X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Поговорим о светской музыке (часть вторая)

«Творчество способно говорить само за себя»

Сегодня я хотела бы поговорить именно о популярной музыке, но не совсем о том, что называют «попса».

— Понимаю. О музыке, так сказать, массового потребления. Это то, что называется эстрадой, а в отрицательном смысле — попсой. Помнится, мы не хотели говорить о негативном. Но не знаю, в какой степени удастся этого избежать. Потому что хорошее познается в сравнении. Хорошо сравнивать хорошее с еще «более хорошим», но это хорошее сразу становится худшим по сравнению с «тем хорошим», и тогда у нас вариантов нет (улыбается).

Когда-то я читала, что попса — нечто дешевое, а поп-арт — уже другого характера...

— Все-таки что-то близкое к искусству (art — «искусство», англ.). Да, это так. Как бы «популярное элитное искусство». Но мы сейчас говорим об искусстве массовом.

О западных музыкантах

— Давно замечаю, что молодежь — студенты и даже школьники — тянется к музыке «постарше». Иногда можно услышать: «Сейчас вообще нечего слушать». Особенно любят, например, Queen, Beatles, Deep Purple, Лару Фабиан, Мэрайю Кэри, Уитни Хьюстон и др. А вам нравится что-нибудь из современной популярной музыки?

— Когда я была подростком — это рубеж 60-х‒70-х годов — к нам пришли «Битлы». Это, конечно, был повальный бум. Текстов я не понимала, английского тогда не знала, и даже не было мысли вслушиваться в тексты — ты слушал их как музыку, этот английский язык, который ты нигде никогда не слышал… Ой, если вам рассказать, как жил вообще советский ребенок (смеется) — это что-то! Современной молодежи не понять. Мы никогда не слышали носителей английского языка, вообще никогда! И наши учителя английского тоже. По телевизору нам этого не показывали, интернета не было, видео не было. Холодная война, железный занавес не пускали к нам в страну иностранцев. В общем-то, тебе практически негде было услышать носителей языка. Только в песнях, которые приходили из-под полы, где-то как-то переписывались на бобинных магнитофонах…

Да, всех, кого вы перечислили в своем вопросе, я знаю и считаю их пение красивым и профессиональным. Могу добавить еще Майкла Джексона, Стиви Уандера, Стинга, Бобби Макферрин, Мирей Матье — это профессионалы высочайшего уровня и личности к тому же. Понимаете, надо быть личностью — в любом жанре. Конечно, в их биографиях было много всякого, но не нам судить об их жизнях и о том, что просачивается в СМИ… Вы как человек пишущий наверняка знаете, что можно сделать из одного и того же материала — можно человека утопить, а можно возвысить. Вот недавно была мощная кампания против Майкла Джексона, его очернение и всяческое принижение. Но кто понимает, тот понимает.

И об Уитни Хьюстон тоже много говорят…

— Ну да, тема наркотиков… Вон у нас за стенкой наркологическое отделение, вон у нас братья на подворье. Мы же не выбрасываем их за борт, мы же их жизнь понимаем. Они к нам пришли — такие как есть. И мы видим в них хорошее, оно в них раскрывается, это хорошее. Главное то, что человек делает с этим своим грехом — он его оправдывает или он с ним борется. Мы не знаем ничего — как боролся Джексон, как боролся Меркьюри и боролся ли. Но не зная, мы не можем осуждать. Я стою на этих позициях. Я смотрю по их творчеству, и в этом творчестве видна борьба. Видны и низменные процессы, и порывы, и падения, и тяга к высокому. «Песнь Земли» Майкла Джексона — ну это же вселенская тема! Слышно сразу, что человек поет и о чем он поет. И что его интересует в этой жизни. Чтобы стяжать себе дешевую популярность, такое не поют.

