X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Как тебя зовут?

Как тебя зовут?

Посвящается моей крестнице

Февронии Дмитриевне Рак.

 

В моей деревне Дарьевка живет около 50 человек и четкое количество коров — 22. О жителях не могу точнее сказать по причине постоянной миграции: кто-то приезжает на летне-дачный период, кто-то привозит своих детей погостить к бабушкам и дедушкам, кто-то — поухаживать за престарелыми родителями, а кто-то — просто на выходные: отдохнуть от города, подышать чистым деревенским воздухом, полакомиться фруктами-ягодами. Постоянными жителями остаются наши кормилицы-буренки.

Начиная знакомство с односельчанами, я не переставал удивляться обилию и разнообразию кличек, которые они придумывали друг для друга по совершенно не ясным для меня мотивам и причинам: были тут и Камсычи, и Рожки, и Капитаны, и Сержанты, были Фашистки и Прусаки, Кони и Лебеди, Гуси и Стрепеты… В общем, фауна и флора — птицы пернатые, гады морские и прочая живность. Не желая уподобляться большинству по причине своего положения (все-таки приходской священник), я попытался выяснить настоящие имена и фамилии. Вот тут-то и открылась тайна такого многообразия кличек.

Оказывается, фамилий в деревне было в основном четыре. А с именами еще интересней: половина женского населения носила «редкое» имя Мария, а мужчины — не менее «редкие» имена Иван и Николай. Впору растеряться и перепутать, тогда как кличка всегда индивидуальна и применима максимум к членам семьи. Например, муж — Мичурин, а супруга — Мичуриха. Видимо, чтобы не путаться в Иванах да Марьях, и стали односельчане награждать друг друга кличками.

 

«Гарна дівчина» — ребенок войны

И вот привозят к нам на побывку мою годовалую крестницу. Мы берем ее на обеденную дойку коров и, надоив молока прямо в бутылочку (так сказать, натуральный коровий фрэш), сокращаем расстояние от производителя к потребителю до минимума, усиленно оздоровляя младенца. Насытившись и пребывая в блаженном благодушии, девочка с удовольствием идет на контакт с окружающими. А по причине всеобщего малодетства желающих пообщаться всегда хватает. Но это общение немного омрачается, когда сельчане узнают, как же зовут эту красотулечку.

— Це ж треба, така гарна дівчинка — і таке ім’я… Вигадають батьки, а як дитині далі жити?!

«Гарна дівчинка» — это ребенок войны. Окраины Луганска находились на тот момент под постоянными обстрелами. Перебои с электричеством, значительно поредевший медперсонал, но — всюду жизнь! Наверное, поэтому окна роддома выходят на маленький дворик перед моргом. Так сказать, круговорот в природе. Не знаю, преследовал ли архитектор цель выразить эту глубоко философскую мысль, расположив два этих здания друг против друга. Или, может, пытался помочь мамашам перенести послеродовое состояние? Или хотел показать, что человек с момента рождения с каждой последующей секундой, минутой, днем и годом приближается к смерти?

Мама нашего малыша подходила к вопросу выбора имени очень серьезно. Поэтому ни слухи о захвате роддома, ни перспектива рожать в подвале при свечах, ни отсутствие рядом родственников и друзей, ни постоянные обстрелы, ускоряющие для многих рожениц процесс появления на свет малышей, — ничто не могло вывести ее из равновесия. Она сохраняла спокойствие и хладнокровие до часа «икс».

И вот свершилось! Как и очень хотелось маме, точно 8 июля появилось на свет наше долгожданное чудо! Сердечные поздравления товарок по палате и, конечно же, традиционный вопрос: «Как назовете малышку?» И опять немая сцена с застывшим вопросом на лице. Забегая наперед, слегка подскажу загадочное имя: в этот же день соседка по палате родила мальчика и после рассказа о причине выбора такого имени для нашей малышки назвала своего мальчика Петром.

 

Окунемся в историю

Давным-давно, в самом начале XIII века, в городе Муроме жил и правил князь Петр. Мало ли князей по всей Святой Руси управляли своими княжествами? Чем же запомнился именно он? Что заставило людскую память не только передавать его историю из поколения в поколение, но и записать для потомков? А дело это (тогдашнее писательство) было весьма дорогим. Выбирали самое необходимое и важное, что могло бы послужить для будущих поколений. Одним из любимых чтений нашего народа были «Четьи Минеи» — это сборник биографий замечательных людей, как бы сейчас выразились. Чуть позже его 12 томов стали обязательным содержимым приданого, дабы молодые супруги при рождении детей имели возможность давать имена в честь великих людей, угодивших Богу.

Нам, современным людям, утопающим в информационном море, трудно себе и вообразить тогдашнюю жизнь. Только представьте: читать, писать никто из простых людей не умел. Интернета, телевидения, радио, газет, библиотек и Wi-Fi не было. Даже передать сообщение в другие поселения было трудно. Не было ни железных, ни шоссейных дорог. Люди могли всю жизнь прожить на одном месте. В общем, минимум информации: только то, что передавалось из уст в уста.

Однако было место, где наши предки собирались каждое воскресенье не только помолиться Богу, но и послушать истории замечательных людей, называемых святыми, о которых читали в перерывах между молитвами.

Вот и нашего князя с его княгиней во времена Ивана Грозного причислили к лику святых и наказали Еразму написать их житие (для чтения в церкви). Но история любви и верности столь увлекла и впечатлила автора, что он, как бы сейчас сказали, не смог выдержать формата. Можно только предположить, как ему влетело за его вдохновенное сказание… Но благодаря этому мы теперь можем наслаждаться романтической историей во сто крат краше гриновских «Алых парусов». Там, подслушав мечтания юной Ассоль, капитан обманом добился ее расположения, и неясно, как дальше складывалась их будничная жизнь. Да и герои вымышленные. А в нашей повести есть и начало, и середина, и даже окончание, которое стало образцом для наших сказок: «…жили они долго и счастливо и умерли в один день!»

 

«Возьми меня в жены!»

Князь Петр заболел проказой. Больниц тогда и в помине не было, как и врачей, одни знахари-самоучки (так сказать, фитотерапевты), потому что ни лекарств, ни таблеток у них не наблюдалось.

И прослышал князь, что в селе Ласково есть мудрая девица, дочь пчеловода, которая знатно врачует. Решил князь Петр попытать счастья: авось поможет? Терять-то все равно нечего. Но был удивлен условием девицы: должен, дескать, князь взять ее в жены! Слыханное ли дело, чтобы князь на простолюдинке женился?

Посчитав условия за блажь и дерзость, князь, дабы смирить девицу, пока врачевался, послал к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, одежду и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес девице пучок льна и, вручив ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь, сними поленце и принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Тот отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди, дай своему князю от меня и скажи: "За то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него"». Слуга принес своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди и скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно — взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, платье и платок?» Слуга ушел и передал эти слова князю, и тот подивился ответу ее. Но решил откупиться деньгами, ведь так проще.

 

Не построить счастья на обмане

Через время князь снова заболел и уже сам, смирившись, вернулся к девице с покаянием. А та, не помня зла, вновь исцелила его. И не только от телесного недуга, но и от духовной заразы — гордости.

Человек замечает в других то, что ему самому свойственно, то, что ему самому понятно, о чем он думает и мечтает и в чем даже имеет некий навык. Вот и некоторые, читающие сказание, сразу стали обвинять девицу в корысти. Дескать, губа не дура! Какую заломила цену! Но если бы она была корыстна, то не отказалась бы от денег, стала таким образом завидной невестой, с таким-то приданым выбрала бы себе кого угодно и жила припеваючи. Ведь мудра была и понимала, что в неравном браке не видать ей счастья: родственники и друзья будут завидовать, дескать, из грязи да в князи, а боярыни — презирать и ненавидеть как выскочку. Так оно и случилось. Однажды князю даже выдвинули ультиматум: «Или бери себе ровню, или вот тебе Бог, а вот порог!» Князь остался верен своей супруге, и по прошествии времени бояре под давлением народа из-за нестроений и бед в городе были вынуждены смириться и просить благословенную чету вернуться.

Однажды я имел возможность опросить молодых людей, чего они ждут от брака. И все перечисляли качества, которыми, по их мнению, должен обладать избранник: доброта и верность, внимание и преданность, любовь и забота и т. д. И лишь один ответил: «Я хочу сделать свою избранницу счастливой…»

Тот, кто требует любви, сам ее не имеет, а у кого она есть — стремится поделиться ею. И на брак наши предки смотрели как на самоотверженное служение ближнему, а не подчинение один другому. И любовь могла родиться только в браке как минимум лет через пять, а пройти ей, любви, невозможно. Проходит влюбленность, но не любовь, для которой и смерть не преграда…

Ну, да вернемся к нашим святым. Прожили они долгую и счастливую жизнь, вырастили детей и в глубокой старости, по тогдашнему обычаю, постриглись в монашество с именами Давид и Евфросиния.

Однажды, когда Евфросиния вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, блаженный князь Давид послал к ней сказать: «О, сестра Евфросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха. Только у одного святого мантию еще не закончила, лицо уже вышила и остановилась. Воткнула иглу свою в воздух и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. После этого послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в восьмой день месяца июля (в России и Украине этот день празднуется как День семьи, любви и верности).

 

«Даешь четвертого!»

Мощи их покоятся в одной раке в городе Муроме в Рождественском монастыре, где мне не раз приходилось бывать по делам сердечным моих прихожан. Не одно венчание было совершено после поездок по их заступничеству. У многих уже по 3─4 ребенка. И вот однажды, в день памяти святых, я был приглашен матушкой игуменьей Тавифой на праздничную трапезу, где епископ и прочие с некой шутливостью обращались к одному скромному мужичку: «Так держать! Даешь четвертого…» Когда же он с ответной речью заговорил на ломаном русском языке, я не смог побороть любопытства и спросил у своего соседа:

— Кто это?

— Джон! Владелец заводов-пароходов, англичанин, у которого долгое время не было детей. Но по совету своей русской жены он обратился в монастырь с просьбой помолиться святым, дабы разрешиться от бездетности. И Господь внял ходатайству Своих угодников. После того как врачи поставили его перед выбором — жена или сын (двоих спасти не удастся), он сам горячо обратился к святым с молитвою. Господь (на удивление врачей) сохранил жизнь и матери, и ребенку. И вот они ожидают четвертого сына.

Об этом событии рассказывает и сама матушка игуменья Тавифа в фильме, снятом Первым каналом, — «История вечной любви. Петр и…»

«Крещается раба Божия…»

Яркий солнечный июльский день. Все вокруг наполнено бурной жизнью природы. И только отдаленная канонада напоминает, что идет война, из-за которой собрались малой компанией. Совершая в часовне Александра Невского таинство Крещения, задумываюсь: за четверть века это первое мое крещение, когда все присутствующие — воцерковленные христиане. Случайных нет. Не нужно никому подсказывать, что говорить или делать. «Символ веры» читает наизусть крестная. «Апостол» читает дедушка, который через время пропадет без вести… И вот самый главный момент: «Крещается раба Божия… Феврония во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь».

Мне кажется, это первая в молодой республике девочка с таким именем. Но, надеюсь, не последняя!

 

15.09.2017

Просмотров: 190
Рейтинг: 5
Голосов: 1
Оценка:
Комментарии 0
7 лет назад

Александр

7 лет назад
Да, Феврония - не понятно. А Гореслав, Диана, Дина и тому подобные? А история вечной любви и сейчас не теряет своей актуальности!
Как же гармонично Вам удалось совместить историю о дорогом сердцу ребёнке и фрагменты из жития святых Петра и Февронии, я восхищена! Настоящий православный ликбез!
Очень поучительно и как всегда очень интересно!!!!!
Комментировать