X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Жар-птица» в нашей школе, или Как Андрис Лиепа балет рассказывал

Известный постановщик, режиссер, балетмейстер Андрис Лиепа ставит на сцене Большого театра Беларуси «Петрушку». Репетиции сменяются встречами с журналистами и партнерами. Но на один вечер Андрис откладывает все важные дела, чтобы приехать в монастырь и показать балет… детям.

Может, это и звучит как сказка, но в нашей жизни случаются необычные истории, а встреча учеников школы «Ихвис» с Андрисом Лиепой и есть начало доброй долгой сказки. Харизма, доброжелательность и открытость этого талантливого человека, кажется, влюбила в балет всех присутствовавших в зале.

Маленький зритель — самый требовательный зритель! И если ему что-то не нравится — скрывать не станет. Но шаркающих стульчиков и скучных лиц в тот вечер никто не слышал и не наблюдал. А один папа в конце встречи заметил: «Теперь я стал понимать балет!» Всё потому, что балет не просто показывали, но и рассказывали. В нашем случае это был кинобалет. Фильм «Жар-птица» Андрис Лиепа снимал в далеком 1993 году. Он сам был режиссером и сам исполнил главную роль Ивана-царевича, а его партнершей — Жар-птицей — была балерина Нина Ананиашвили. Вместе они танцевали с детства и завоевали несколько наград на международных конкурсах.

— Представьте себе, сейчас вы увидите спектакль, который поразил французов в начале прошлого века! — обратился Андрис перед показом к собравшимся в зале. — А в 1910 году его премьера состоялась на сцене Гранд-Опера с великими танцовщиками. Это одноактный балет, и главную партию в нем танцевала Тамара Карсавина. А роль Ивана-царевича исполнял сам балетмейстер, постановщик спектакля Михаил Фокин. Музыку к балету написал Игорь Стравинский. В 1993 году я восстановил этот спектакль. Декорации и костюмы сделаны по эскизам Александра Головина и Леона Бакста. Для вас это будет прикосновение к «Русским сезонам».

 

Гаснет свет, и на экране появляется мрачный мир…

— Не бойтесь, ничего страшного не будет! Это царство Кощея. Кощей должен присутствовать в сказке, а иначе ведь неинтересно! Классный Кощей, я вам его покажу потом, — успокаивает гость малышей. Дети смеются и охотно соглашаются, что без Кощея никак не обойтись.

Сергей Дягилев, организовавший в начале прошлого века «Русские сезоны» в Париже, хотел удивить тамошнюю публику чем-то исконно русским и представил балет, в котором собраны герои из разных сказок. Здесь Жар-птица, Иван-царевич, Царевна Ненаглядная Краса, Кощей, заколдованные витязи с царевнами, золотые яблоки и всадник ночи — много волшебства, символов, а Свет в конце, конечно, побеждает!

На экране развернулось действо изумительно красивое и захватывающее. Только человек, связанный с балетом, мог показать в кино этот вид искусства так тонко и правильно! А озвучка Андриса Лиепы во время показа, являвшаяся полной импровизацией, наполнила картинку особой добротой и юмором. Сказка рождалась прямо на глазах — современная сказка, всем понятная и близкая!

 

После просмотра дети засыпали гостя вопросами. Спрашивали о жизни, о героях, о том, как создавался фильм. По-детски непосредственные вопросы и честные, искренние ответы Андриса Лиепы сделали это интервью особенным.

Когда Вы первый раз выступили на сцене?

В восемь лет, я был тогда в подготовительной группе. Танцевал я в балете «Школьный двор», а выступали мы на сцене Дворца съездов.

А Вам первый раз не страшно было на сцену выходить?

Страшно, конечно! До сих пор страшно. И я молюсь: «Господи, помилуй, спаси и сохрани!», а еще могу акафист прочитать перед спектаклем.

Свой фильм Вы снимали на улице или в театре?

Все снято в павильоне киностудии «Мосфильм». Видели, какая красивая яблоня? На ней было около пяти тысяч маленьких лепесточков! Их специально наклеивали, а колыхались они от ветра, созданного при помощи ветродуя, поэтому все кажется таким живым.

А яблоки были настоящие?

Конечно! Антоновка, золотая наша, любимая!

Сложно снимать кино?

Вообще, снимать кино очень сложно, особенно кинобалет. Потому что в балете всегда смотрят на форму, на движение. А в кино обычно показывают крупный план. Вы видели, какие крупные планы мы сделали? Какие красивые ресницы из павлиньих перьев у нашей Жар-птицы? Грим героине накладывался два с половиной часа!

Моя задача заключалась в том, чтобы было интересно смотреть балет в кино. Поэтому я, будучи балетным артистом, понимал, в какой момент можно показать артиста целиком, а в какой момент, чтобы не терялась поза, — крупный план. Даже если два раза идут одинаковые движения, я одно показываю поясное, а другое — во весь рост. Так мы не теряем хореографическую канву. Особенно сложно было снимать массовые сцены.

Чтобы снять такое кино, надо пуд соли съесть!

Лунный свет делали при помощи диг. Родители, вы наверняка помните по фильмам, как огромные прожектора во время войны просвечивали небо, чтобы увидеть самолеты. На студии нашли несколько таких приборов, но они не работали, потому что нужны специальные угли, которые друг в друга упираются, разгораются и светят. За этими углями специально ездили в Польшу!

Чтобы яйцо Кощеево разбилось, мы делали его из жженого сахара, так безопасно — никто не порежется. Мы три яйца использовали, но они не бились, просто пробивались, только камень помог.

А паутина, которую Кощей разбрасывал, — это горячая латексная смола.

 

Скажите, как делали маску Кощею?

Тоже из латекса. Родители, вспомните фильм «Кощей Бессмертный»! Я попросил нашего художника, чтобы он взял портрет героя Георгия Милляра, и по нему сделали маску Кощея для постановки. Когда критики посмотрели мой фильм, то написали, что Фредди Крюгер бледнеет по сравнению с нашим Кощеем.

А как Жар-птица рисовала искорки?

Их дорисовывали художники по эскизам, а рисовали прямо на пленке! И монтировали мы вручную. Каждый кадр склеивали скотчем, потом проклеивали. Если не нравилось — отрывали и склеивали по-другому. Я монтировал фильм полгода, а снимали мы его три месяца. Днем снимали, а ночью записывали музыку. Музыку исполняет оркестр Большого театра в Москве.

Вам понравился поцелуй? (Дети засмеялись.) Михаил Фокин в своем спектакле Царевной поставил собственную жену. Он был в нее влюблен, и этот поцелуй символизировал их отношения в жизни и на сцене. Вот я с девушкой в кадре тоже целовался-целовался, а потом мы поженились.

Кроме «Жар-птицы», снимались «Петрушка» и «Шехеразада» — постановки из цикла. Фильму, который вы увидели, уже много лет. Права на него купила компания «Юниверсал». Когда я отправил материал, они посмотрели и прислали мне маленький ответ по электронной почте: «Спасибо большое за безвременный продукт!» Этот фильм показывают до сих пор! Он есть в открытом доступе на «Ютуб», а 6 и 7 июня балет можно посмотреть на сцене Большого театра Беларуси.

Фотографии Марии Каменко и Татьяны Богомазовой

Подготовил Вадим Янчук

25.04.2018

Просмотров: 219
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать