Про Бога и не про Бога (часть 1)
О том, что можно читать и смотреть современному православному человеку, наш корреспондент Анастасия Марчук беседует с насельницей нашего монастыря, известным церковным музыкальным деятелем монахиней Иулианией (Денисовой).
— Есть мнение, что монастырская жизнь проходит в жестких рамках, в непрестанной молитве… Нужно ли монаху читать? Что он должен читать? Есть ли у него время? Хочет ли он? Полезно ли ему? Люди видят монахов по-разному. Кто-то представляет себе этаких отшельников…
— Монастыри бывают разные, особенно современные монастыри.
Чтобы назваться монастырем пустынножительства и отшельничества, надо, знаете ли, иметь дерзновение. Мы не можем этого, да и не должны — у нас монастырь социального типа. Если вы спрашиваете меня, то… не знаю, к сожалению или к счастью, но я по основному своему послушанию человек «медийный», назовем это так. Эмоциональный, коммуникабельный, общительный. Наверное, поэтому духовник и благословил меня быть в гуще событий, постоянно общаться с мирскими людьми. И сама я еще очень недавно «оттуда». Это разделение до известной степени условное.
Батюшка часто говорит: «Сестры дорогие, сними с вас черное облачение — кем вы останетесь?..» Облачение ведь снаружи, а внутри — кто ты? Вопрос…
Поэтому я всё больше прихожу к тому, что разделять людей на нас и вас (в данном случае «вы», Настя, в качестве мирского человека) я уже не могу, не чувствую себя вправе…
— Возвращаясь к теме нашего разговора: как в монастыре происходит выбор — что читать?
— Смотря какое устроение у монашествующей сестры. Она с этим идет еженедельно на исповедь к батюшке, и там он кому-то благословляет посмотреть, скажем, «Хроники Нарнии», кому-то благословляет почитать Достоевского, а кому-то резко не благословляет читать Достоевского, потому что это ей будет не полезно. Духовник ведь знает наше внутреннее состояние. Кому-то вообще не благословляет читать что-либо художественное, а только духовную литературу. Потому что разные мы, разный уровень не то что духовности (все мы не духовные или слабо духовные) — разный уровень отношений с Богом, разные уровни воцерковленности, даже у монахов. Есть такие сестры, которые только пришли к Православию и через три месяца уже оказались в монастыре, то есть их процесс воцерковления еще идет.
Это я к тому, что читать или не читать, смотреть кино или не смотреть — в монастыре это очень индивидуальный вопрос, который решают с духовником.
Но в данном случае мы говорим обо мне, поскольку вы выбрали в собеседники меня. Батюшка благословил эту беседу, значит, он знает, что я читаю и смотрю. Только поэтому мы можем с вами говорить на эти темы. Конечно, я полагаю и предполагаю, что наша беседа будет опубликована в интернете, а это значит, теоретически, на весь мир. Поэтому на мне большая ответственность, что я сейчас скажу, что скажет монах о литературе и кинематографе, какие выделит произведения искусства в этих жанрах. Читатель этой статьи должен понимать, что я говорю только от своего имени, а не от имени Церкви или монастыря. Но я надеюсь, что по благословению всё получится, и я никого не «соблазню», хотя и не собираюсь кривить душой и называть в качестве своих любимых только рассказы священников и духовную литературу. Думаю, это было бы неправильно. Наоборот, мне кажется, мирским людям интересно обсудить вопрос не «что читают монахи», а «что нам вообще читать». Что вредно, что полезно, что нейтрально. Есть ведь нейтральные вещи, которые нужны для отдохновения. Есть нейтральная музыка, которую включают просто для приятного фона. Хотя я сама не отношусь к людям, которые могут воспринимать музыку как фон, мне это не дано, но есть люди, которые отдыхают под музыку. Точно так же есть и фильмы, и книги для утешения. В этом ничего плохого нет. Как сказал один современный богослов, «если мы будем убегать отовсюду, то в конце концов мы всё пространство вокруг себя из союзного или нейтрального сами же превратим во враждебное».
