Забота о творении — это естественное состояние здорового человека
Выключить воду, когда чистишь зубы, во время очередного похода в магазин взять с собой пакет или сумку для продуктов, поехать на работу не на автомобиле, а на общественном транспорте или на велосипеде… К списку самых простых вещей, которые каждый нас может превратить в по-настоящему полезную привычку для сохранения окружающей среды, можно добавить еще одну: молитву о Божием творении.
Почему сегодня главы разных конфессий призывают верующих молиться о нашей планете? Почему экологическая деятельность — христианская по своей сути? Что будет, если мы не сумеем сохранить планету?
В преддверии молодежного семинара «День молитвы о Божьем творении», который пройдет в Минске и Минском районе в ближайшую субботу, 9 сентября, рассуждаем с директором Центра экологических решений, заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи Белорусской Православной Церкви Евгением Лобановым и куратором программы центра «Церковь и охрана окружающей среды» Сергеем Юшкевичем о том, как мы должны жить, чтобы жизнь на нашей планете продолжалась.
Евгений, Сергей, я хочу вам показать один ролик, в котором индеец Орен Лайонс говорит о том, что сейчас мир стоит на грани экологической катастрофы. Наше общество потребления, по его мнению, погубит Землю, но при этом катастрофа случится только для нас — людей, потому что планета сама себя возобновит.
Быть может, индейцы и обожествляли природу, но они жили в гармонии с природой. Орен рассказывает о европейцах, которые пришли на его землю и навредили ей, о людях, которые считают себя христианами, но которые утратили эту гармонию… Бог так и задумал: мы должны жить в гармонии с миром, а мы, к сожалению, сами себя сделали центром этого мира! Какими могут быть последствия наших бездумных поступков? Какому отношению к природе учит нас Церковь?
Евгений: Давайте попробуем разобраться. Тема очень интересная. Вспоминается одна из индейских пословиц, которую мы тоже достаточно часто используем в нашей работе. Она гласит, что мы не получили землю в наследство, а взяли ее взаймы у наших детей. Эта метафора задает вектор того, как мы должны относиться к природным ресурсам, которые даны нам Богом!
В Священном Писании мы читаем, что человек стал домоправителем, но он поставлен не эксплуатировать, а именно управлять природными ресурсами. И управлять, в классическом понимании этого слова, — значит заботиться. Заботиться о природных ресурсах, о земле в целом, о «Матери-Земле», как ее кто-то может называть. Дух этих высказываний, мне кажется, пропитан заботой о природе, об окружающей среде.
Церковь, говоря о вопросах окружающей среды, обращает внимание, что все наши действия и поступки, положительные или отрицательные, сказываются в том числе и на творении. Мы ведь помним, как во время изгнания из Рая Бог говорил Адаму, что земля будет страдать за нас, из-за наших грехов: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3: 17).
На мой взгляд, экологические последствия являются прямым отражением данных слов, потому что ни животные, ни растения не виноваты в том, что нам постоянно хочется иметь все больше и больше: больше добыть природных ресурсов, больше чего-то произвести, жить в условиях, которые очень далеки от естественных. Все это, конечно же, накладывает свой отпечаток на окружающую среду.
Христианское отношение к творению заключается в том, что мы в первую очередь должны бороться с нашими грехами
Экологический кризис — это в том числе последствие нашего потребительского отношения к тому, что нам дано. Сегодня слово «потребитель» несет положительную окраску, нас называют потребителями, созданы целые общества, защищающие права потребителей. Но ведь мы, если задуматься, точно не потребителями были созданы. В этом плане мы должны уподобиться Творцу, мы, скорее, должны что-то создавать, что-то творить, чем потреблять. А мы ведем себя так, будто природные ресурсы и то, что нам дано, неисчерпаемы. Словно у нас бесконечное количество нефти, газа, чистого воздуха, территорий и так далее. Но ведь это не так! Чтобы понять это, нужно просто задуматься.
Экологический кризис не решить исключительно технологическими методами. Человек должен поменять свое потребительское отношение на созидательное! Человек должен научиться ограничивать себя
Но посмотрите на основные посылы, которые транслирует современная поп-культура: бери от жизни все, выкинь старое — купи новое! Призывы ограничить себя в чем-то можно услышать очень редко! В этом смысле, конечно, важно, что Церковь продолжает об этом говорить. Скоро окажется, что только Церковь и будет призывать нас к аскетике. Понятно, что она это делает не столько по причинам экологическим, а потому что это в принципе важный вопрос.
Сергей: С богословской точки зрения очень важно понимать взаимосвязь своей веры с какими-то другими вещами, в том числе с экологической деятельностью. Может быть, поэтому Церковь прежде особо не акцентировала на этом внимания, потому что забота о творении — это естественное состояние здорового человека.
