Об уподоблении человека Христу
Старец много и говорил, и писал, что хранящие заповеди Господни похожи на Христа. Уподобление Христу может быть и большим, и меньшим, но пределов этому уподоблению не положено; так непостижимо велико призвание человека: он воистину становится подобен Богу.
Старец говорил: «Так возлюбил Господь создание Свое: человек подобен Богу».
Он вспоминает при этом слова святого Иоанна Богослова: Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3: 2).
Старец бесконечно любил слова Христа: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою (Ин. 17: 24).
Бог есть любовь, и как бесконечная любовь Он всего Себя хочет отдать человеку: …славу, которую Ты дал Мне, Я дал им (Ин. 17: 22).
И если слава сия будет дана человекам, то хотя по сущности своей человек остается тварью, но по благодати становится богом, то есть получает образ божественного бытия.
Подобно тому, как Христос, имеющий образ божественного бытия, в воплощении своем воспринял образ человеческого бытия, и человек, имеющий образ рабского бытия, во Христе воспринимает образ божественного бытия (См.: Флп. 2: 6, 7).
Об этом в своей целомудренной сдержанности не любит говорить даже Священное Писание.
Почему?.. Быть может, потому, что слышащие возбуждаются в своем воображении и устремляются мечтанием в заоблачные высоты, забывая или не ведая, что Бог есть Смирение. Сознавая Господа самым близким, самым дорогим, самым родным Отцом, Старец говорил, что «сроднил нас Дух Святый». Дух Святый Своим пришествием в душу естественно роднит человека с Богом, так что душа с великим и несомненным чувством говорит Господу: «Отче».
Из книги «Старец Силуан Афонский»
01.06.2018