Но есть вещи посерьезнее, после которых ты уже не можешь быть прежним, в тебе что-то меняется. Наверное, в нашей беседе речь пойдет именно о них.
— Тогда начнем с вопроса, что можно и что нельзя читать христианину?
— В повседневной жизни православных есть много трудных вопросов. Это один из них: как самому определить, как не ошибиться, как не заблуждаться. Один из вариантов, который предпочитают люди — не читать того, о чем им говорили плохо.
В данном случае очень удобный пример — книги о Гарри Поттере. Как раз в основном люди и не читают их именно потому, что им про них говорили плохо. А тем, кто говорил, в свою очередь, тоже кто-то рассказал. И впрямь, казалось бы, ну всё ясно, выходные данные налицо: мальчик на метле летает, люди превращаются в каких-то собак и крыс, зелья варят, домовые и эльфы кругом шастают — бесовщина! Ну, нет, не буду читать и детям не позволю.
Но я читала. И знаю много таких людей, кто дошел до чтения и, более того, кто, так же как и я, считает, что «Гарри Поттер» — христианская книжка.
— Думаю, для многих это прозвучит шокирующе из уст монахини. Поясните, пожалуйста, вашу точку зрения.
— Охотно. Но, предваряя свой рассказ, скажу, что если человеку это не близко, то не надо читать. Ведь есть же огромный выбор книг, читайте другое. При этом не обязательно яростно доказывать: нет, я не буду читать, потому что это бесовская книга. Я остереглась бы публично ругать книгу и любое другое явление, которое ты не изучил. Ты прочти и потом скажешь, бесовская она или нет.
Когда я работала в музыкальном лицее, у меня был один ученик, подросток лет 14‒15. Мы как раз проходили Шостаковича, музыка сложная, не для отдыха. И мальчик сказал, что ему этот композитор не нравится. Он был пианистом и сыграл за свою жизнь только одно произведение Шостаковича. Тогда я ему сказала: «Если ты настоящий музыкант, то пойдешь изучишь, почитаешь, наслушаешься всего, потом придешь и скажешь мне: "Я всё послушал. Мне не нравится Шостакович"».
Мальчик оказался хороший, вдумчивый. Он сделал, как я ему посоветовала, а после пришел и сказал: «Я послушал. Шостакович — гениальный композитор».
Так что не надо бояться поменять свое мнение, особенно с плохого на хорошее:)
И все-таки человеку уже давно верующему сердце подсказывает, есть там христианство или нет. Ну, а если ты недавно воцерковился, то предстоит много чего прочесть из духовной литературы и, возможно, не стоит пока углубляться во «Властелина колец» или «Гарри Поттера».
Но у нас есть дети! У вас есть дети, и правда жизни такова, что им не хочется читать духовную литературу и даже сказку про Василису Прекрасную. Им нужен «Гарри Поттер» и «Властелин колец», а мама с папой запрещают, потому что это «бесовская» книга — и вот вам раздор в семье. Ребенок замыкается. Если он постарше, пойдет где-нибудь посмотрит у друга (эти книги ведь экранизированы), и вы теряете ребенка, потому что он перестает вам доверять и делиться тем, что ему дорого и чем он занят. Попробуйте понять! Как в свое время, когда только появился «Гарри Поттер», попыталась понять своих детей я.
Однажды приходит старший из сыновей и говорит: «Мама, это гениальная книжка, я прочел в оригинале (он учился в инязе). Есть перевод, почитай. И вот это почитай». И дает мне газету «Церковное слово», а там заметка в таком ультраобличительном стиле, что «Гарри Поттера» запретить, детям не давать ни в коем случае, это бесовщина, там все летают на метлах, ну, и другие обвинения.
Я прихожу к нашим редакторам (а газета издавалась в Свято-Петро-Павловском соборе, где я была регентом) и говорю: «Мой сын читал в оригинале этот текст и нашел книгу абсолютно христианской. Там даже Рождество празднуют».
Мне ответили, что перепечатали материал из известного издания, но сами не читали.
