X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Предназначение поста

Предназначение поста

Вы заметили, что в святоотеческом предании нет литературы на семейные темы? Оно и понятно: авторы «Добротолюбия» сплошь были монахами. Естественно, писали о том, что знали, — о монашеской жизни. С XIX века этой темы касались лишь в частной переписке, например, старцев Оптинских. Да и когда семейному попу писать? Был один такой протопоп Сильвестр, все больше о хозяйственном укладе писал в своем «Домострое». Опять-таки о том, что на потребу. Может, все настолько естественно, что и не требовалось никакой литературы? Да и читать-писать могли единицы. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года показала, что лишь 20% жителей страны являются грамотными, и под грамотностью подразумевалось только умение читать.

 

Таким образом, исходя из тематики древнерусской литературы, создается впечатление, что Русь Святая — это один большой сплошной монастырь. На самом деле в 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 1025 православных монастырей. За годы советской власти, в рамках антирелигиозной пропаганды, почти все из них были закрыты. К 1991 году оставалось только 16 действующих монастырей. В 1892 году численность подвизающихся в обителях составляла 42 940 человек. Это 0,06% всего православного населения России.

Нечто похожее, на мой взгляд, произошло с пониманием православного поста. В святоотеческом предании пост рассматривается только в первом значении — в значении аскетизма. Лишь исключительные, единичные случаи намекают о чем-то большем и главном в посту. Но именно намекают, без разъяснений.

О святителе Спиридоне Тримифунтском рассказывается, что во время Великого поста (святой держал его очень строго) зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, поскольку в преддверии строгого поста едой не запасались. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его приготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит. 1: 15).

Вот еще пример, более современный. Рассказывают, что святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре. Однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Поскольку гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.

 

В отличие от остальных мировых религий, отказ от мяса в Православии не несет в себе вероучительного смысла. Невкушение той или иной пищи не является для христиан самоцелью. Но это в теории. А на практике пост у нас — не вкушать скоромную пищу — является самоцелью. В приведенных же примерах идет речь о чем-то большем, чем пищевом воздержании. Вот ради этого большего пост и установлен.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал своей заболевшей сестре: «…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями».

Вот эту национальную дебелость в пух и прах разбивает святитель Иоанн Златоуст в третьей беседе «О статуях»: «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню».

В брошюрке «Православный пост», изданной Сретенским монастырем, приводится наставление святого Иоанна Златоуста: «Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим». К сожалению, мне не удалось найти, где святитель об этом говорит, но другие его изречения на эту тему не менее ошеломляющие, например, толкование на пророка Исаию: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58: 6, 7). Святитель поясняет: «Некто когда-то говорил: пощусь два раза в неделю (Лк. 18: 12) и тем не менее не имел никакой пользы. Посты установлены ради того, чтобы мы воздерживались от изнеженности и обретались готовыми для милосердия; если кто не делает этого, то труды его тщетны» (глава 58). И в другом месте он же говорит: «Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества» (Толкование на святого Матфея евангелиста, беседа 77).

 

Вы слышите? Пост без милости — не пост! Он и предназначен для того, чтобы, сэкономив, ущемив себя в еде, сотворить милостыню. Естественно, в монастырях, отдаленных от города, это невозможно. Вот и не писали святые отцы в этом смысле о посте.

Какое же второе предназначение поста? Оно похоже на распорядок дня барона Мюнхгаузена с 8:00 до 10:00. Это подвиг обыденный, по расписанию: среда, пятница — подвиг. В чем он заключается? В малом, неглобальном: сэкономь на еде и сотвори маленькую милость. Что стоило Христу стать посреди Иерусалима и воскликнуть Отцу Своему Небесному: «Господи! Пусть все слепые в этом городе прозрят, паралитики встанут, немые заговорят и камни в почках рассосутся! И пусть наутро у всех будут макароны по-флотски! Ведь кормил же Ты их в пустыне манной небесной…»

Но в том-то и дело, что Богу так угодно, чтобы были богатые и бедные, здоровые и больные, для того чтобы одни учились благодарности, терпению и состраданию (не пострадав сам, сострадать не сможешь), а другие — милосердию и любви, окружая более слабых заботой и вниманием. Помните, как у апостола: «вы, сильные, немощи немощных носите». Если бы мы не нуждались в близких и далеких, а все стали самодостаточные, то уничтожили бы друг друга. Зачем нам терпеть слабости другого? Я и без него проживу.

Есть такая притча.

