X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Пророк Иона

О пророке Ионе нам практически ничего не известно. Возможно, он даже был преемником известных пророков Илии и Елисея. Например, блаженный Иероним считает, что Иона — не кто иной, как сын сарептской вдовы, воскрешенный пророком Илией (об этом чуде можно подробнее узнать из 17-й главы Третьей книги Царств).

Книга пророка Ионы была написана не позднее 430 года, поскольку вошла в ветхозаветный канон. И несмотря на то, что в ней повествуется о пророке в третьем лице (что было присуще многим священным писателям), скорее всего она была написана самим Ионой. Конечно, всегда находились и критики, не считающие сие повествование историческим. Впрочем, верующих людей этот вопрос мало заботит. К тому же Сам Господь, услышав о желании книжников и фарисеев увидеть какое-нибудь яркое знамение, ответил: …род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Мф. 12: 39–41). Как видим, Христос проводит параллель между чудом, произошедшим с пророком, и собственным Воскресением. Но такая параллель могла быть серьезным аргументом в том случае, если бы речь шла об историческом факте! Из этого можно сделать вывод, что события, описываемые в Книге пророка Ионы, произошли на самом деле…

Игра в прятки с Богом

А теперь я предлагаю подумать над тем, что рассказывает нам Божий пророк, и постараться получить назидание для собственной души! Итак, уже первые строки книги могут вызвать у читателя недоумение: И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа (Иона 1: 1–3). Вы можете спросить: «Куда это пророк Божий решил сбежать от возложенной на него миссии и самое главное — зачем?!» Возможно, он устремился в Фарсис, думая, что там, за пределами земли обетованной, Божий глас уже не будет слышен… Ну, а на вопрос: «Зачем?» Иона чуть позже ответит и сам: Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии (Иона 4: 2). Вы только вдумайтесь в это искреннее (пусть и жестокое) объяснение! Божий пророк Иона ничего не скрывает! Смысл его ответа очевиден: да, я бежал от Тебя, потому что знал, что Ты помилуешь этих людей, а я этого не хочу!

Нужно понимать, что евреи только себя считали Божиим народом, поэтому проповедь в языческой Ниневии казалась пророку Ионе настоящей пыткой. Ветхозаветный человек знал, что есть справедливость. Но его душа должна была постигнуть и милость… Впрочем, в любом случае играть в прятки с Богом — безумие. Какими бы благочестивыми и разумными нам ни казались причины, мы должны понимать: от Господа не удавалось спрятаться еще никому!

Мне вспоминается удивительная история, произошедшая с одним знакомым братом во Христе. У них с супругой была крепкая семья. Жить они старались, как и подобает христианам. Растили троих детей, по мере возможностей помогали ближним, участвовали в жизни прихода… И вот пришла им в голову «прекрасная» мысль «остановиться» на пару лет и не рожать. Кажется, даже аргументы у них были «правильные»: супруга устала с тремя погодками, да и молодой папа утомился, помогая своей второй половинке справляться с малышами. Никакого благословения на «планирование» семьи они, конечно, не брали. Зато со знакомыми делились своим «мудрым решением» охотно. За два года такого «отдыха» семья съездила на море, казалось, действительно, набралась сил и окрепла. Наконец, они решили, что уже можно вернуть Богу бразды правления, и… родили двойню! Причем двойняшки прежде не рождались ни по линии мужа, ни по линии жены. Хотели спрятаться от чадородия? Извольте теперь наверстывать упущенное!

