«Великое — в малом»
Слово духовника обители
Если мы, читая отца Софрония о старце Силуане, видим, какую духовную брань вел этот подвижник, и все-таки в конце концов, после нескольких десятков лет такой борьбы, которая для нас непостижима, сказал, что Бога умолить невозможно, что своих сил (а сил у него было много) недостаточно, то что говорить о нас с вами? Мы же ленивы, мы же не ведем такую брань.
Но, тем не менее, каждая душа хочет жить вечно. И поэтому нам попускаются какие-то скорби, которые мы должны принять как тот крест, который нужно донести до конца. Претерпевший до конца спасен будет (Ср.: Мф. 10: 22).
Продолжается наша жизнь, продолжается наш путь. И хочется пожелать, чтобы каждая душа не дрогнула и не ушла на страну далече (Лк 15: 13), где, конечно же, никого и ничего хорошего не найдет…
А вот вы подвиньтесь! Вы можете немножко подвинуться. Смотрите, вот у вас место есть, люди пришли. Вот наше сознание. Сел человек, а люди стоят. Это как у нас на подворье. Вот с чего начинается христианство. Понимаете? Великое в малом.
Мы говорим о духовной жизни, и это очень хороший момент. Мы можем говорить: «Вот, мы причащаемся, мы молимся». А того, кто рядом, что рядом, мы и не замечаем… Духовная жизнь начинается с маленьких вещей. Наша молитва начинается с маленькой внимательной молитвы, но постоянной, которая потом, как отец Софроний сказал, должна стать молитвой за весь мир. Верный в малом и во многом будет верен (Лк. 16: 10).
Приезжали к нам монахи, схимонахини со своим духовником. И когда мы говорили, этот духовник сказал, что дьявол в мелочах: вот здесь я проявил какую-то невнимательность, здесь я не дотерпел, здесь я немножко поспешил. А очень важно — до конца. Если ты взялся — делай до конца. Вот я что-то делал хорошо, трудился, а потом мне надоело, и я подумал: «Ай, ладно. Не доделаю уже, какая разница?» Вот на подворье человек год, два терпит, борется с зеленым змием. Это действительно труд, видно, что человеку очень трудно. И вдруг кто-то ему подсунул под руку стаканчик, он выпил — и всё. И несколько лет труда насмарку! И надо опять начинать всё заново. Поэтому очень важно внимание, внутреннее внимание и трезвение.
Конечно, сейчас всё доступно, и, прочитав много книг (или даже одну), мы можем себе представить какой-то мир, духовную жизнь, которую мы будем воображать. На подворье есть такие ребята, которые считают себя уже духовно совершенными. У них длинные четки, ходят так, вроде молятся. А тут машина приходит с грузом. И такой человек стоит, говорит: «А я молитву творил». «Слушай, ты, дурень, какая молитва? Людям тяжело. Ты видишь, что люди уже изнемогают?» — «Да нет, нет. Я только по послушанию живу. Мне такого не благословили». Вот так можно всё исказить. И вроде всё правильно, всё по послушанию. А душа? А совесть?
В Церкви бывают такие несоответствия. Но это только по-человечески несоответствия. А у Бога всё по-другому, конечно же, у Него и последний может стать первым. Самый последний трудник может быть у Бога впереди, чем какой-нибудь схимник. Потому что он живет для других, потому что он о себе не думает, потому что он отдает всё другим, потому что его жизнь — это служение. Когда начинаешь понимать духовные связи и духовные ценности, то видишь внешнего человека, который может всё что угодно говорить и всё что угодно фантазировать, и внутреннего человека, который совершенно не соответствует этому. В этом несоответствии мы живем. Мы никуда от этого не денемся. Но мы можем хотя бы правильно понимать это.
8.11.2018