ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье — праздник, отмечаемый Церковью в воскресенье, предшествующее Неделе Пасхи, то есть в шестую Неделю Великого поста. Об этом празднике упоминается еще у святителей Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века.
Согласно ветхозаветным пророчествам иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху, накануне ежегодного празднования избавления евреев из египетского плена. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и многие ожидали национального освободителя от иноземного господства.
Народ, зная о воскрешении Лазаря, встречает Христа очень торжественно. Город и все его окрестности были заполнены паломниками. Тридцать лет спустя, по свидетельству историка Иосифа Флавия, римский прокуратор произвел учет агнцев, забитых в Иерусалиме на Пасху, и установил, что их число приближалось к четверти миллиона. Одного ягненка забивали на группу минимум в десять человек, а это значит, что на Пасxy в Иерусалиме собиралось более 2,5 миллиона человек. По закону каждый взрослый иудей мужского пола, живший на расстоянии до 30 км от Иерусалима, должен был прийти на Пасху в столицу Израиля, однако на этот величайший праздник собирались иудеи не только из Палестины, но и со всех уголков тогдашнего мира. То есть момент прихода Спасителя в Иерусалим оказался наиболее драматичным. Люди расстилали свои одежды по дороге, срезали ветви с пальм и размахивали ими, свидетельствуя о статусе Христа совершенно определенным образом.
Господь тем не менее не претендовал на царский престол в Иерусалиме. Он претендовал лишь на то, чтобы царствовать в сердцах. Спаситель показывает, что входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны. На Востоке въезд в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны, так как лошадь была боевым средством передвижения, а осел — мирным. И вот Христос пришел скромно, верхом на осле. Если говорить о том, что Господь претендовал на то, чтобы быть царем, то только на то, чтобы быть царем мира. Он показывает, что пришел не для того, чтобы разрушать, а чтобы любить; не для того, чтобы осуждать, а чтобы помогать; не с вооруженной силой, а в силе любви.
На Руси не растут пальмы, поэтому с давних времен существует традиция приходить в этот день в храм с ветвями вербы, выпускающей листья раньше других растений. Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках молодые побеги вербы, цветы и зажженные свечи.
Почему каждый год мы вспоминаем это событие с такой же радостью, словно мы сами стоим на улице святого города и ждем, и встречаем, и ликуем, и повторяем все те же слова, все то же вечное «Осанна»? Это значит, что пускай только в одном далеком от всех нас городе, но Христос был Царем, царствовал, был признан народом как царь! Да, Он учил о царстве Божием, о будущем Своем воцарении. Но вот в тот день, за шесть дней прежде Пасхи, Он явил Свое царство на земле, открыл его людям, призвал их, а с ними и всех нас, стать гражданами этого царства Христова, подданными этого смиренного Царя, Царя без земной власти и без земного могущества, но всесильного любовью.
Протопресвитер Александр Шмеман
С праздником Входа Господня в Иерусалим! Мы с вами сейчас не находимся в Иерусалиме как в географической точке земного шара, но знаем, что есть горний Иерусалим, в который мы стремимся. Новый Израиль — это те люди, которые пошли за Христом. Они вышли из Египта, то есть вышли из этого мира, который лежит во зле, и пошли искать землю обетованную.
И мы идем с вами по пустыне. Наш двухмиллионный город — это тоже пустыня. Очень редко на улице, в магазине, в каких-то людных местах услышишь слово Жизни, а еще реже увидишь живые глаза. Поэтому мы говорим об этом мире как о пустыне, в которой души людей сожжены грехом, и они бесцельно ищут, чем бы заполнить душевную пустоту. Витрины, реклама… Вот, например, тур, путешествие — полетишь, на солнышке погреешься, купишь что-то красивое, еда какая-то особенная — все, чтобы заполнить пустоту. Но ее ничем не заполнить, кроме Бога.
И вот мы встречаем Христа. Мы в новом Иерусалиме. Мы пришли в храм, чтобы начать жить по-новому, начать жить с Богом, начать жить так, чтобы победить смерть. Победить смерть — это главная задача в жизни христианина. Мы знаем, что с каждым днем смерть приближается, а лекарства и врачи… Они, может быть, продлят нашу жизнь на несколько лет, и что? Все равно смерть приближается, и наша задача — ее победить. Есть у нас с вами другой Врач, Который лечит бессмертную душу. Конечно же, и человеку, потерявшему Бога, превратившему рай в помойку, в кладбище, тоже хочется радости. И этой радости он в мире не находит… А Церковь дает человеку эту радость. Вот вербочки… Казалось бы, как маленькие дети, — держат прутики с цветочками, а это же ради Бога… И действительно, надо быть детьми, чтобы кричать: осанна в вышних! (Мк. 11: 10). А ведь можно и по-другому на все это посмотреть: «Что ты время теряешь! Иди, деньги зарабатывай или телевизор смотри — пятьдесят каналов щелкай! Развлекайся, ешь, пей, веселись! О чем ты здесь думаешь? Собрались тут, как дети малые, звать и славить Бога, жить с Богом!» Мудрым, знатным, сильным века сего не нужен Христос. Эти люди самодостаточны. А мы пришли к Богу, потому что понимаем, что у нас ничего нет. Посмотрите, какой все-таки слабый человек! Вот у человека праздник, торжество, и вдруг разболелся зуб. Все, праздник кончился — зуб болит! Маленький сосудик в организме лопнул — человек уже лежит и встать не может… Память теряет, речь теряет. Вот какой слабый человек сам по себе! И какой же сильный человек с Богом! Тогда он все может, потому что чувствует, что Бог живет в его сердце. Вот к какому Богу мы с вами пришли и какого Бога мы сегодня с вами встречаем! У Него мы должны учиться, Ему мы должны служить, с Ним мы должны жить, чтобы победить смерть. Пройдет еще неделя, и мы станем свидетелями победы над смертью. Мы услышим слова, которые возгласит Церковь: смерти нет! Услышим слова, которые возгласил апостол: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15: 55).
Очень хочется, чтобы, имея такой источник жизни, такую радость, мы делились ею с теми, кто еще не дошел до храма. Чтобы мы своей жизнью помогали людям увидеть красоту Божию. Проповедь этой красоты не в словах, а в нашем внутреннем состоянии. Берегите Бога в своих душах. Всю любовь Господь нам уже дал. Мы становимся причастниками жизни вечной и той благодати Божией, которая очищает, освящает, обновляет человека. Все это совершает Господь ради нашего спасения. Будем благодарить Бога за Его безграничную и неисчерпаемую любовь к нам, недостойным.
Мы с вами можем сказать: «Если бы в Беларусь пришел Христос, мы бы Его не распяли, мы бы Его услышали!» Неправда. Человек остается человеком. И как нам нужно изменить свою человеческую природу, чтобы принять то, что Царь будет распят, оплеван и убит! Очень мало добровольцев найдется, чтобы послужить такому Царю и идти за Ним до конца. Но в том-то и дело, что христианин понимает, что сила Божия в немощи совершается (Ср.: 2 Кор. 12: 9). Через несколько дней мы услышим, что эти же люди, которые сегодня приветствовали Спасителя, славили Его, резали ветви и постилали их и свои одежды Ему под ноги, будут кричать: распни, распни Его! (Лк. 23: 21). Такова природа человека. Она не зависит ни от национальности, ни от политических, ни от климатических условий. Это человеческая природа, испорченная грехом. Этот мир научил нас кланяться земным царям и не принимать Царя Небесного, Который приносит не безделушки, ценящиеся в мире, а Свою любовь, страдающую и распинаемую. Мы не должны бояться этой любви, мы должны искать ее и в ней находить всю правду и всю полноту нашей жизни.
Будем благодарить Бога за Его великие благодеяния!
Протоиерей Андрей Лемешонок
«Слеза». Праздничный и Сестринский хоры Свято-Елисаветинского монастыря