Монастырская лавка

Конечно, чудесные двойняшки были огромной радостью для этой семьи. Правда, когда я спросил отца семейства, не жалеет ли он о решении самостоятельно планировать семью, он честно признался: «Жалею. Лучше бы мы, как и прежде, в год по одному рожали…» Кстати, пятью чадами пока дело и ограничилось. Только уже не по воле супругов. Видимо, просто Господь решил, что сейчас им самое время передохнуть…

Наше благовестие для «чужих»

Что меня еще поражает в книге Ионы, так это удивительная честность автора. Божий пророк не скрывает, что милосердие Господа к язычникам ему не понятно. Пережив бурю на море, поглощение большой рыбой и извержение из ее чрева, Иона все-таки идет в Нинивею и проповедует. Несмотря на то, что в Священном Писании мы читаем лишь короткую фразу: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Иона 3: 4), этим его проповедь, разумеется, не ограничивалась. Обличая беззакония горожан, он должен был дать им и надежду на спасение. Но как же это было невыносимо его душе!

Ниневитяне покаялись… Сам царь (бывший прежде одновременно и верховным жрецом) снял свои роскошные одежды, оделся во вретище и объявил пост. Критикам книги Ионы, кстати, этот факт кажется невероятным. Мол, как мог весь город внять словам незнакомца-иноверца?! На самом же деле тут нет ничего сверхъестественного. Я не буду даже вспоминать известные в истории случаи, когда речь одного человека увлекала десятки, сотни и даже тысячи людей. Думаю, каждый из вас может вспомнить нечто подобное. Я расскажу о другом. Есть очень любопытная деталь, которая также могла повлиять на сознание ниневитян. Дело в том, что у них был распространен миф об Оаннесе — чудище, подобном огромной рыбе, выходившем из моря, чтобы дать людям познания в области науки, культуры и научить их духовной жизни (правильному почитанию божеств). Таким образом, вполне возможно, что когда Иона рассказал о своем путешествии и о том, как был проглочен огромной рыбой, ниневитянам это показалось очень близким и понятным. Даже известный библеист Александр Павлович Лопухин замечает: «Иона с грозным обличением и властною речью мог показаться им самим Оаннесом (за это говорило и созвучие имен)».

Но как бы там ни было, горожане покаялись, и очевидно было, что Господь отвратит Свой гнев. Реакция пророка Ионы была далекой от христианской (что, в общем-то, неудивительно для ветхозаветного иудея). Будучи в раздражении, он молится: И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить (Иона 4: 3). Как мы помним, Иона сидел у городской стены, укрывшись от палящего солнца под тенью растения. И вот по воле Божией это растение засыхает… В сердце Ионы рождается жалость к нему. Тогда Господь и преподает ему урок милосердия: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? (Иона 4: 10, 11).

Этим вопросом, заданным, быть может, каждому из нас, заканчивается Книга пророка Ионы. Конечно, мы сегодня мало чем отличаемся от ветхозаветных библейских героев. Разве что тщательно прячем свои искренние чувства, в отличие от них. А в остальном… Желаем ли мы спасения современным язычникам, сектантам, атеистам? Или, подобно Ионе, делим людей на «своих» и «чужих» (с которыми даже не о чем и говорить). Разумеется, все мы помним наставление Христа: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7: 6). Но ведь бывают ситуации, когда мы препятствуем приходу к Богу людей, которых Он ждет! Разве не похожа на Иону старушка за свечным ящиком, грозно выдворяющая из храма подростка, забывшего снять бейсболку? А может быть, он не знал, что представители сильного пола снимают головные уборы, входя в дом Господень! Да мало ли таких ситуаций…

Я тоже недавно был вынужден общаться с представителем секты. Разговаривать с ними, честно говоря, мне всегда было скучно и неинтересно. Но в тот день я неожиданно подумал: «Что, если Бог послал этого человека?» Преодолевая лень и откровенную неприязнь, я постарался донести до него евангельскую весть. Вряд ли, конечно, это зерно прорастет… Но ведь ниневитяне покаялись, а значит, и у этого несчастного человека есть шанс, правда?

05.10.2018

Просмотров: 175
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментарии 0
5 лет назад
Спаси Вас Господи за интересный взгляд на знакомый ветхозаветный сюжет с пророком Ионой!
Есть над чем задуматься и поразмыслить...
Комментировать