В естественном здоровом духовном состоянии человек так или иначе будет заботиться о творении. Не из жалости к животным, не из-за страха перед будущим, а потому что человек, воспитанный в духе христианских традиций, понимает цель любой своей деятельности. Такого разделения — я здесь подумаю как эколог, а здесь как христианин — просто нет.
Светский человек все-таки мотивирует себя какими-то другими вещами. Он может думать, к примеру, о том, как на окружающую среду влияет потребление мяса, о будущих поколениях, о каких-то этических вопросах. Важно подчеркнуть, что церковная традиция и этика близки, но это не то же самое. Путать эти понятия нельзя.
Я бы хотел вернуться к теме, которую вы задали. Есть такое упрощенное понимание данного вопроса: если человечества не станет, то земля возобновит себя каким-то образом и будет дальше продолжать существовать. Но все-таки, если быть последовательным, это не так, потому что человек и мир были сотворены вместе! То есть человек — это завершение творения всего мира! Не зря человека называют венцом творения. Творение и человек всегда должны быть вместе. И если чего-то не станет — не станет и другой части.
Чаще всего мы слышим мнение, что если не станет творения — природы — то не станет и самого человека, и совсем не принято говорить о том, что если не станет человека, то не станет и творения.
Другими словами, если исчезнет человек — творение останется, но оно не будет полным. Точно мы знать не можем, но можем рассуждать. В свое время Земля, планета, творение не достигнет своей полноты, потому что это возможно только с человеком. Если рассматривать в христианской традиции отношение человека к творению, то его можно даже назвать «священником творения», ведь без него творение не может быть передано Богу, освящено Богом, ведь оно освящается через человека.
Это можно объяснить на простом примере: освящение колокола. Этот пример приводит митрополит Антоний Сурожский. Освященный колокол перестает быть куском металла, просто материи, но при этом обретает удивительные способности: он меняет настроение человека, его душу, делает его ближе к Богу. На данном примере мы видим отношение человека и творения: каким оно должно быть, как оно должно строиться.
И человек, и творение всегда должны быть вместе! Поэтому забота о творении естественна
Сегодня очень важно до христианской аудитории, до верующих людей донести идею о том, что их вера — это часть деятельности по заботе о творении, это не что-то внешнее, чем должны заниматься только светские, общественные, государственные организации. Вместе с тем подчеркивается, что это должно быть не каким-то трендом, но естественным следствием веры, состоянием общины, Церкви, если уж говорить в целом. Имеется в виду осознание и понимание своей роли, места в мире. Поэтому вот эти вещи, я считаю, очень важно понимать как церковной, так и светской аудитории.
Конкретных богословских примеров можно приводить просто бесконечное количество. Можем говорить о святых, о литургической традиции Церкви либо просто о традиции богословской, религиоведческой, когда идет сравнение разных религий и их отношения природе: позиция Русской Православной Церкви, энциклика Папы Римского, заявления со стороны ислама или других мировых религий. С одной стороны, это, так скажем, является политическим актом, требующимся в нынешних условиях… С другой — это естественный шаг, который делается не с целью сказать что-то новое, а просто актуализировать то, о чем мы сами забыли, напомнить людям о важной традиции.
Ежегодный семинар «День молитвы о Божьем творении» и является таким напоминанием для нас. Давно ли он проходит в Беларуси?
Евгений: Семинар «День молитвы о Божьем творении» в Беларуси проводится с начала 2000-х годов. За это время он стал традиционным и важным событием в жизни белорусской православной молодежи. Во многих других митрополиях Русской Православной Церкви подобные инициативы только недавно оформились, после того как в 2013 году была принята официальная позиция Русской Православной Церкви по вопросам экологии.
Каждый год программа включает интересные события, встречи, формы. Можно вспомнить, что в прошлые годы участники наблюдали за животными и птицами в естественной среде обитания или за звездами вместе с астрономом-священником. В этом году во время встречи вы планируете посетить полигон бытовых отходов и экологическую тропу. Почему были выбраны эти объекты?
Евгений: Знаете, мусор — это во многом такая индикативная проблема. По тому, что и в каком количестве выбрасывается, что с этим потом делается, можно многое сказать о том, что происходит в обществе. Когда мы видим, что рядом с Минском продолжают расти свалки, понятно, что в этой системе что-то построено не так, тем более что выбрасывается много полезных ресурсов, которые можно было продолжать использовать.
Сергей: Экологическая тропа «Каменная горка» — проект, который наш центр реализовал совместно с православным приходом. Это не разовая акция. Люди из храма в честь святителя Николая Японского, на территории которого организована тропа, несут за нее ответственность. Они проводят на этой тропе мероприятия, экскурсии, занятия с детьми из обычных школ. Десять человек вовлечены в церковно-экологическую деятельность с помощью экологической тропы.