Но как же, говорю, вы, журналисты и филологи, перепечатали, не зная первоисточника?.. И я принесла им эту книгу. Потом вторую часть, третью… Последующие они уже сами покупали (улыбается). А на столах в издательстве появились кружки с очкариком Гарри Поттером. То есть люди поняли, о чем эта книга: это классная книга для детей, мотивирующая их отличать добро от зла!
Если мы говорим о художественной литературе христианского толка, то совсем не обязательно в ней должно быть, условно говоря, слово «Бог». Это даже вовсе не нужно. Для детей нужна литература, которая заставляет их задуматься над проблемой добра и зла, а не рафинированное произведение, где с самого первого предложения понятно, кто хороший, а кто плохой. Чтобы они могли распознавать это в гуще событий и на своем детском уровне размышлять о недетских категориях, не лишаясь при этом столь притягательного сказочного элемента, где есть волшебные палочки, где герои могут превращаться, варить зелья, проходить сквозь стены, летать на драконах! Как, впрочем, и в русских народных сказках: та же Царевна-лягушка. А каково съесть молодильные яблоки или в котле свариться!..
Но смысл-то не в этом. Я читала все из серии книг о Гарри Поттере в свое время. Мы читали семьей, потому что эта книга прежде всего о Любви.
Мой младший сын Игнат был ровесником Гарри Поттера, ему было 11 лет, когда вышла первая книга. И он тоже, со своим смертельным диагнозом, был «мальчиком, который выжил». И далее, с каждым годом выходили новые книги, и он рос вместе с героем, их менталитет менялся, и автор книги Джоан Роулинг тонко меняла подход к повествованию.
«Ведь человек — это не свойство характера, а сделанный им выбор».
Каким языком она говорит? Какие проблемы интересуют детей-подростков? Она учительница, и это очень чувствуется. И в конце, когда Гарри уже 17-летний парень, это совершенно взрослая литература и нешуточные проблемы, связанные с категориями смерти и бессмертия. «Не жалей умерших, Гарри. Жалей живых, и в особенности тех, кто живет без любви».
Это вообще книга о том, как Любовь спасает. Там и о героизме, и о самопожертвовании во имя Любви в самом высоком смысле слова, а не какой-то там плотской страсти.
«Любовь оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим... Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты всё равно остаешься под его защитой».
И во имя дружбы. Там о дружбе столько прекрасного! О том, чем можно пожертвовать ради друга и ради любимого человека.
Мне кажется, не надо ограничивать детей, наоборот, надо вместе с ними почитать. Как моя дочь сейчас вместе со своим сыном это делает.
Дети — очень проницательные люди, дети понимают, о чем это. Потому что им тоже не хватает любви и проявлений героизма…
Понимаете, «поттерофобия» и подобные ей страшилки вредят детям. С одной стороны, они пугают детей, а с другой — говорят о том, что, оказывается, «есть нечто, что другим можно, а мне нельзя… почему? Ну-ка я почитаю втихаря от мамы…»
Дети наши православные живут в миру, и, мне кажется, родители должны сами очень серьезно заниматься отбором чтения для детей — и не только духовной литературы, православных мультфильмов и сказок. Это не требует особого родительского труда: достаточно просто зайти в лавку нашего монастыря и купить, скажем, прекрасные аудиосказки для детей, которые выпускает наша аудиостудия — как говорится, «проверено, мин нет». Но дети хотят и про другое, даже и про любовь, потому что — ну что же делать, она ведь у подростков уже случается. И вот задача родителей — найти такие книжки, чтобы это было чисто… А в «Гарри Поттере» чисто, там совершенно этой грязи нет, про которую многие думают. «Властелин колец» — аналогично: герои борются за то, чтобы в мире победило добро. Естественно, что там силам зла уделено внимание, но дети должны и это знать. Зато это преподнесено в сказочной манере, как волшебство, проецируется и на нашу действительность XXI века, на их собственную жизнь — это интересно, это захватывающе.
Фото Натальи Буериной и из интернета.
Продолжение следует…
19.07.2019