, чаще всего из березы. Его длина могла варьироваться от 20 до 80 см. Концы веретена обычно заострялись. На верхнем конце веретена иногда делали «бородку» для завязывания петли.

Веретена бывают «низовые» и «верховые» — смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице. Пряслице — просверленный грузик из глины или камня. При прядении веретено усердно вращалось, тем самым скручивая нить. Пряслице же помогало разогнанному веретену кружиться энергично и долго. Это необходимо для крепкого и равномерного скручивания пряди волокон, вытянутых из кудели. Затем скрученная нить подматывалась на веретено и захлестывалась маленькой петлей на верхнем конце веретена (так она не разматывалась и не соскакивала).

Весили пряслица в среднем около 16 г, их высота была от 4 до 12 мм, диаметр — от 10 до 25 мм, диаметр отверстия для веретена составлял 6–10 мм. Большой и указательный пальцы рук, дергающие пряжу, приходилось всё время смачивать слюной. А чтобы во рту не пересыхало (а за прядением жены часто еще и пели), пряха ставила возле себя мисочку с кислыми ягодами.

Узорное тканье

Горизонтальные ткацкие станы насчитывали большое количество нитов и управляющих ими подножек соответственно. С помощью таких станов можно было смастерить сложнейший узор.

Наши предки в совершенстве владели так называемой гобеленной техникой, но называли ее «закладной». При этом для утка брались нити разных цветов и пропускались не во всю ширину ткани, а лишь в определенные места — где должен был быть расположен узор. В точке, где уток поворачивает назад, в ткани оставалась едва заметная щелочка.

Был еще один способ для получения узорной материи — «бранье», а изделие называлось «браными» (от глагола «брать»). Данная техника делала на ткани рельефный узор цвета основного фона или совершенно другого оттенка. Такая ткань немного похожа на вышитую иглой.

Иногда браную полосу ткали отдельно, а затем пришивали. Так часто делали, пришивая такие полоски, например, к подолу рубахи, юбки, на грудь или рукава. Но такой вариант считался простым. Особый престиж имела одежда, браная ткань для которой была выткана на ткацком станке.

Это происходило так: заранее намечался рисунок, согласно ему выбирали группы нитей, для упрощения работы каждую из них подвязывали петельками.

В процессе тканья, после прохождения утка, образовывавшего полотно, не меняя зева основы, выбранные для ряда нити аккуратно поднимали за петельки и подкладывали тоненькие дощечки (тканье на прутиках или на досках), появлялся дополнительный зев, и через него еще раз пропускался тот же уток. Так узор получался рельефным. А если второй уток двигался цветной нитью, то узор делался цветным.

Беление и крашение

Часто нити отбеливались еще до заправки в ткацкий станок, но уже готовые холсты отбеливались обязательно.

Исследователи предположили, как это могло происходить: уже готовый холст или нити складывали в обширный котел, наполняли горячим щелоком — раствор воды и древесной золы. И оставляли в теплом месте на ночь. Не использовали только черемуховую золу. Иногда в дело шла зола от соломы или гречихи. Затем холст еще влажным раскатывали по траве под солнечными лучами и периодически пропитывали водой в течение дня. Тем самым он лучше «выгорал». Холсты также оставляли расстеленными на всю летнюю ночь, чтобы утренняя раса их также отбеливала. Так же делали и зимой, расстилая холсты по сугробам в ясный день.

Следующим этапом отбеливания была стирка. После нее холст били специальными деревянными вальками или мяли ногами.

Отбивали холсты до получения чисто белого цвета.

В самом конце холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпали золой, заливали кипятком и опускали раскаленные камни.

Для отбеливания холстов на Руси также использовали муку, сыворотку, отруби, а порой и навоз.

Для окрашивания наши предки использовали всё, что было вокруг. Для получения, например, красного цвета использовались обожженная охра и мягкий глинистый железняк. «Чермный» оттенок обязан своими названием насекомому «червецу», живущему на некоторых травах. Желтые оттенки давали растения — бессмертник, купальница, сурепица, дрок, серпуха, ястребинка, василек, манжетка, щавель, череда, ирис, золотарник, лядвица, прыгун, кора дикой яблони, листья березы, вереска, орешника, шелуха лука.

В оранжевый цвет выкрашивал чистотел, а в зеленый — плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины. Синюю краску добывали из коры дуба и ясеня, цветов василька и колокольчика, из птичьей гречихи, ягод черники. Малиновый или фиолетовый цвет давали ягоды ежевики. Коричневый цвет — кора ивы, ольхи и крушины. Черный — таволга, толокнянка и подбел.

Растворы красок готовились на хлебном квасе, на щелоке, на дубовом уваре, с добавлением ржавого железа (оно усиливало краску).

Уже с середины I тысячелетия нашей эры на территории наших земель была известна набойка рисунка с помощью деревянной доски, пропитанной краской. Но ученые полагают, что такая техника применялась большей частью в городах.

Сегодня основная часть тканей производится на специализированных механических и автоматических ткацких станках, в промышленных масштабах. А ручное ткачество встречается лишь в прикладном искусстве и всё больше в качестве сувенирной продукции.

Подготовила Ольга Александрова

26.02.2019

Просмотров: 239
Рейтинг: 4.3
Голосов: 4
Оценка:
Комментарии 0
5 лет назад
Благодарю ВАС, дорогие, за ВАШ Труд с Любовью! Сколько замечального открыла для себя, благодаря Вашим публикациям! Спаси Господи!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать