X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Из жизни братьев: «Господь меня вел сюда»

Часть первая

Валентину Ломыго почти 61 год. Родился и вырос в городе Борисове Минской области. Стихи пишет с детства. Первые пробы пера не остались незамеченными: несмотря на юный возраст, его пригласили в литературное объединение г. Борисова, которым руководил талантливый белорусский поэт Леонид Рашковский. Но детство есть детство: друзья, игры, синяки, яблоки в соседских садах, герои из приключенческих книг — настоящая жизнь пацана, когда не до серьезного отношения к литературе…

После окончания школы были работа на заводе БАТЭ, более 12 лет службы в армии в Беларуси, Забайкалье, Монголии. Когда произошел распад СССР, Валентин уволился из армии, трудился на стройке, где приобрел очень нужную по нынешним временам специальность — альфрейщика*. Долгое время жил и работал на Дальнем Востоке. И хотя профессии у Валентина Семеновича были не творческие, он всё это время не переставал писать стихи и песни. А после того, как пришел к Богу, вера стала одной из основных тем в его творчестве.

— Валентин Семенович, расскажите о Вашем пути к Богу.

— Наша семья была католической, как и весь наш район в Борисове, где по Промыслу Божиему мне суждено было расти. Пуританский такой, можно сказать, район. Всё строго по-добрососедски, где во главу отношений ставилась порядочность; где каждый, занимаясь своим делом, не замыкался на себе. На все праздники — и светские, и религиозные — у нас дома собиралась большая семья родственников и соседей. При этом в детстве я никогда не видел нетрезвыми ни отца, ни соседских мужчин — если на праздник взрослые и позволяли себе спиртное, то выглядело это очень достойно.

Жизнь меня побросала по белому свету. Служил в Московском округе в Забайкалье, потом в Монголии, где начал писать свои первые песни. Затем добрую дюжину лет я провел на Дальнем Востоке, где у меня были свое дело и большие деньги. Это страшное испытание, и я его не выдержал… Потерял семью и только в 2005 году вернулся домой в Борисов. Вскорости онкологией заболела моя мама — Лилия Людвиговна. Она сгорела за полгода. Я был с ней до последнего ее дня, глаза ей закрывал. Мне пришлось оставить работу. Ходил в костел, молился ночами, но всё, как мне тогда казалось, зря. Но нет. У Господа были совсем другие планы…

У меня есть двоюродный брат Андрей Капульцевич, православный священник. В то время он восстанавливал из руин храм святого Архангела Михаила в агрогородке Зембин Борисовского района. Андрей приехал ко мне и попросил ему помочь, я согласился. Вот с этого момента и началось мое обращение в Православие. Покоя не давали смерть матери и мои тщетные молитвы у ее постели, одиночество, несмотря на людей вокруг… Я стал пить, пить много и серьезно, по любому поводу и без. А в храме, где я начал трудиться, боль потери и чувство одиночества стали меня отпускать. Я почувствовал какой-то незнакомый мне доселе трепет. И вот настал день, когда я попросил брата рассказать мне о Православии.

К началу ХХI века Зембинская церковь представляла собой страшные руины, внутри которых росли деревья

Зембин, храм святого Архангела Михаила. Начало реставрационных работ

Храм сегодня

Крестился я в 2011 году. Помню первую исповедь, после которой неделю не мог прийти в себя: слезы текли, чувствовал благодать. А потом?.. Потом начались искушения — выпить, погулять… Мой брат, отец Андрей, заметив это, сказал мне: «Поезжай в Серпухов, к чудотворной иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша"». Я не собирался ни в какой Серпухов, но меня надо было спасать. Через два дня брат приехал вновь: «Поедешь на подворье Свято-Елисаветинского монастыря, там тоже есть эта икона…» Было это в 2012 году.

На подворье меня встретила мать Дария (Беганская), в ту пору инокиня Любовь. В первый день, помню, мы перебирали картошку… Послушания на подворье у меня были разные. Через некоторое время в монастыре я встретил инока Максима (Кобелянца) и брата Юрия Баевского, которые приезжали к нам в Зембин и помогали восстанавливать храм. Они предложили мне идти к ним в бригаду на строительство воскресной школы. Батюшка дал благословение. Так я оказался уже в самом монастыре. Что сказать? Зарплату платили хорошую, мозгов не было, от гордыни стало аж распирать, вследствие чего — грех, я стал вновь выпивать… А потом и вовсе уехал на два года в Борисов.

Произошедшее после я называю чудом. Однажды в субботу захотели мы с отцом помыться в бане, но сорвался кран. В футболке, джинсах, без телефона пошел я за сантехником, а доехал до монастыря. Увидел маршрутку до вокзала, а там и электричка до Минска. Тут застал отца Андрея Лемешонка перед самым его отпуском. «Вернулся?» — спрашивает. Отвечаю: «Вернулся!» Батюшка дал благословение жить на подворье. Уверен в том, что это был Божий Промысл, это Господь меня вел в монастырь.

— Много друзей у Вас было на подворье?

— Послушник Юрий Мицуль, сестра Серафима Толмачева, Андрей Бельский, Андрей Емельянов. У нас были общие интересы.

— А как складывались Ваши отношения с монашествующими сестрами?

— Матушки вернули мне то качество, о котором мужики не должны забывать, а на подворье порой забывают. Ты — мужчина! У тебя есть предназначение. Сказал — сделал! Умри, но сделай.

Никогда не становись на колени. Только перед Богом и перед любимым человеком, а больше ни перед кем.

Что дало Вам подворье?

— Господь меня привел в монастырь, здесь меня вымолили, я здесь каждому по гроб жизни обязан…

Сейчас я работаю в миру реставратором. Мы восстанавливаем здание, где будет культурно-просветительский центр. Придаем зданиям первозданный вид, какими они были в начале ХХ века. Я вернулся к тому, с чего начинал в храме у брата. Это всё тоже промыслительно. Я ведь восстанавливал храм Архангела Михаила, Крещение принял 21 ноября, в день памяти этого святого, а объявление о вакансии увидел в автобусе, когда по просьбе монахини Иулиании (Денисовой) ехал выступать в Новый Двор на престольный праздник в строящийся храм святого Архангела Михаила. Всё складывается так, что не заметить и не понять Промысла Божия о себе невозможно.

— Почему некоторые братья уходят с подворья? Грех не пускает в рай?

— Подворье вытянуло меня, помогло стать на ноги. Но из подворья не надо делать райское место. Помните заповедь «не сотвори себе кумира»? Подворье — это характер!

Некоторые из братьев не видят себя без монастыря и без подворья. Это костяк. Люди, которые там будут всегда и оттуда отойдут ко Господу. А некоторые тешат себя иллюзиями, что они уже справились со своими проблемами, что скопили денежек на послушании и вернутся в мир. А в мир уехали, деньги сразу же закончились — через месяц опять на подворье.

Сейчас к зиме многие братья вновь соберутся.

— Для чего это место нужно людям и Богу?

— Роль подворья в том, чтобы кто-то не замерз, чтобы кто-то пришел к Богу, чтобы за это время на подворье человек не совершил никаких преступлений, а наоборот, сделал хоть что-то во славу Божию. На подворье ты можешь найти себя, если ты этого хочешь, если ты не дурак и не трус, если у тебя есть характер. А если в сердце не щелкнуло, если нет характера, то толку не будет…

Разные люди есть, что говорить. А я делал свое дело честно, никого не обманывал, но характер у меня скверный.

— Часто говорят о том, что братьев, когда они были в тюрьмах, охраняли с автоматами, а тут несколько матушек, никаких решеток… Как так получается?

— Многим людям уже некуда идти. Конечно, действует и благодать Божия.

Знаете, и сейчас каждый год приезжает ОМОН без предупреждения. Шесть утра, люди в масках загоняют в храм, проверяют паспорта. Я сказал одному майору: «Тут четыре монахини несут свое послушание без оружия, без окриков, а только лишь при помощи молитвы, личного примера, и спокойно с помощью Божией управляются со всем и со всеми. Вы же сгоняете нас с автоматами, как будто каких-то врагов…» Ответа я так и не услышал. Мне кажется, что люди на подворье — это горчичные зерна, которые прорастают сквозь тернии человеческого эгоизма и лицемерия.

Но есть проблемы и здесь. Не всё на самом деле так, как хотелось бы. Монахине Марфе (Гуськовой), старшей на подворье, нелегко. Наверное, здесь нет ни одного брата, который ее не обманул бы или не хотел бы обмануть. Она всё это прекрасно понимает и принимает спокойно и рассудительно. Меня всегда поражала эта черта ее характера… хотя нет, скорее, не черта, а благодать, дарованная ей Господом. И всё устраивается, как будто бы каким-то неведомым образом. Ну, мы-то знаем, каким… Подворье такая ответственность, столько людей, такое большое хозяйство, но Господь Бог милостив и зрит в сердце каждого человека. Он остановил Свой взгляд на нашем духовнике отце Андрее Лемешонке, по молитвам которого состоялось и будет стоять наше подворье.

Беседовал Вадим Янчук

Продолжение следует…

21.11.2019

* Альфрейно-малярные работы — это отделка помещений с помощью декоративного покрытия или нанесения фактурной штукатурки. От росписи отличается тем, что работу выполняет не художник, а мастер по декоративным покрытиям. Техника и технология альфрейных работ, которые имитируют лепнину, предполагает тщательную прорисовку рисунка с нанесением на него нюансов освещения — теней, полутонов, бликов, сияний.

Просмотров: 134
Рейтинг: 5
Голосов: 1
Оценка:
Комментарии 0
4 года назад
Искренняя Благодарность за Встречу и Знакомство с Братом Валентином - Человеком удивительной жизни в Любви Божьей. Спаси и укрепи, Господи!
Комментировать