Однажды человеку посчастливилось увидеть Бога. Пытаясь узнать самое важное, человек попросил:

— Господи, я бы хотел увидеть рай и ад.

Господь взял человека за руку и подвел его к двум дверям. Открыв одну, они увидели большой круглый стол с огромной чашей в центре. Она была наполнена пищей, которая пахла настолько аппетитно, что заставляла рот наполняться слюной.

Вокруг стола сидели люди. Казалось, что они были обессилены, больны или умирали от голода. У каждого к руке была прикреплена ложка с длинной-предлинной ручкой. Они легко могли достать еду, но не могли поднести ложку ко рту. Вид их несчастья просто поражал.

— Только что ты видел ад, — сказал Господь.

Они подошли ко второй двери. Открыв ее, увидели такой же огромный круглый стол, такую же большую чашу, наполненную вкусной едой. И у людей вокруг стола были точно такие же ложки. Но все выглядели довольными, сытыми и счастливыми.

— Я не понимаю, — сказал человек.

— Это просто, — ответил Господь. — Эти люди научились кормить друг друга. Те же думают только о себе.

Поэтому важен не конечный результат, а сам процесс. Вот ошибка тех, кто хочет построить рай на земле и весь мир облагодетельствовать. Рай уже есть, его строить не надо, надо проложить туда дорогу. А где это? Царство Божие внутри вас есть (Ср.: Лк. 17: 21). Растопи свое сердце состраданием и любовью — и воцарится рай в твоей душе. Как это сделать? Вспомните насыщение хлебами. Апостолы уже кое-что поняли и беспокоятся за народ. Дескать, отпусти, у нас нечем накормить. Им Господь отвечает: Вы им дайте (Ср.: Мф. 14: 16). А ведь мог бы всех усадить и, как скатерть самобранка, раз — еда на ней. Но нет, апостолы каждому давали из рук в руки. Господь их учил, что главное — процесс. Милость нужна больше тому, кто ее творит, нежели тому, кому она предназначена. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5: 7).

 

***

Настоящим испытанием для нас был 2014 год, небольшой промежуток безвластия: не было еще гуманитарной помощи, не было фондов. Вот тогда-то в некоторых церковных общинах появились благотворительные обеды. А «светская» организованная помощь в городе напомнила мне мультфильм «Ну, погоди!», ту серию, где Волк и Заяц объединились для того, чтобы выкачивать воду с тонущего корабля. Когда я приехал по адресу этой самоорганизации, то понял, почему они стеснялись представиться. Первое, что бросалось в глаза, — это огромный бюст Ленина в вестибюле…

Часто на исповеди рассказывают, что в посту съели печенье (а там, наверное, был яичный порошок). Но я спрашиваю: «А накормил ли ты хоть одного голодного, помог хоть кому-нибудь в посту?» Некоторые обиженно отвечают, что сами нуждаются в помощи. Тогда я предлагаю постоять вместо бабушки у магазина со стаканчиком, а ей дать возможность погреться. И вот однажды пришлось озвучить это уже с амвона, на что некий прихожанин заметил: «Мы пробовали, батюшка, она стаканчик не отдает!» Пришлось с ней самому договариваться…

С одной стороны, хорошо, когда помощь стала организованной. Это дало возможность охватить всех. С другой стороны, на мой взгляд, потерялось нечто более важное. Поэтому очень необходимо для нас всех во время этого Успенского поста попробовать поститься так, чтобы оторвать что-то от себя и поделиться с нуждающимся, и никто чтобы об этом не узнал. Тогда на личном опыте мы смогли бы понять, что мы потеряли…

Иллюстрации Ирины Русецкой

17.08.2017

Просмотров: 161
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментарии 0
7 лет назад
Отличная статья Отец Герман, вы наш духовный мотиватор????????
Св. Симеон Новый Богослов говорит что человек подобен светильнику. Сам светильник- все бытие человека. Масло -добродетели. Фитиль -разум. А пост и молитва- это качество масла.Чем качество масла лучше тем огонь Божественной благодати ярче

Станислав

7 лет назад
Спаси Господи! Очень замечательная статья о посте. Как часто приходится слышать: " вот, начнется пост, буду лишний вес сбрасывать! " или самому наедаться в прок перед Великим Постом.
Помоги нам Господи, проходить поприще поста и остальную жизнь добрыми делами и милосердием!!!
Спаси Господи, отец Герман! Воистину не хватает любви и щедрости в наших душах. Как всегда, истории и примеры исключительные и душеполезные. Многие лета!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать