Слово в Неделю Торжества Православия
C праздником Торжества Православия! Отселе узрите Небо отверсто и ангелы нисходящие (Ср.: Ин. 1: 51). Православие — это Небо, открытое каждому, кто отрывает свой взор от земли. Православие — это не наши силы и знания, которых, может быть, достаточно для земных подвигов и человеческих трудов. Православие — это жизнь, где побеждается грех, где преодолевается смерть, где есть Бог и в Нем есть всё. И к этому великому древу Жизни, Святой Православной Церкви, принадлежим и мы с вами, как маленькие веточки, привитые или еще прививаемые Великим Садоводом, Который нас бережно очищает, бережно учит жить по-православному. Как жить по-православному? Любить. Жить для других, служить. Это не мудрость, не какие-то запутанные сложные теоремы, схемы, это простота. Когда человек живет просто, с ним рядом ангелов до ста. Православие — это школа жизни, в которой мы учимся сегодня и которая ведет нас к вечности.
Сегодняшний чин Торжества Православия совершается для того, чтобы вспомнить, в чем мы должны быть принципиальны, в чем мы должны быть уверены. Потому что сейчас все расплывается. Кто-то скажет: «И так можно спастись, и по-другому, а можно вообще без Церкви жить… Я человек добрый, я верую, у меня свой бог!..» Так люди перестают понимать, во что они верят. И это страшно, потому что тогда можно перепутать свет и тьму и поклониться не Богу, что и бывает в этом мире, сознательно или бессознательно.
Итак, дорогие мои, мы учимся жить. Мы понимаем, что Великий пост — это самое лучшее, самое благоприятное время для того, чтобы учиться, чтобы в чем-то себя ограничить ради Господа, побороть плоть и кровь, хоть немножко ее потомить ради Жизни, ради Духа Божия, который должен одухотворить нашу жизнь. Впереди еще много недель поста, и каждая неделя, каждый день важен для нашего спасения. Очень хочется, чтобы мы все встретились в этом храме на Пасху и были уже на Небе. Действительно, для верующего человека теряется грань между Небом и землей, временем и вечностью. Мы всё думаем: «Вот уже март, скоро наступит апрель, май, а там и отпуска начнутся…» Но когда мы обращаемся к Богу, когда мы в храме, на исповеди, у Чаши, все это становится незначительным, так же, как неважно иногда бывает, сколько нам лет и даже какого мы пола. Понимаете, какое диво, какая высота, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского (Гал. 3: 28), все становится другим, вечным. И это борьба за другую жизнь — в сердце, в уме. Это борьба за тех, кто рядом с нами, потому что, стяжав в себе Дух Божий, мы можем помочь и нашим ближним. Очень многие люди приходят и спрашивают: «Что нам почитать, куда съездить, к кому обратиться, что делать?..» У кого-то близкий погибает, пьет, употребляет наркотики; у кого-то разваливается семья, люди издеваются друг над другом… Как выйти из этого круга ада? У нас единственный ответ: начните учиться жить с Богом, измените свою жизнь — и вы поможете всем, разрешатся все ваши проблемы. Старый монах молился на берегу моря, и еще молодой тогда отец Софроний (Сахаров), будущий великий старец, докучал ему: «Молись за меня, отче». А старец сидел в безмолвии, перебирая свои четки. «Слушай, — говорит, — что ты ко мне пристал? В этих молитвах и ты есть».
Мы с вами бытийно связаны со всем миром, и если мы станем чуточку лучше, то и в Африке кому-то станет лучше. Мы один род, у нас одни и те же праотцы — Адам и Ева, мы все потеряли Бога в раю. И вот какой-то милостью Господней мы с вами стали православными. Сколько всего в этом мире, сколько вывесок, организаций, разных союзов — не пойми что. А у нас нет никаких союзов, никаких кружков, у нас есть жизнь, в которой мы нашли Бога и хотим Его славить правильно и поклоняться Ему в Духе и Истине. Это единственное, что у нас есть, а остальное не важно. Заберут у нас квартиру, деньги, здоровье и силы — мы всё это и так рано или поздно потеряем, а право славить Бога у нас есть всегда и везде. Многие люди, становясь православными, не жалели для этого и жизни. За те слова, которые мы сегодня слышали, тысячи и тысячи людей умирали, исповедуя свою веру. И сегодня нам должно быть небезразлично, кто во что верует. Конечно, нельзя никого судить, но когда речь идет о Православии, мы обязаны твердо стоять на своих позициях: мы православные и иному Богу, иным учениям кланяться не будем. Это должно быть принципиально, потому что отступивший и рассеявшийся человек уже не знает, за что ему держаться и на чем стоять. Поэтому Церковь и дает нам один раз в год такое повторение основ нашей жизни, чтобы мы вспомнили, усвоили, почему мы здесь и почему мы называемся православными.
Из книги «Путь к Воскресению. Пост и Пасха»
(Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, 2015)
25.02.2018