Евгений: Данная инициатива имеет также миссионерское значение. Для многих светских людей с этой тропы начинается первое знакомство с храмом. К примеру, когда на тропе организовывали субботник, поучаствовать в сборе мусора, в благоустройстве территории пришло много детей из школ. Потом после работы все посидели около костра, пообщались и от священника услышали рассказ о том, почему это важно для Церкви.
Какие еще проекты были реализованы в рамках программы «Церковь и охрана окружающей среды»?
Сергей: В Минске мы наладили связи с определенным количеством приходов, которые открыты к участию в церковно-экологической деятельности. Это очень важно, потому что положительный опыт — это пример для остальных приходов и для других верующих. На встречах с прихожанами мы объясняем взаимосвязь христианства и экологии, а главное — рассказываем о том, каким должно быть отношение христианина к природе. Также проводятся тематические встречи, на которых о той или иной проблеме рассказывают интересные лекторы: светские экологи и специалисты в какой-то определенной области.
Для детей и молодежи мы организовываем экологические мастер-классы. На них мы учимся делать что-либо своими руками, например разрисовывать сумки, и вместе с тем подчеркиваем, почему мы это делаем, почему мы выбираем сумки из натуральных материалов, а не из пластиковых пакетов.
Стратегия нашей деятельности заключается в том, чтобы попробовать вплести экологические элементы в повседневную жизнь, деятельность людей, приходов, каких-то организаций, чтобы это было просто нормой.
Получается?
Сергей: Знаете, результаты любой экологической деятельности часто остаются невидимыми. А человеку важен результат. Вот ты идешь в детский дом, что-то делаешь, даришь подарки и видишь отдачу — улыбки, радость детей. А взять, к примеру, наши акции по уборке мусора на зеленых территориях близ озер, в которых принимают участие и верующие люди. Какую отдачу может увидеть человек? Общение — да, но оно будет и при реализации какого-либо другого церковного служения.
А чистый участок земли — это не мотивация?
Сергей: Но отдачи вы ведь не почувствуете — природа вас сразу же не отблагодарит, как это может сделать человек в той или другой ситуации. Экологическая деятельность, я бы сказал, по сути христианская, потому что не ждет какого-либо ответа или выгоды.
Экологическая деятельность — это чисто искреннее действие, имеющее перспективу, ощутимую для будущих поколений. Сейчас судить, оценивать результат сложно
Конечно же, мы говорим и о каких-то вещах, которые человек может сразу осуществить на личном уровне. К примеру, волонтерская помощь, помощь в проведении определенных мероприятий и так далее.
Интересно, как в такой ситуации экологической организации увидеть результаты своей деятельности и дать правильную оценку происходящему?
Евгений: С одной стороны, мы видим, что тема экологической дружественности становится более популярной, модной. Мы видим гораздо большее количество публикаций в СМИ, инициатив, проектов, которые реализуются в Минске. Выросло количество людей, которых волнует, например, тема одноразовой упаковки, многие стали задумываться о том, что они покупают.
С другой стороны, мы понимаем, что позитивной информации, скажем так, все равно очень мало. Иными словами, если мы попытаемся оценить те усилия, которые прикладываем мы, наши партнеры — различные экологические организации и просто люди, которые говорят о важности грамотного сосуществования человека и природы, окажется, что усилия, которые предпринимаются с противоположного направления (имеются в виду реклама и маркетинг) на порядок превосходят наши возможности.
Призывов задуматься об экологии транслируется не так много. Поэтому в целом, конечно, хотелось бы, чтобы участие людей в решении экологических вопросов было более ощутимым. А наши привычки являются своего рода индикатором, который позволяет судить о популярности тех или иных вопросов. Например, в Минске значительно выросло количество велосипедистов. Люди активно начали использовать велосипед в качестве обычного вида транспорта. Данный факт является одним из факторов того, что эта тема становится более интересной. Не так быстро, как хотелось бы, но растет количество людей, которые сами готовы участвовать в разных экологических акциях и мероприятиях, например, по уборке мусора.
Лично для меня природа представляет такую ценность, которую невольно хочется сохранять, чтобы иметь возможность радоваться тому, что ты не просто в каменных джунглях живешь, а что есть красивые деревья, парки, животные.
А если посмотреть на мир с точки зрения простой эволюции… Ведь для наибольшей эффективности нам не нужна была бы такая красота. Все могло быть гораздо проще. То есть природа могла быть спокойненькая, серенькая, взять хотя бы те же голосеменные растения, которые прекрасно живут и размножаются. Но когда ты видишь солнце на закате или на рассвете… Я, например, ощущаю, что это — какой-то дар нам, подарок, который мы должны ценить! У нас должна быть естественная потребность это сохранить.
Беседовал Вадим Янчук
07.09.2017