Три вопроса — три ответа: Великий пост
Приходилось ли Вам встречать людей,
покаяние которых было похоже на покаяние Марии Египетской?
Покаяние преподобной Марии Египетской — это исключительный пример. Долгое время трудясь в Церкви, я был свидетелем, как люди приходили туда в безобразном, невменяемом состоянии, и Господь давал им возможность начать новую жизнь. Они полностью менялись. Конечно, по водам они не ходили, в пустынях не жили, но видно было, что Господь дал им силы бороться с грехом, со своим «Я», и можно было наблюдать конкретный результат.
Когда ты видишь результат — это укрепляет тебя в вере. Все-таки нам нужно иногда видеть своими глазами действие Бога, мы в этом очень нуждаемся. Особенно в минуты, когда нам самим очень трудно.
Почему нам ближе время покаяния и поста,
чем период пасхальной радости?
Мы все больные люди, и духовно, и физически. Нам свойственно больше состояние скорби, чем состояние радости. Радоваться гораздо тяжелее, чем плакать. Радость — это уже запредельная высота.
Через этот длительный пост, воздержание, трезвение, ограничение себя в радостях земных Церковь готовит нас к радости небесной. Она придет к нам, когда мы дойдем до Светлого Христова Воскресения. Однако нужно потрудиться, чтобы сохранить эту радость в течение Светлой седмицы, всего пасхального периода до Вознесения и вообще в течение всего года.
Православие не подразумевает мрачное, суровое покаяние, где мы никого не видим. Главное — это радость о Воскресшем Христе, которая приходит к человеку, когда он смиряется и чувствует, что Бог любит Его и всегда рядом.
Часто приходится слышать, когда что-то случается:
«Так Великий пост же…»
Действительно ли Великий пост «виноват» в наших бедах?
Мы всегда ищем виноватых в том, что согрешили, или в тех испытаниях и скорбях, которые нам приходится проживать.
Когда человек пытается сделать какое-то усилие в духовном плане, пытается приблизиться к Богу — скорби прибавляются, это правда. По закону сила действия равна силе противодействия. Если человек хочет какого-то результата, не боится идти вперед, делает усилие, начинает трудиться духовно, воевать с грехом, то он должен понимать, что грех так просто не сдастся. Будет борьба. Человек увидит в себе то, о чем и не подозревал. Вот жил он себе спокойно, считал себя порядочным, приличным человеком, любящим Бога и ближнего. Но вот он начинает воцерковляться, ходить в храм, приобщаться к духовной жизни, и всё рушится. Человек открывает, что он и не особо порядочный, что вообще неизвестно что из себя представляет — маска слетает. Гордому человеку трудно понести видение своего греха, свое безобразие, и он начинает отчаиваться, унывать. Всегда есть такая цепочка жизненная.
Здесь нужно до конца претерпеть. Назвался груздем — полезай в кузов, решил идти за Христом — иди до конца. Потому что можно рвануть, набрать себе молитв, правил и казаться святым, а потом раз — и всё, оказывается, человек ни на что не способен… В этом состоянии очень трудно смириться, сказать: «Да, Господи, прости, я еще ребенок маленький, примерил на себя не ту одежонку». Надо знать свою меру. Поэтому очень важно советоваться с более опытными духовно людьми и брать благословение на постовые моменты воздержания и духовного правила.
Из ответов протоиерея Андрея Лемешонка на вопросы читателей сайта
21.03.2018