X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Путеводные огни

Введение во храм Пресвятой Богородицы

«Не помню, как давно я привык праздновать этот замечательный день, знаю только, что он давно уже привлек к себе мое внимание, — невольно и сперва смутно в уме зарождалась мысль, что 21 ноября (по старому стилю. — Ред.) есть день, когда празднуется первообраз воспитания истинно христианского, первообраз богоугодного развития христианского юношества, первообраз исторического возрастания нашего христолюбивого народа.

День Введения Богоматери во храм — все равно что новолетие, не церковное или гражданское, но новолетие, так сказать, личное, сознательно ощущаемое человеком впервые, когда семья приступает к его обучению. Этот праздник самый близкий к дням зимнего солнцестояния — вскоре после него начинают увеличиваться дни, и чем дальше, тем больше; никакие морозы не в силах бывают остановить на первых порах медленное, но зато верное приближение царства тепла и света, ради которого можно перенести какой угодно холод, какую угодно непогоду. В этот день совершилось событие, без которого не могло произойти Рождество Христово, то есть, в сущности, не наступило бы ничего. Богоизбранная Отроковица введена в храм, посвящена фактически Богу, отныне началось Ее воспитание, которое должно было так образовать Ее ум, вызвать и развить в Ее сердце такие расположения, так направить и укрепить Ее волю, чтобы из Нее создалось истинное "вместилище Невместимого». Здесь не творилось новое небо, но, несомненно, полагалось начало созиданию новой "ненасеянной" земли. Колена израилевы и не подозревали, что с этого дня начинается новая пора в их жизни, что юная Дева, вводимая во храм, ясно предвозвещает всем, имеющим очи, Христа — Обновителя и Искупителя грешного мира.

С ранних детских лет люблю я этот день Введения; люблю слышать вечно старое и каждый раз новое, оживляющее душу: "Христос раждается, славите"; люблю, став на всенощной в темном углу ярко освещенного храма, из полумрака смотреть на пылающий огнями иконостас: приятнее видеть на расстоянии яркий свет, чем самому находиться в сфере его состояния. "Днесь благоволения Божия преображение, и человеков спасения проповедание…" — сколько раз я слышал эти потрясающие сердце слова и сколько еще раз хотел бы их услышать!

 

Самый образ праздника по своей торжественной простоте и важности может быть смело поставлен в ряд наиболее трогательных, наиболее действующих на сердце созданий церковной живописи. Вот трехлетняя Отроковица, достигшая с родителями Иерусалима, вступает в храм Господень. Девический лик с возжженными свечами предшествует Ей; святые родители кротко и честно ведут Ее между собою за руки; множество сродников и знаемых с веселием следует, держа в руках свечи и окружая Пресвятую Деву, как звезды луну светлую, а первосвященник Захария принимает Ее на ступенях храма.

День 21 ноября выясняет всю незаменимую важность брака для людей обыкновенных, не для святых, как апостолы Павел и Иоанн, а для тех, кто живет в мире и поддерживает в нем жизнь и существование. Этим последним брак дает возможность исполнять одну из величайших заповедей Бога: возлюби ближнего, как самого себя (Ср.: Мф. 22: 39). Брак делает родными, дорогими сердцу людей, вчера еще чужих, которых обыкновенный слабый человек никогда бы, без брака, не в состоянии был полюбить. Этого мало: супружество научает любить родственника больше себя, как это нередко приходится видеть в поведении отца и матери, иногда не щадящих труда, средств и самой жизни для блага детей. Ясно, что брак увеличивает сумму действительной любви в мире, открывает для нее новые поприща, распространяет ее на тех, кто иначе были бы врагами или, по крайней мере, равнодушными, безразличными друг к другу. В детях родители, достойные этого имени, находят продолжение своей жизни, свое бессмертие, единственно доступное людям, которое не в "состоянии ни выстроить дома, ни написать книги". Для таких родителей благочестивые дети, вырастая в хороших, а иногда даже святых людей, становятся и тем, и другим — и домом, и книгой: их сердце — храм, а дух — книга, предназначенная для вечности… Таковы Дева Мария, Предтеча Иоанн, Давид, Товит и другие. Без них что сталось бы с именами их родителей и были ли они благословенны?

 

Событие Введения Богоматери во храм есть первообраз воспитания истинно христианского. Трехлетняя Отроковица Богоматери была отдана в девическую обитель, причем к Ней приставлены были девицы летами старше, в Священном Писании и рукоделии искусные, чтобы еще в годы младенчества Богоотроковица навыкла и Писанию, и рукоделию. Посещали Ее святые родители — Иоаким и Анна; особенно Анна как мать часто приходила видеть дочь свою и поучать Ее. И научилась Девица вскоре еврейскому писанию совершенно, привыкла и к рукоделию; вообще же была остроумна и любила учение, не только в Писании Святом поучалась, но упражнялась в плетении льна и шитье; особенно усердно исполняла Она те работы, которые были потребны священникам к служению церковному, и привыкла к рукоделию, которым после, при Сыне, могла питаться честно.

Подавалась Пречистой Деве, как и прочим девицам, от храма обычная пища, но ту съедали нищие и странники. Сама же Она питалась больше хлебом небесным, ангельским, упражняясь в богомыслии и молитве. Когда пришла Она в больший возраст и научилась рукоделию и Писанию, то больше упражнялась в молитве, чем в рукоделии; целые ночи и большую часть дня Ей стало обычно проводить в молитве. Такова была жизнь Ее в детстве и отрочестве: день ото дня Она росла и крепла духом; вместе с этим возрастало и Ее подвижничество; с трудолюбием упражнялась и молитва; от силы в силу шла Богоотроковица, пока сила Вышнего не соделала Ее Матерью Бога Слова, Царицей неба и земли, Заступницей рода христианского.

В наше время многие воздерживаются от брака из боязни иметь детей, а с ними иметь заботы и огорчения, и этот эгоизм выставляют как нечто нравственное и даже благочестивое, забывая, что неудобно грязными губами проповедовать о чистоте рта. Да и в воспитании, в обучении современных православных детей мало видишь подобного тому идеалу, какой дается в примере Пресвятой Девы. Каждое дитя в стародавнее время училось только в церкви и у церкви, но зато с первых дней рождения и не опустительно. А теперь мы мечтаем удовлетворить врожденному религиозному чувству детей более или менее стесненными уроками по Закону Божию и несколькими в году посещениями храма Божиего, — да и то посещениями только литургии…

Прекрасно сознаю, что все сказанное далеко не достаточно для выяснения всей глубины разбираемого события праздника, но я отлично понимаю и то, что такая великая цель здесь мало уместна. Довольно поделиться с другими теми мыслями, в которых хочешь утвердиться, теми чувствами, которые полезно вызвать и развить в интересах собственного духа…»

 

В. К. Н.

Из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Царство Святой Троицы»

04.12.2016

Просмотров: 112
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Комментировать