Слово «искушение» очень долго резало мне слух. Может, оттого, что в самом начале своего общения с воцерковленными людьми я слышала его слишком часто и, как мне казалось, к месту и не к месту. Со временем для меня стало очевидно, что те явления, которые это слово подразумевает, — не пустой звук, не плод фантазии верующих людей. Я на себе почувствовала то противодействие, которое сопровождает приближение человека к чему-то святому.
…Дима задерживался. А ведь наш рабочий день обещал быть не рядовым — в кои-то веки мы собрались все вместе и ждали батюшку, который должен был появиться с минуты на минуту, чтобы освятить нашу новую комнату… Позже выяснилось, что сначала Димину машину остановили сотрудники ГАИ, а потом ее и вовсе пришлось оставить на стоянке, потому что загорелась лампочка, сигнализирующая о проблемах с двигателем. «Всего лишь монашескую обувь в ремонт отвез…» — закончив рассказ о своих приключениях, Дима многозначительно улыбнулся и замолчал. А я слушала его и думала: «Да, какое же противостояние идет за каждого из нас, какая борьба за каждую душу! Все ради того, чтобы мы не успели, не прикоснулись, вообще, в конце концов, испугались и отошли. Вроде, мелкие неприятности на каждом шагу, а на самом деле — борьба не на жизнь, а на смерть…»
И вспомнилось мне, какие случаи происходили со мной с тех пор, как я начала приближаться к церковной жизни. Были они самого разного калибра, но сегодня я расскажу о «вопиющих».
«Колпаки»
Это было одно из первых моих посещений монастыря. Осенним вечером я приехала сюда с еще маленьким сыном. Служба была в Державном храме. Когда мы вышли на улицу, уже стемнело. Машина стояла недалеко от церкви, но свет фонарей на нее уже не попадал. Возле машины нас неожиданно встретили две мужские фигуры. Они выдвинулись из темноты, одна впереди, вторая чуть дальше. Не вынимая рук из карманов, один из мужчин подался ко мне со словами: «Девушка, вы…» Мне стало не по себе, и я нарочно громко сказала сыну: «Садись, сынок, сейчас папа подойдет, и поедем». Папы, естественно, с нами не было, но моя фраза сработала — тени задвинулись обратно в темноту. Я села за руль и нажала на газ. Но на этом история не закончилась. Едва я вышла из машины в нашем дворе, как муж (он встречал нас на улице) спросил: «А где "колпаки"?!» Признаться, спасаясь бегством, я даже не заметила их исчезновения с колесных дисков…
Надо сказать, этот случай имел свои последствия — прошло немало времени, прежде чем я снова решилась поехать в монастырь.
Штрафы
Машину я вожу уже больше десяти лет. Но первый свой штраф мне пришлось заплатить в тот день, когда спешила в храм на Причастие. Второй — когда торопилась домой, получив гонорар за первые статьи на монастырском сайте. В первый год своей работы в монастыре я умудрилась схлопотать пару «писем счастья» (штрафы за фиксируемое видеокамерой нарушение, приходящие по почте). Была и еще одна неприятная остановка сотрудниками ГАИ, стоившая мне 500 тысяч рублей… «Злостный нарушитель!» — констатируете вы. Но как быть с тем фактом, что целых десять лет до этого мой водительский талон оставался безукоризненно чистым и в электронной базе Госавтоинспекции напротив моей фамилии не значилось ни одного нарушения ПДД?..
Катя
Есть у меня подруга Катя. Умница, каких поискать, добрая, отзывчивая. Юность у Катюни была бурной — друзья, вечеринки, дискотеки до утра. Но она сумела выплыть невредимой. Сейчас Катя — прекрасная жена и мама. И потихоньку приходит к вере. «Слушай, свози меня как-нибудь в свой монастырь», — попросила она однажды. «Конечно!» — радостно откликнулась я. И началось… В первый назначенный день поездка сорвалась, потому что нашей машине потребовался срочный ремонт. В следующий раз муж Кати уехал в командировку, и ей не с кем было оставить ребенка. Снова созвонились — опять у нее форс-мажор: дочка упала и разбила губу, они в больнице. Договорились поехать в ближайший выходной, несмотря ни на что… Когда утром в тот день я выглянула в окно, мне стало не смешно: на улице был самый настоящий ураган, по радио что-то сказали про «оранжевый уровень опасности» и попросили воздержаться от поездок. Но договор дороже денег — «несмотря ни на что!» В общем, звоню Кате…
Как ни странно, все прошло хорошо, хотя ветер изо всех сил выкручивал кроны деревьев возле стен монастыря и со страшной силой гнал по дорожкам листву. Только прощаясь, мы смогли заговорить об этом. «Когда я посмотрела в окно с утра, подумала: куда ехать в такую погоду?! Но если ты позвонишь, поеду, неудобно опять отказываться», — призналась Катя. — «А я, набирая твой номер, решила: если ты скажешь "нет", я без огорчения в этот раз отложу поездку — куда же ехать в такую погоду?!» О том, что читалось между строк, мы говорить не стали… На всякий случай.
Рача
Дело было в Грузии. Глава семьи, в которой мы жили, давно обещал свозить нас туда, где «о-о-очэнь красыва» и где «тебэ будэт очэнь харашо». Мне хотелось скорее увидеть одно из красивейших мест этой удивительной страны, в то время как моя попутчица с тревогой в глазах пыталась понять, что же наш новый друг имел в виду. Меня это забавляло, потому что, будучи в Грузии уже не первый раз, я понимала: за фразой «тебэ будэт очэнь харашо» стоит исключительно грузинское гостеприимство.
…Выехали мы в 6 утра. Четыре часа пути по автомобильной дороге показались нам утомительными. Но мы еще не знали, что ждет нас впереди…
Два часа непрерывных подъемов и спусков по горному серпантину наши не привыкшие к такому белорусские тела перенесли с большим трудом. Но мы еще не знали, что ждет нас впереди…
Переговоры нашего друга с местными по поводу цены на аренду внедорожника прошли довольно быстро, и поэтому мы снисходительно отнеслись к тому, что нашим «джипом» оказалась старая «Нива». Мы еще не знали, что ждет нас впереди…
Язык не поворачивается сказать, что дальше мы «ехали по дороге» — вряд ли так можно назвать «скачки» по разъезженной, расколотой на камни горной породе. По «дороге», где спокойно ползали змеи. По «дороге», где один 90-градусный поворот следовал за другим, и так, казалось, будет бесконечно. Но не-е-ет! Это был еще не конец! Где-то на второй трети пути наш «железный конь» заглох. Постояли (в пыли, между прочим, на жаре), подождали, пока двигатель немного остынет, долили воды, поехали. Через пять минут заглохли снова. Потом еще раз… Этот, третий, оказался последним. Дальше мы продолжили путь пешком…
Надо признать, это того стоило, иначе мы не увидели бы потрясающую красоту грузинских гор, цветочные ковры ее долин, изумрудные чаши горных озер. Но не только за этим мы добирались так долго и так мучительно. На самой вершине горы была церковь. На табличке перед входом прочитали: «Мравалдзали, церковь Святого Георгия, XI век». Это оказалось неожиданным. Вошли, посмотрели, поставили свечи… Внутри все было очень просто, а вот снаружи, на фасадах, запомнились необычные барельефы из камня. Подробности того, как мы спускались назад, я опущу. Но когда мы вновь пересаживались в хозяйский «Мерседес», наш друг сказал, указывая на водителя «Нивы» (он совсем не говорил по-русски): «Этот человек сказал, что та церковь — очень святое место». Э-э-э, дорогой, что ж ты сразу-то не сказал?!
Конечно, это ничего бы не изменило. Но как говорил мне в свое время Максим Михальцов, понимание того, что такое сопротивление — это нормально, помогает как-то перетерпеть все неприятности (он тогда очень понятно для меня сформулировал это). Позже мне стало понятно и то, почему наш батюшка иногда повторяет: «Сила действия равна силе противодействия», имея в виду отнюдь не закон физики…
К чему, собственно, я все это рассказала? У церковных людей своих таких историй наберется немало. Это информация для тех, кто еще в самом начале пути. Пусть понимание того, что появление каких-то препятствий и неприятностей — естественно и неизбежно, придаст вам сил и поможет не опустить рук, не испугаться, не оставить избранной дороги. А в самую трудную минуту пусть вас поддержат наставления Святых отцов, которые давно уже объяснили нам, как относиться к такому явлению: «…Когда к отцу Амвросию Оптинскому пришел молодой священник, который проживал непростой момент своей жизни (против него восставали вражьи силы, и днем и ночью он слышал: "Уходи отсюда… Ты один, тебе не справиться"), старец встретил его словами: "Ты что, иерей? Кого испугался? Враг-то один, а вас двое". — "Как двое?" — "Ты да Христос — вот и выходит, что двое. Иди с Богом и ничего не бойся…"»
Фотографии автора
20.06.2018