Родная душа: иерей Андрей Малаховский
2006 год. Я студентка третьего курса, в определенном смысле неформалка, но уже начавшая путь осознанного воцерковления. В феврале впервые приехали с подружкой помолиться на монастырскую службу и посмотреть, что за молодежь собирается при монастыре… На службе я почувствовала себя так хорошо, как дома, молодежь оказалась открытой и приветливой, а батюшка — духовник молодежной группы — простым и доступным. Так, постепенно, стала прихожанкой монастыря и частью молодежной группы, после окончания университета — сестрой милосердия Сестричества в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и сотрудником сначала паломнической службы, а потом и сайта обители. А батюшка из молодежки стал родной душой не только для меня, но и для моей семьи…
Татьяна Хоменкова
Сегодня в рубрике «Родная душа» хочется познакомить вас с отцом Андреем Малаховским, который продолжает окормлять молодежь, но уже при медицинском университете, и несет множество других послушаний при монастыре.
Восстановление храма — восстановление внутреннего человека
В определенном возрасте так или иначе начинаешь задумываться о смысле жизни. То, что предлагает земной мир, становится недостаточным. Видишь, что в мире много несправедливости и горя. Да и сам ты принес людям, из-за своего легкомыслия и нерассудительности, множество трудностей, хотя хотел бы благо… Начинаешь искать какие-то внутренние ресурсы, опору в жизни. Пытаешься найти для себя какое-то объяснение, увязать в некую философию...
Это и есть поиск Христа. Сам ты еще не понимаешь, что ищешь Его, но все-таки ищешь. В это время, как правило, открываются просторы для философских размышлений, чисто схоластических, которые все равно упираются в вопрос: «А зачем?» И только когда откроешь двери храма, душа получает подлинное удовлетворение, внутреннюю радость. Крепнешь в вере, и все становится объяснимо: и скорби людей, и свои ситуации. Хочется быть созвучным открываемой Божией красоте, и чтобы внутри тебя все было чисто, красиво. Так строить свою жизнь часто не получается, но ты уже начинаешь понимать, что стоишь на правильном пути… Появляется желание полностью посвятить жизнь нетленному. Таким был и мой приход к Церкви, к Богу.
Окончил Минский радиотехнический институт. К вере пришел, когда уже работал в Академии наук. Очень важным периодом для воцерковления считаю учебу заочно в Институте пчеловодства в г. Рыбном Рязанской области. На сессиях имел возможность посещать церкви и монастыри. Особое влияние произвели Свято-Троицкая Сергиева лавра, Гефсиманский скит, Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово. Когда заканчивал институт, то понимал, что меня эта профессия тоже удовлетворить не сможет. И возникло непреодолимое желание поучаствовать в восстановлении храма. А потом, оказалось, и в возрождении своей души…
Придя в храм на послушание, еще полгода поработал в миру, потом стал трудиться при церкви. В начале 90-х времена были скудные, никого изящества еще и в помине не было: кругом стройки, храмы, только-только отданные государством, имели плачевный вид. Не было нынешнего благолепия, но это вполне соответствовало внутреннему состоянию души: там тоже благолепия не было, поэтому вид храмов воспринимался гармонично. Такой период восстановления церквей и восстановления внутреннего человека.
Отдых для души
Во время работы в Академии наук я увлекся горным туризмом, лыжными и байдарочными походами. Материальные блага, приобретение все новых и новых вещей никогда для меня не имели решающего значения, особо не прельщали и не радовали. Поэтому именно походы, горы стали для меня вдохновением и утешением.
Удалось побывать на Курильских островах, в Сибири, в Крыму, в Карпатах, в Хибинах. На байдарках в основном сплавлялись по Беларуси. Однажды представилась возможность выехать в тренировочный поход на плотах по рекам Карелии.
С матушкой мы познакомились в первом походе по Карпатам. Для нее походы не были серьезным занятием, скорее, увлечением молодости, познанием и испытанием себя, мира, воспитанием воли.
Наше увлечение передалось и сыну: он предпочитает активный отдых. Сейчас мы вместе с ним бываем в горных походах по Кавказу. Нам нравится где-то вместе походить, посмотреть, поговорить. Я считаю, что такой отдых не идет в ущерб духовной жизни. Человеку в любом случае нужен какой-то отдых для души, остановка, передышка, прикосновение к благолепию и величию Божиего мироздания.
