X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Христианское вероучение способствует укреплению психики человека»

 

 

Интервью с врачом-психиатром, гештальт-терапевтом, членом Свято-Никольского братства г. Минска Андреем Бутько

 

В народе, бывает, говорят: «Ушел в религию, перемолился и умом повредился». Может ли религиозность, церковная жизнь повредить психическому здоровью человека? И наоборот, может ли религиозность помочь укрепить свою психику? Об этом накануне Всемирного дня психического здоровья беседуем с врачом-психиатром, гештальт-терапевтом, членом Свято-Никольского братства г. Минска Андреем Бутько.

— Не религиозность, а, скорее, состояние психического нездоровья приводит к перекосам в духовной жизни, — говорит Андрей Владимирович. — Дело в том, что формирование личности человека начинается еще с внутриутробного периода и крайне интенсивно идет до трех лет. Именно в этот период закладываются основы психического здоровья. А дальше мы имеем дело с «цепочкой», где есть сильные звенья и слабые. Под нагрузкой, из-за стрессов какие-то звенья начинают растягиваться или рваться, а какие-то остаются прочными и надежными.

После 21 года, когда личность в значительной степени сформирована, речь идет уже о том, как укреплять слабые звенья и ремонтировать порвавшиеся. Некоторые люди испытывают в жизни серьезные трудности из-за того, что цепь ненадежна, не выдерживает нагрузки. Тогда человеку трудно во многих сферах жизни — учиться, работать, создавать семью, участвовать в социальной жизни, индивидуально развиваться. Если же «цепь психического здоровья» надежна и хорошо держит нагрузку, то у человека много возможностей, ему легко быть успешным в разных сферах.

В Церкви как богочеловеческой организации, в самом устроении церковной жизни много полезного для укрепления и развития психики: безопасность и принадлежность, принятие себя и другого, границы и иерархия, ответственность. Мы развиваем в себе такие способности, как: тянуться к Богу и другому человеку, совместно создавать, быть чувствительным, принимать ограничения, слабость, бессилие и беспомощность. Здесь много элементов психотерапевтических и обучающих, например, дается понимание того, что Спаситель — главный, а человек — подчиненный, дается умение слушаться…

Другими словами, Церковь воспитывает послушание, смирение?

Да. И в жизни мы везде сталкиваемся с тем, что все это нужно нам. Вот начальник на работе руководит — надо подчиняться. А это часто нас напрягает: «А кто такой начальник? Да он такой же, как я!» А когда мы учимся подчиняться Богу, слушаться духовного отца, батюшку, то получаем универсальный навык. Соответственно, когда со стороны человека меньше сопротивления жизни, ему легче подчиняться, тогда меньше нагрузка на определенные звенья в цепи. Меньше травм каких-то. Правильное устроение церковного общества помогает человеку легче адаптироваться в обычном обществе. Это капитал поведенческих стереотипов, которые помогают жить.

Во время Венчания все торжественно, радостно — и человек развивает навык радоваться. На отпевании обучается грустить, прощаться, переживает глубокую грусть. Церковь учит распознавать свои эмоции и переживать их. Церковная жизнь включает эти полезные элементы, которые способствуют развитию человека.

 
 
 
 

Один из моих учителей, психотерапевт, человек неверующий, утверждает, что Библия — очень полезная книга, что она должна быть настольной книгой психотерапевта. Я спросил: «Почему?» А он сказал: «Потому что в Библии собрано множество ситуаций поведенческих, того, как люди поступали и какие были последствия этих поступков — хорошие или плохие». А ведь вся поведенческая психотерапия на этом построена: будешь делать вот так — и тебе будет хорошо, станешь поступать по-другому — будет плохо.

Но для верующего человека в этих примерах действие Промысла Божиего и Его воздаяние каждому по заслугам…

Да, конечно. Но интересно, что специалист-психотерапевт хотя не берет всю полноту христианского вероучения, использует какой-то его элемент, какой-то его кирпичик, в котором способен увидеть пользу.

Вы сказали о положительном воздействии церковной жизни. А приходилось ли Вам как врачу сталкиваться с негативными последствиями религиозности?

Да, у людей, склонных к зависимым отношениям, церковная жизнь может усугублять тенденцию к зависимости. Потому что такие люди хотят, чтобы кто-то взял ответственность за их жизнь. Они ищут какого-то учителя, который указывал бы им, как жить, им трудно самим делать выбор. И хорошо, если им попадется батюшка, который будет препятствовать зависимым отношениям, будет учить думать, рассуждать. А если, наоборот, священник склонен к упоению своим авторитетом, к нарциссизму (говоря языком психотерапии), самовозвеличиванию, к гордости, то тогда зависимое поведение человека, который ищет себе «гуру», начинает прогрессировать, усугубляется. Вот такой перекос возможен — один склонен командовать, а другой — слепо подчиняться.

Если же духовник будет препятствовать неправильным отношениям, то человек будет оздоравливаться, подтягиваться к тому, что предлагает Церковь. Либо… найдет себе иного «учителя», который проповедует «легкий хлеб», сыроядение, йогу или еще что-то.

Еще пример. Духовный руководитель говорит: «Оставляй семью, уходи в монастырь». Человек более-менее здравомыслящий подумает: «Какой-то странный батюшка… Надо у другого спросить». И начнет проверять, спрашивать у других священников, у других старцев. А для человека с изначально зависимой натурой, который ищет, на кого переложить ответственность, это повод: теперь можно не просто так семью и детей бросить, а с «благословения».

Сама по себе Церковь учит здоровым отношениям. Христианское вероучение учит брать на себя ответственность за жизнь, за природу, за тело, данное Богом, и способствует укреплению психики человека. А вот отдельные личности могут его искажать, злоупотреблять им. И некоторые люди воспринимают искаженное учение.

Церковное пространство может стать местом, где реализуется и разворачивается уже до Церкви сформированное психическое расстройство. Вот у человека есть проблемы в жизни — с мамой, с папой, с женой или мужем — и он может убегать от этих проблем, начав курить, пить, колоться наркотиками, а может «убежать» в духовную жизнь. Он начинает активную церковную жизнь и забрасывает остальные интересы, контакты, семью, родственников. Правда, его церковная жизнь приобретает форму того же зависимого поведения, только человек зависим уже не от духовника, а от самого церковного учения. Для того чтобы уменьшить свою тревогу, тоску, он употребляет не какое-то вещество (алкоголь, наркотик), а уходит в церковную жизнь, используя лишь ее ритуальную, обрядовую часть. На каком-то этапе это не так уж плохо, но когда становится чрезмерным, то приобретает характер «запойного» состояния. Внешне все вроде бы хорошо — человек с утра до ночи молится. Но это может быть банальной зависимостью, своего рода наркотиком, способом уйти от своего тревожного, болезненного состояния…

 
 
 
 

Но, может, это попытка найти смысл своего существования? Раз жизнь не удовлетворяет, вызывает чувство тоски, тревоги…

Это, скорее, попытка уйти от проблемы. Зависимость от церковной жизни — это не самый плохой способ. Но все же не слишком здоровый. Опять же, этот человек изначально сам искажает свою религиозность.

Еще одно искажение религиозности, когда какие-то элементы христианства могут быть восприняты как некая сверхценная идея, которая вытесняет все потребности человека. Если у человека до прихода в Церковь другие сферы жизни были несколько недоразвиты, если он изначально был не реализован, то ему может быть не особенно важно, какую именно сверхидею принять. Он может увлечься идеей, что нужно молиться круглосуточно, а может подцепить идею, связанную с сыроядением, с язычеством. То есть, по сути, он может злоупотребить чем угодно...

И еще один момент. В храм приходит много людей с проблемной психикой — это общеизвестно. Они тянутся к «тихой гавани». И это не плохо. Но опять же здесь тоже могут быть злоупотребления. Некоторым таким прихожанам кажется, что у них какие-то видения, они слышат голоса и считают, что обладают какими-то сверхспособностями…

Такие «прозорливцы» могут повредить неокрепшим, наивным, неопытным душам, кого-то смутить, напугать…

Могут. Но если они попадут к священнику, который будет настраивать их: «Молись, постись, трудись, принимай лекарства, слушай доктора», и начнут так поступать, то это будет их стабилизировать, оздоравливать. Их поведение станет более упорядоченным. Здоровая церковная жизнь под руководством здравого священника будет способствовать укреплению психического здоровья.

Этому способствуют и хорошие фильмы, хорошие книги, общение с психически гармоничными людьми по принципу «с кем поведешься — от того и наберешься».

Но кроме этого, мы верим еще и в то, что церковные таинства укрепляют душу человека во всех отношениях, благодать Божия врачует наши немощи, в том числе душевные…

Да, согласен. Только как на психическое здоровье влияют человеческие факторы, мне понятно, а механизм действия благодати для меня — тайна.

 

Беседовала Елена Наследышева

Просмотров: 188
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать