«Близкие Богу и людям» (отрывки)
Книга «Близкие Богу и людям» — о людях святой жизни. Некоторые думают, что святой — это тот, кто творит чудеса, изгоняет бесов, предсказывает будущее. Избранные угодники Божии действительно сподобились таких дарований. И все-таки в основании истинной святости лежит любовь. И любовь эта не ищет ни великих подвигов, ни золотых венцов. Господь не говорит: «Научитесь от Меня пророчествовать, исцелять больных и воскрешать мертвых», Он призывает: Научитесь от Меня кротости и смирению (Ср.: Мф. 11: 29). Любовь Христова, которой горят сердца святых, умаляется до самого малого и незначительного, в чем может иметь нужду ближний. Для святого человека нет мелочей.
Всякое мгновение, всякий поворот событий дают возможность исполнить заповедь: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39). Из свидетельств такой любви и состоит эта книга.
О преподобном Паисии Святогорце (1924‒1992)
Один из самых почитаемых современных греческих старцев, афонский монах, который известен своей подвижнической жизнью и наставлениями. Стяжав всепрощающую Христову любовь, он был светильником горящим, возжженным благодатью Святого Духа. Привел ко Христу тысячи людей, поучая не только словом, но и своим живым примером.
СВЯЗИ РАДИСТА
Старец Паисий: «Помню, перед уходом в армию я молился святой Варваре, прося ее помощи, — я почитал эту святую, потому что с детства ходил молиться в храм святой Варвары. “Пусть я подвергнусь на войне опасности, только бы человека не убить”, — просил я. И как всё устроил Благой Бог! Тех, кто был образованнее меня, отправили на передовую простыми рядовыми, а меня с моим начальным образованием взяли в связисты! Мне говорили: “У тебя сильные покровители”. “Да какие у меня покровители, — отвечал я, — у меня здесь и знакомых то нет”. “Ладно, хватит шутить. Отвечай, кто у тебя в генеральном штабе?” Так как люди продолжали настаивать, то я им отвечал: “У меня в генеральном штабе Христос”. Так и вышло, что я никогда не брал в руки оружия».
КОМУ ПОМОГАЕТ БОГ
Старец Паисий: «В одном бою я вырыл себе небольшой окопчик. Один солдат подполз и попросился ко мне. Я потеснился, и с трудом мы сидели в тесном этом окопчике. Потом, когда приполз еще один солдат, я выбрался из окопчика и дал ему возможность укрыться. Вдруг — один осколок чиркает меня по голове! Я был без каски — только в капюшоне. Щупаю голову рукой и никакой крови не чувствую. Снова щупаю — ничего! Осколок сбрил на голове волосы, оставив голую полоску шесть сантиметров шириной. Не осталось даже царапины. Уступив ребятам место в окопчике, я сделал это от сердца. “Лучше, — подумал я тогда, — если меня сейчас один раз убьет, чем убьет когото еще, а потом и меня всю оставшуюся жизнь будет убивать совесть. Как я вынесу мысль о том, что я мог его спасти и не спас?” Конечно, Бог очень помогает тому, кто жертвует собой ради других».
СОЛОВЕЙ-МИССИОНЕР
Старец Паисий: «Как-то раз один паренек сказал мне: “Я не верю в то, что есть Бог”. “Подойди-ка поближе, — сказал я ему в ответ. — Слышишь, как поет соловей? От кого получил он это дарование?” Несчастный юноша сразу же пришел в умиление. Жестокость неверия исчезла, и его лицо изменилось».
ВРАЗУМЛЕНИЕ
Старец Паисий: «Помню, в другой раз, когда я ехал на автобусе из Афин в Янину, один человек всю дорогу осуждал митрополита, который тогда чего-то там натворил. Я сказал ему одно-два слова, а потом молился. Он продолжал свое. Когда мы приехали в Янину и вышли, я отозвал его в сторонку и говорю: “Ты знаешь, кто я такой?” “Нет”, — отвечает он. “А что же ты тогда, — говорю, — сидишь и говоришь такие вещи? Может быть, я во много раз хуже того, кого ты поносишь, а может, я — святой?! Как же ты сидишь передо мной и несешь такое, что я даже о мирянах представить себе не могу того, чтобы они подобное творили? Постарайся-ка исправиться, потому что иначе ты можешь крепко получить по мозгам от Бога! Для твоей же пользы, конечно”. Смотрю, начал он дрожать. Но и до других тоже дошло, как я понял по тому переполоху, который возник».