Сейчас вместе с прихожанами мы организуем байдарочные походы по Беларуси. Этим летом, например, сплавлялись буквально три дня, но после некоторые делились, что по ощущениям как будто целый отпуск прошел — так хорошо отдохнули. Подтверждая известное выражение «движение — жизнь», могу сказать, что люди даже исцеляются от своих немощей. Один из участников похода два года не мог поднять руку, а когда работал веслами в байдарке — совсем забыл про свой недуг. При управлении байдаркой движения для рук отличаются от повседневных, наверное, поэтому и помогло. И, конечно же, красота похода заключается в близком, неофициальном общении…
Сложно, когда нет послушаний
Все сложно дается. Везде себя нужно понуждать. Все время видишь и осознаешь свое несоответствие тому поприщу, на которое Господь тебя поставил… Но гораздо сложнее, когда нет послушаний.
Послушания: Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3, домовой храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской, в котором раз в неделю совершается Божественная литургия и читается акафист святой блаженной Ксении Петербургской; Республиканский научно-практический центр пульмонологии и фтизиатрии, часовня во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого; приемник-распределитель для несовершеннолетних; духовно-просветительский центр Белорусского государственного медицинского университета, домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; служение акафиста перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Раньше: духовное окормление воскресной школы и молодежной группы в честь прмцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; Новополоцкой исправительной колонии № 10, болящих 2-й городской клинической больницы и Республиканского научно-практического центра психического здоровья.
В психоневрологическом интернате я несу послушание вот уже почти 20 лет. За это время вокруг храма святой Ксении Петербургской сложилась своя маленькая община: сестры и братья сестричества нашего монастыря, работники интерната и проживающие в нем подопечные. И радости, и горести за это время мы научились нести вместе.
В туберкулезном диспансере (Республиканский научно-практический центр пульмонологии и фтизиатрии. — Прим. ред.) служить легче благодаря тому, что там находятся на лечении длительный период: кто-то полгода, кто-то и больше — достаточный период, чтобы воцерковиться.
В приемнике-распределителе для несовершеннолетних дети разные, но все равно через них чувствуется, что наше общество выздоравливает. Хотя наркотики — распространенный грех у школьников, мне кажется, в этом смысле общество меняется к лучшему. Раньше в приемник попадало большое количество малолетних преступников. А сейчас к детям стали более внимательно относится: если ты в школу не ходишь, уроки прогуливаешь — сразу же попадаешь на контроль, могут и в спецшколу определить в качестве меры профилактики. Прогул уроков — явный маячок, что ничего хорошего из этого не выйдет, а может привести к какому-то серьезному греху.
В Духовно-просветительский центр Белорусского государственного медицинского университета, как правило, приходят студенты, которые уже стремятся к вере. С ними, конечно, проще. Мы друг друга хорошо понимаем. Со средой студенчества, где по-прежнему царят неверие, скептицизм, конечно, гораздо сложнее. Людей приходит немного, и это самое сложное испытание на этом послушании. Здесь нужен священник, который может вдохновить, увлечь молодежь. В себе этих качеств особо не нахожу. Прошу ваших святых молитв.
Каждый четверг в Никольском храме монастыря мы совершаем молебен о страждущих с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». На этот молебен чаще всего приходят родственники зависимых людей, так называемые созависимые. Некоторые из них на протяжении многих лет молятся о своих близких, не сдаются и постоянно посещают храм для чтения акафиста. Хочется, конечно, чтобы все у них было хорошо, но это непростая борьба, для нее нужно много сил...
Блиц-опрос
Что пожелаете тем, у кого встреча с Богом еще не состоялась?
— Чтобы Встреча произошла. Жизнь так и делится — до Христа и после. Существует общепризнанное понятие «до нашей эры», то есть до Христа, и «наша эра» — уже со Христом. Так и жизнь каждого разделяется на два глобальных периода. Думаю, у каждого человека это происходит: после встречи с Господом меняется внутренняя жизнь. Внешне, конечно, она может оставаться прежней, но внутренняя — уже совершенно иная. Так и должно быть, это правильно. Господи, помоги всем нам.
Какие молитвы, кроме молитвы прп. Ефрема Сирина, посоветуете читать, для того чтобы настроиться на покаяние, особое состояние души в Великом посту?
— Послушать запись чтения канона преподобного Андрея Критского митрополитом Филаретом (Вахромеевым).
Как Вы советуете проводить пост молодежи, студентам, которых окормляете?
— Чаще посещать богослужения. Стараться по возможности уходить от развлекательного времяпрепровождения. Телесный пост каждый определят настолько, насколько видит пользу для себя.
Подготовили Татьяна Хоменкова,
Мария Котова, инокиня Иоанна Панкова
27.02.2018