«Надо церковь возродить!» (часть 1)
Посещая могилы родных на старом деревенском кладбище, Раиса Ковалевская, будучи в то время уже сестрой милосердия в Сестричестве во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, подумала: а не восстановить ли разрушенный храм?..
О том, как начиналось и шло строительство храма святого Георгия Победоносца в деревне Велешино Копыльского района Минской области, рассказали нам сама сестра Раиса, ее дочь Яна и зять Деян Маркович.
Долгий путь к вере
— Мой путь к православной вере был долгим, — начала рассказ сестра Раиса. — Когда я пришла в храм, мне было уже много лет… И привели меня проблемы в семье, казавшиеся тогда неразрешимыми.
Это были 90-е годы. Непростая ситуация сложилась в Беларуси — неразбериха, перестройка… Такое же «неустройство» было в семье.
Муж, Анатолий Иванович, — неплохой в принципе человек по внутреннему содержанию, но больной, зависимый… Часто бывал в поездках, а как приезжал, играл в шахматы, рассказы рассказывал и пил…
С девочками-подростками тоже беда была. Старшая Анна, сирота-племянница (дочь умершей сестры Ирины), которую я растила с малых лет, из дома грозилась уйти вслед за новыми друзьями, открывшими ей мир медитации, индийской культуры. Дочь Яну манили искушения взрослой жизни.
Не видя выхода, я пришла в храм. Сразу просто молилась, свечки ставила. Потом стала знакомиться с прихожанами, посещать беседы отца Андрея Лемешонка, который служил тогда в Свято-Петро-Павловском соборе. Когда поняла, что ничего не знаю о Православии, записалась в Школу катехизаторов Минской епархии Белорусской Православной Церкви. И дочь Яна тоже пошла со мной учиться.
Место — святое, намоленное. Надо церковь возродить!
— Приехала я как-то раз в родную деревню Велешино, пошла на кладбище, — продолжает сестра Раиса. — Там раньше был храм святого великомученика Георгия Победоносца. В советские времена, в 1964 году, он был разрушен. Бревенчатые стены пошли на строительство больницы в соседней деревне Песочное. А от нашей церкви остались лишь мощные каменные фундаменты и купольный крест, иконы люди по домам разобрали.
Когда разрушали храм, меня в Беларуси не было. Жила в Эстонии. Да и церковной жизнью я тогда не интересовалась. Помню с детства только, что большие ростовые иконы там были. Кстати, крестили меня в этой церкви, впервые причастилась я тоже в ней…
И вот стою посреди кладбища, смотрю на то место, где был храм, и думаю: оно же святое, намоленное. Надо церковь возродить! Поговорила с сельчанами — некоторые согласились, поддержали. Стали мы молиться вместе с отцом Геннадием в пустующей хате, молебны служили, люди приходили.
История старого храма
Деревня Велешино, как и другие селения в округе, принадлежала известным белорусским магнатам Радзивилам. На их средства в 1792 году были построены два больших деревянных храма — один в деревне Телядовичи (он сохранился до сих пор), другой — в Велешино.
В Телядовичах в Свято-Троицком храме последним перед закрытием в советские времена служил священномученик земли Белорусской Валериан Новицкий. А Георгиевская кладбищенская церковь была приписная к Телядовичам.
Долгое время место, где стояла церковь, было запущено, зарастало бурьяном. И только в 2003 году началось строительство нового храма.
Под началом благочинного Копыльского района отца Богдана Хомы прошло уставное собрание, был учрежден приход, принято решение о строительстве нового храма. Так как прежняя церковь была очень большая, свыше 20 метров в длину, использовать старые фундаменты оказалось невозможно. Надо было строить с нуля.
Благословение на продажу трав
Сестра Раиса вздыхает вдруг, вспоминая не такое уж и далекое, но всё-таки былое:
— Тех денег, что изначально собрали сельчане, было очень мало. Стала думать, что делать. В то время я трудилась в нашем сестричестве, работала на православных выставках. Как-то мне пришла мысль: а что, если продавать травяные сборы, а деньги от их реализации откладывать на строительство?
Трав в Велешино много! И мама, и бабушка собирали их, сушили, а после заваривали чаи, использовали для лечения простуд, других заболеваний. Вот и я стала готовить травяные сборы.
На продажу трав на одной из выставок я получила благословение от отца Андрея Лемешонка. После, когда церковь в Велешино была зарегистрирована как отдельная самостоятельная единица, стала продавать травы под этим приходом.
Деньги собирали очень трудно и долго. Жертвовали жители и Велешино, и соседних деревень, мы сдавали квартиру племянницы — все средства откладывали на строительство храма. Помогали родная сестра Нина из Гомеля, другие родственники. Был открыт благотворительный счет…
Строительство храма было начато только в 2009 году, 5 июня — в день памяти защитницы и покровительницы земли Белорусской Евфросинии Полоцкой.
За лето 2009 года был залит фундамент, в 2010-м — возведены стены. А к празднику святого великомученика Георгия Победоносца в 2012 году изготовлена кровля, мастер Николай из Бешенковичей сделал купол. На него водрузили крест, оставшийся после разрушения старого храма. И был праздничный молебен, целых три батюшки из благочиния молились!
Благословлял на строительство храма иерей Геннадий, настоятель Свято-Троицкой церкви в Телядовичах, а после освящения церкви в 2018 году был назначен служащий иерей Виталий. В храме он служит молебны, панихиды.
Но службы нужно согласовывать с батюшкой. Чтобы он приехал в Велешино, надо собрать людей… Он служит еще в двух приходах, основной приход его — в Песочном.
«Бывало, опускались руки. Думала: зачем мне это нужно?»
Сестра Раиса разводит руками и задумчиво продолжает:
— Знаете, раньше в деревне была традиция: на кладбище люди уходили из храма. Дина жила около кладбища, очень помогала в строительстве (давала воду, подключение к электричеству, инструменты у нее хранились, и просто добрым словом) и тоже так хотела: уйти из храма… Ее желание исполнилось. Так что только ради этого стоило строить храм.
Начало было оптимистичное. Дочка Яна очень помогала. Она окончила Белорусскую государственную политехническую академию, архитектурно-строительный факультет. Стала архитектором, работала в Свято-Елисаветинском монастыре. Она разработала проект храма. Сама трудилась, фундамент копала, стройматериалы возила и закупала, со строителями договаривалась. Но храм на кладбище — электричества, воды нет. Приходилось носить. В общем, работы было много.
Строителей никто не пускал на постой, все у нас в хате спали, кто как. Только потом уж смилостивилась Галина, каменщиков взяла к себе и кормила — это, конечно, большая помощь.
Только молитва, вера, поддержка Господа и помогли справиться, выдержать трудности, завершить строительство.
А у меня, по правде сказать, руки часто опускались. Сколько трав надо высушить за сезон! А потом продать их… Думала: зачем мне это нужно?
Теперь храм построили — красивый, светлый. Это отрадно, что великомученик Георгий сам помогал. Молюсь, чтобы была в нем апостольская проповедь, люди в него чаще ходили, просвещались. Господь услышит молитвы!
Продолжение следует…
09.12.2019