Что же с солнечным светом?
Что же с дождем?
Что же с цветущими полями?
Есть ли время?
Останавливался ли ты когда-нибудь, чтобы заметить
Всех погибших в войнах детей?
Останавливался ли ты когда-нибудь, чтобы заметить
Плачущую Землю и плачущие берега?
Неужели нам всё равно…

Все перечисленные певцы — это люди, поющие со смыслом. А копаться в биографиях я считаю бессмысленным занятием — творчество способно говорить само за себя. Важно, что ты там ищешь, какие грани ты там увидишь?.. Я не осуждаю тех, кто говорит: «Нет, мне человек с такой нравственной подоплекой не близок, я не буду его слушать». Я это понимаю. Но мне сейчас интересно до глубины докопаться — до глубины человека, что там?..

И, может быть, в творчестве не совсем положительный человек может раскрыть какие-то другие грани своей души…

— Ну, и надо понимать, в каком обществе возникло то или иное явление. Сейчас я знаю уже многое другое, вижу Beatles с другой стороны, но всё равно я отделяю творчество от человека. Если не отделять, то можно и Моцарта записать в похотливые ловеласы, можно и Чайковского записать в «общество» людей неправильной ориентации. Можно поставить на них точку и вычеркнуть из истории человеческой. А они не вычеркиваются! Вот у меня не вычеркиваются. Или Шуберт, который умер от сифилиса в 31 год, — не вычеркивается он у меня, потому что я слышу в его музыке другое. И чем он был, мы не можем судить по биографии, которую тоже ведь субъективные люди писали. Потому что есть вещи «благодаря», а есть вещи «вопреки». Многие музыканты прожили тяжеленную жизнь, тот же Джексон: история его жизни является образцом того, как можно сломать жизнь человеку, который еще совсем недавно был кумиром миллионов. Как корысть, жадность и человеческая зависть могут подкосить силы и исковеркать внутренний мир человека с такой тонкой и ранимой организацией психики, как Майкл. Тяжелейшая была жизнь, полная борьбы.

А особенно мне кажутся такими… чистыми… слепые музыканты. Например, Стиви Уандер и Андреа Бочелли. Наверное, физическая слепота обостряет зрение душевное и духовное. Поэтому это очень светлые люди! Перед глазами темнота, а внутри свет. Бочелли ослеп в 12 лет, а Уандер слепой от рождения. Насколько это солнечное творчество! И мне кажется, что как раз в их случае человеческая и творческая чистота совпадают.

Ремейк

— В последнее время стал популярен такой жанр, как ремейк…

— Да он популярен еще начиная с 70-х годов! Правда, тогда он так не назывался. Я имею в виду, например, оркестр Поля Мориа. Я еще была девочкой, когда он уже делал свои аранжировки классической музыки: Моцарта, Баха, Вивальди. До сих пор многие знают также как первопроходцев в этой сфере группу Emerson Lake And Palmer. Они оркестровали на электронных инструментах, с теперешней точки зрения, конечно, примитивных. «Картинки с выставки» Мусоргского — это ж надо, английские рок-музыканты еще и нашего Мусоргского узнали откуда-то! Интернета ж еще не было. И как Мусоргский этот прозвучал! Я тогда была в каком-то музыкальном шоке от того, что можно сделать из произведения XIX века для фортепиано. Думаю, гениальный Мусоргский был бы только «за». Теперь это жанр, повсеместно распространенный, в нем работают Ванесса Мэй, Дэвид Гарретт, Игорь Крутой и другие.

Что же такое ремейк? Буквально — «переделка», новая версия ранее написанной музыки. Даже рингтоны часто бывают: (поет) та-ра-рам, та-ра-рам, та-ра-ра-рам… И мало кто знает, что это сороковая симфония Моцарта. Произведения становятся популярными именно из-за своего звучания в современной аранжировке. Есть очень талантливые, и лично я не против. Вот есть Баба-Яга, которая против, а я не против (улыбается)! Пускай так будет, только сделайте это вкусно! Со вкусом, а не просто чтобы выехать на волне популярной темки Бетховена или Чайковского.

Беседовала Анастасия Марчук

Продолжение следует…

24.10.2019

Поговорим о светской музыке (часть первая) >>

Просмотров: 83
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать