Заступница православной земли
«К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит?» Слова, выстраданные русским народом за всю его непростую историю… Русский человек всей своей открытой душой издавна понимал и чувствовал, что только Божия Матерь с Ее беспредельной любовью и неиссякаемым милосердием может защитить русскую землю и ее народ. С давних времен Богоматерь окружена особой любовью и почитанием, а многие Ее изображения так или иначе связаны с различными событиями русской истории. И действительно, Владимирская икона Божией Матери не единожды спасала Русь.
Наши предки относились к явлениям икон очень серьезно, с надеждой и благоговением. Именно так и произошло с князем Андреем Боголюбским — сыном небезызвестного Юрия Долгорукого, основателя Москвы.
Кто знает, как сложилась бы судьба иконы, если бы в 1155 году князь Андрей не рискнул тайно от отца покинуть Вышгород — доверенные ему во владение земли недалеко от Киева — и возвратиться в родные северные края. С собой он взял икону Богородицы, которая к тому времени уже прославилась некоторыми чудесами. Существует мнение, что князь Андрей намеревался оставить икону в Ростове. Однако в дороге кони внезапно остановились, отказываясь идти дальше. Сначала их гнали плетьми, затем переменили, но лошади как будто приросли к земле. Князь Андрей внимательно отнесся к знамению и стал молиться Божией Матери. Ответ последовал незамедлительно — он получил повеление оставить образ во Владимире. Место, в котором это произошло, было названо Боголюбово, а сам князь получил прозвище Боголюбский. Во Владимире к 1160 году был возведен Успенский каменный храм, куда и перенесли чудотворную икону.
В Византии, откуда изначально была привезена икона, лирический образ Богородицы носил название «Елеуса», что в переводе означает «Милующая». На Руси его стали называть «Умиление». Такое изображение оказалось наиболее понятно народу и стало одним из самых любимых. Возможно, русским особенно близка та нежность, с которой Мать обнимает Своего Божественного Сына, касаясь щекой Его щеки.
Если внимательно смотреть на различные русские иконы Богородицы, можно заметить одну деталь — лик Божией Матери всегда печален, но в этой печали сквозит милосердная любовь. Сколько мудрости, благоговения, духовной силы в Ее взоре! Она поклоняется Христу, смиряясь с неминуемостью жертвы, и кротко прощает нас…
Владимирский образ стал свидетелем самых различных исторических событий. Все самодержцы, святители, митрополиты и патриархи давали свои обеты перед этой иконой. Ее справедливо можно назвать Взбранной Воеводой Русской земли. Даже Иван Грозный, несмотря на свою жестокость и отступничество, в своей духовной грамоте писал о Ней как о «Заступнице державы Русской» и всю жизнь посещал крестные ходы в честь Владимирского образа.
Если говорить о праздниках иконы, то всего их три, и каждый посвящен победе русского народа над татарами. В 1395 году на Русь наступал тюркский завоеватель Тимур, или Тамерлан. Чудотворную икону Божией Матери срочно отправили из Владимира в Москву. Образ торжественно внесли в Успенский собор и стали молиться о заступничестве. Неожиданно Тамерлан остановил начатый поход. С тех пор икону стали почитать как всенародную святыню, покровительницу всей Руси. На месте встречи образа позже возвели Сретенский монастырь, а 8 сентября (26 августа по старому стилю) отмечается один из самых торжественных праздников — Сретение.
С перенесением образа из Владимира в Москву и чудесным отступлением Тамерлана исследователи связывают изображение на оборотной стороне иконы. На престоле лежит Евангелие, над которым витает Святой Дух в виде белого голубя. Также на престоле изображены орудия Господних Страстей: справа — терновый венец, слева — четыре гвоздя. За престолом мы видим семиконечный крест. Специалисты утверждают, что появление изображения приходится на эпоху Андрея Рублева. Видимо, поводом для обновления иконы как раз и послужило совершенное чудо — спасение Великого княжества от татар.
В 1480 году над Москвой нависла новая угроза, когда на Русь двинулся Ахмат, хан Золотой Орды. Русские и татарские войска сошлись на реке Угре. Татары не наступали, ожидая, пока вода в реке замерзнет. Внезапно князь Иоанн дал команду отступать. Противник решил, что его заманивают в засаду, и тоже отступил. Вот так по Божественному Промыслу в очередной раз Москва избежала разорения. С тех пор 6 июля (23 июня по ст. ст.) мы вспоминаем «стояние на Угре» как символ надежды на помощь Божией Матери.
И, наконец, третий праздник приходится на 3 июня (21 мая по ст. ст.), когда в 1521 году хан Махмет-Гирей вновь двинулся на Москву. Предание гласит, что одна монахиня видела, как московские святители вместе с Владимирской иконой покидали Москву. У ворот их встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они умоляли простить народ и не оставлять город. После совместной молитвы святые вернулись обратно. Похожего видения удостоился блаженный Василий и возвестил, что по молитвам Богородицы столица все-таки будет спасена.
Тяжелые гонения постигли икону не только в революционные годы. Еще во время войны с Наполеоном образ странствовал по России, что позволило избежать надругательства и уничтожения от рук иноверцев. И только после победы русских святыня вновь вернулась в Успенский собор. Список с Владимирской иконы занял почетное место в храме Христа Спасителя, возведенного в 1883 году в честь победы над французами. Интересно, что Бородинская битва — одно из решающих сражений той войны — состоялась 26 августа, как раз в день празднования Владимирской иконы.
Владимирский образ Божией Матери действительно каждый раз оказывался там, где Русь поджидала опасность. А народ вновь и вновь обращался к Богородице как к родной матери, чтобы найти защиту и утешение, поддержку и силы, отогреться душой и вновь вернуться на путь покаяния. И каждый раз, глядя в печальные, немного отрешенные, но такие любящие глаза Божией Матери, люди укреплялись в вере, видя в них теплое послание Божественной любви: «Не бойтесь, Я всегда с вами».
После знакомства с историей Владимирской иконы по-новому и как-то особенно близко начинают звучать слова, написанные в манифесте к освящению храма Христа Спасителя: «Да будет храм сей во все грядущие роды памятником милосердного Промысла Божия о возлюбленном нашем Отечестве в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани… Да стоит он … многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов вместе с любовью и подражанием к делам предков…»
Когда вы окажетесь перед этим выдающимся памятником древнерусской живописи и остановитесь, вслушайтесь в эту, по словам русского живописца, реставратора и искусствоведа Игоря Грабаря, «древнейшую песнь материнства», вспомните всё, что видела Владимирская икона Божией Матери, и попытайтесь посмотреть на нее глазами наших предков, почитавших в ней величайшую святыню православной земли.
Подготовила Мария Котова
06.07.2018