«Нам предлагается путь домой»
Слово духовника обители
Шаг за шагом мы приближаемся к той черте, когда вечером воскресенья соберемся перед началом Великого поста, чтобы, уже никуда не сворачивая, не делая привалов, идти за Христом к Пасхе.
В Неделю о блудном сыне мы вспоминали об образе любви отчей к тому, кто согрешил. Младший сын решил жить самостоятельно. Ему казалось, что если он возьмет всё, что ему причитается, и пойдет в другую страну, то там сможет жить лучше. Что он вкладывал в это — не понятно, но всегда человек к чему-то стремится. И вот он ушел и расточил свое имение, живя блудно… (См.: Лк. 15: 11‒24) Даже, положим, он жил бы нормально, не блудно, и имение свое умножил — разбогател, построил фабрики, заводы, банки. Но что он потерял, уйдя от отца? Отцовскую любовь, которой на новом месте уже не было…
Вот у нас на подворье тоже всё есть — и работа, и еда, и кров, и молитва, и отдых. Но некоторые ребята тоже так делают. Им говорят в миру: «Что вы там делаете? Вы еще молоды и можете заработать, свою жизнь устроить. А вы туда пришли как последние бомжи. Что вы там найдете? Вам что, не надоело вставать утром, идти на молитву, всё время понуждать себя — никакого отдыха, никакого расслабления…» И вот один брат в декабре ушел. Сказали, что в Москве такие заработки — ого-го, можно разбогатеть! Ему пообещали жилье, всё остальное... Поехал он туда, попил там чайку, а проснулся уже в Дагестане, в рабстве. Вот это и есть «расточил». Он ушел для того, чтобы жить лучше, но потом еле-еле оттуда убежал. Там таких было много, и каждый день их били, а работали они просто за похлебку. И когда этот брат вернулся на подворье, то был уже другим человеком. Видно было, что он испытал очень сильное потрясение. Мы просили, чтобы он рассказал перед братьями, но он ответил: «Я не буду говорить об этом, потому что я много чего пережил там». Вот тоже иллюстрация притчи о блудном сыне.
Не хлебом единым жив человек. Ту любовь, которую получали сыновья у отца, ни за что не купишь. Поэтому люди, которые приходят ко Христу и которые проживают эту любовь в своем сердце, уже могут отдать свою жизнь за Христа. Они уже знают, что есть другой хлеб, есть другая жизнь — жизнь вечная.
У нас могут быть разные ситуации, разные настроения, разные обстоятельства, бывает, очень скорбные, но мы знаем, что Отец Небесный нас любит. Он никогда нас не выгонял из храма. Он всегда нас прощал. И сегодня мы здесь потому, что Он нас простил. Хотя мы даже еще, наверное, и не каялись в своей жизни. И мы знаем, что Он будет прощать всегда, что батюшка будет стоять с крестом и всегда будет — «прощаю и разрешаю тебя от грехов твоих»! Потому что Бог есть любовь. И этой любви на стране далече (Ср.: Лк. 15: 13) не нашел младший сын.
Разве это не похоже на нашу жизнь? Вот человек ходит в храм, всё знает — всех батюшек, всех старцев, все монастыри... А приходит какой-то бомжик — и видишь, что в нем живет Бог. Вот как бывает. У Бога всё наоборот. И это очень здорово, что у Бога всё не так, как у людей. Что у человека высоко, то у Бога может быть мерзостью. И поэтому нам всем предлагается путь домой, путь, на котором мы должны оставить всё то, что мешает нам принять эту любовь — любовь Отца. И остаться вечно с Богом.
Этот путь — наша земная жизнь. Рано или поздно мы все отсюда уйдем и ничего с собой взять не сможем. Ничего. Даже самые любящие люди рано или поздно расстанутся. А будет ли Встреча? И есть ли вообще жизнь — что-то настоящее или это всё иллюзия? Как буддисты говорят: «Это всё ничего не значит, всё, что на земле, неправильно, вот есть какая-то другая жизнь, в каких-то сферах…» Нет. Сюда, на землю, пришел Христос, здесь мы с вами жили, живем и еще, наверное, поживем немножко. Здесь мы с вами и страдали, и любили, и огорчались, и грешили. На этой земле. И на этой земле начинается Царство Небесное, в твоем сердце. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21). И поэтому очень важно, чтобы мы каждый раз, приходя на исповедь, понимали, что Христос невидимо стоит перед нами. И не с батюшкой мы разговариваем о том, как нам плохо и как к нам другие относятся. А Христу мы говорим, что согрешили и недостойны уже называться никем. Бог нас прощает и дает нам Свою небесную любовь — Тело и Кровь, чтобы мы жили. И чтобы мы учились любить друг друга. Вот смысл христианства. Не в какой-то нирване, когда можно отрешиться от всех и жить, не обращая ни на кого внимания, лишь бы тебе было хорошо. А в том, чтобы научиться любить друг друга, помогать друг другу, служить друг другу, чтобы жить, принося плоды. А плод духовный есть мир, радость, долготерпение, кротость, милосердие, воздержание.
1.03.2019