ПОМОЩЬ СВЯТОГО ЧЕЛОВЕКА
Один человек, имевший серьезную проблему, пришел к старцу Паисию, чтобы попросить его о молитве. Старец посоветовал ему пойти на исповедь. Почти в отчаянии, этот человек стал возражать, что он пришел к святому человеку, для того чтобы тот ему помог, а он начинает говорить ему о какой-то исповеди. Старец ответил: «Я могу помочь именно так — с помощью исповеди».
О патриархе Сербском Павле (1914‒2009)
Самоотверженное служение Церкви, патриотизм и любовь к народу сделали этого архиерея известным далеко за пределами Сербии. Своим аскетическим самоотречением, удивительной простотой и нестяжательностью он был подобен древним подвижникам. Уже при жизни его почитали как святого.
ЛУЧШИЕ ЛЮДИ
Его Святейшество не знал празднословия, но бывало, что он словом «жертвовал собой», ради назидания. Так случилось, что один гуляка, который нередко проводил время в ресторанчике «Знак вопроса» напротив патриархии, как только видел, что патриарх идет мимо патриархии или кафедрального собора, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять благословение. И однажды заикаясь сказал:
— Ваше Святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!
Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил:
— Да, твоя правда, но, видит Бог, когда напьемся, то хуже всех.
Конечно, патриарх никогда не пил, но таким образом он взял на себя часть греха этого человека и с юмором, чтобы не обидеть его, указал на слабость и порок, которым тот страдал.
КАЖДЫЙ ВИДИТ ТО, ЧТО ХОЧЕТ
В патриархии часто вспоминают один диалог между патриархом и дьяконом (который всюду его сопровождал) перед отъездом на службу в церковь на Бановом холме.
— Как поедем, на машине? — спросил дьякон, подсказывая ответ.
— На автобусе! — решительно ответил патриарх.
А теплое утро обещало жаркий день. Дьякону страшно не хотелось ехать городским транспортом.
— Далеко, в автобусе душно, давка… — старался уговорить патриарха дьякон.
— Поехали! — кратко и твердо отвечал Его Святейшество, уже шагая вперед, решительно, со звоном, ударяя жезлом по асфальту.
— Но… — семеня за ним, дьякон выдвинул новый, как ему казалось, неопровержимый, аргумент. — Ваше святейшество, лето, многие идут купаться на Аду Циганлию [белградский пляж], в автобусах полно полуголых людей… неудобно…
Патриарх на минуту остановился, повернулся к своему помощнику и сказал:
— Знаете, отче, каждый видит то, что хочет!
ПО ПОСЛУШАНИЮ
В последние годы, когда Святейший тяжело болел, он несколько раз переносил клиническую смерть. Молился даже в состоянии комы. Его спросили однажды: «Почему вы возвращаетесь?» Патриарх с улыбкой ответил: «По послушанию».
Об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) (1910‒2006)
Старецу-тешитель, к которому ехала вся Россия за советом и молитвой. Самые разные люди, не знакомые друг с другом, свидетельствуют, что даже само присутствие старца изгоняло из души уныние, привнося радость, бодрость и одухотворенность. Он был живым, деятельным, простым, любвеобильным, смиренным, всё время ликующим — пасхальным.
С КЕМ ПОСОВЕТОВАТЬСЯ?
Один священник, не имевший возможности часто приезжать к старцу, спросил отца Иоанна, с кем ему советоваться в тяжелых жизненных ситуациях. Старец ответил: «Знаете, батюшка, советуйтесь с тремя: с вашим умом, с вашей душой и с вашей совестью. И вот когда они все будут согласны, тогда так и поступите, как они вам подскажут. Конечно, перед этим благословясь у Господа».
МИР БЕЗ КРАСОТЫ
Как-то на совет к старцу приехали художники, муж и жена. Оба пишут пейзажи и участвуют в выставках, а для заработка (семья многодетная) расписывают на фабрике платки. Жена, чуть стесняясь, достает из сумки и показывает их. А платки — чудо, праздник радости в красках! Но муж, похоже, смотрит на эту фабричную подёнку иначе, рассказав чуть позже, как его срамил некий «ревнитель», говоря, что надо расписывать храмы, а не бабье тряпье. Словом, художники смиренно просят батюшку благословить их оставить мирское искусство, чтобы писать исключительно иконы. Старец ответил: «Иконописцев и без вас хватает, а мир заболеет без красоты».
О протоиерее Николае Гурьянове (1909‒2002)
Встреча с этим человеком изменила жизни многих и многих людей. Пройдя лагеря и тюремное заключение, претерпев за веру притеснения от богоборческих властей, отец Николай стяжал в своем сердце любовь Божию, и этой любовью согревал всех, кто приезжал к нему за духовной помощью.
«МИЛОСТЬ БОЖИЯ С ТОБОЙ»
Один посетитель, стоявший возле ограды домика старца Николая и от стыда, его мучившего, не решавшийся не только обратиться к старцу, но и глаза на него поднять, услышал тихий голос отца Николая. «Поди, позови его», — сказал он своей келейнице. Та пригласила приехавшего к старцу. Он помазывал паломника маслицем и всё время приговаривал: «С тобой милость Божия, милость Божия с тобой...» Гнетущее человека состояние мгновенно исчезло.
СОВЕТ БУДДИСТУ
Один молодой человек, недавно крестившийся и желающий всех приобщить к Православию, привез к отцу Николаю своего друга-буддиста. Батюшка пригласил молодых людей в домик и стал их угощать обедом. Буддист отказался от мяса. Друг, который его привез, возмутился таким поведением своего приятеля и ждал, что, наконец-то, батюшка вразумит его, как надо верить. Но отец Николай только заметил: «Правильно, правильно. Без мяса даже лучше». До окончания трапезы батюшка молчал. Когда начали прощаться, отец Николай тихо сказал буддисту: «Читай Евангелие».
Через несколько лет тот буддист принял крещение.
О геронтиссе Гавриилии (Папаянни) (1897‒1992)
Монахиня, для которой монастырем стал весь мир. Она много путешествовала ради служения ближнему, ради миссионерской деятельности. Была знакома со многими выдающимися личностями прошедшего века. Всей своей жизнью она воплощала Евангелие — им дышала, его осуществляла. Она ничего не имела в этом мире, жила только верой, принимая каждую просьбу ближнего как волю Божию, на которую всегда отвечала «да». Ее вера передавалась другим, ее молитва и слово делали незначительными проблемы, казавшиеся великими, ее неиждиваемая любовь покрывала всех без исключения.
«Я ДОЛЖНА СКАЗАТЬ ИМ “ДА”»
Геронтисса Гавриилия: «Помню, была я в одном месте в Индии, в больнице. Однажды меня пригласила группа немецких миссионеров приехать поработать с ними... Те, с кем я работала, говорят мне: “Не езди! Ты не знаешь, как они презирают местных! Не знаешь, какие они жестокие. Ты не выдержишь!” Говорю им: “Я должна сказать им "да", а вы увидите: если нельзя мне ехать, Бог спасет меня от такого окружения”. Итак, я послала извещение, что еду. Вскоре приходит ответ: “Ах, сестра, мы очень сожалеем, но у нас не было кворума собрания, когда вас приглашали. Сейчас — программа перегружена. Пригласим вас позднее”. И они забыли обо мне навсегда! Видите? Так устраивает Господь».
БАНК НА НЕБЕ
Геронтисса Гавриилия: «Помню, меня должны были принимать на работу и спросили, какой у меня банк. И я сказала им: “У меня банк на Небе”. И тогда они говорят: “Э, с таким хорошим банком мы тебя примем”. И меня взяли...»
ВЕЛИКИЙ ДАР ЖИЗНИ
Геронтисса Гавриилия: «Помню, один раз в Лондоне я преподавала французский язык детям, у которых отец был пессимистом. Итак, когда я вошла в дом, мне сказали: “Что происходит? Почему вы такая радостная?” И я ответила: “Потому что 20е мая и я живая! Ничего более”. Достаточно этого. Дар жизни — великий дар, если умеем его употреблять».
Продолжение следует…
25.03.2019